В статье анализируются конвенции, регулирующие алиментные обязательства на международном уровне. Отмечается необходимость участия России в «алиментных» конвенциях, что позволит исполнять решения российских судов о взыскании алиментов за рубежом и иностранные судебные решения в Российской Федерации.
Ключевые слова: взыскание алиментов, коллизионное регулирование, конвенция, иностранный элемент, международный договор.
Исполнение судебных решений иностранных судов о взыскании алиментов в нашем государстве зачастую сопряжено с возникающими препятствиями законодательного характера. Актуальность проблемы взыскания алиментов с находящихся за границей лиц сложно переоценить, поскольку говорить об исполнении таких судебных решений представляется возможным лишь в том случае, когда у нашего государства имеется договор о правовой помощи с тем государством, на территории которого находится ответчик. Однако проблема заключается в следующем: на современном этапе развития на международной арене приняты и используется значительное количество алиментных конвенций о юрисдикции и праве, применимом к алиментным правоотношениям, однако, Россия, вопреки взятым на себя международным обязательствам, не только не участвует в них, но и не использует их наработок в своем национальном праве, что приводит к нарушению прав граждан. Представляется, что для лица, обратившегося в судебную инстанцию за взысканием алиментов, вопрос реального их получения является наиважнейшим ввиду недостаточности или вовсе отсутствия других источников материального благополучия. И ведь для самого лица при этом абсолютно безразлично, по законодательству какого государства будут взыскиваться алименты, ему важно их получить. Попытки создать единую унифицированную систему на международном уровне были предприняты еще в середине прошлого столетия, когда с целью защиты имущественных интересов в 1956 г. была принята Конвенция «О взыскании алиментов за границей». Правовые и фактические трудности были вызваны тем, что Конвенцией был установлен особый порядок взыскания алиментов — через агентства, деятельность которых должна была быть организована без обращения в консульства и представительства, однако во многих государствах не получила официального признания. Как первая попытка решить проблему рассматриваемая Конвенция имеет огромное значение.
Регулирование алиментных обязательств основывается на двух блоках норм: международные нормы, регулирующие основные аспекты, в том числе региональные и двусторонние договоры, а также нормы национального законодательства, которыми определено коллизионное регулирование в случае вмешательства в правоотношения иностранного элемента. Наиболее значимыми конвенциями, регулирующие алиментные обязательства в международном праве, являются: «О признании и исполнении судебных решений по делам об алиментах в пользу детей» 1958 г., «О юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении» 1965 г., «О праве, применимом к алиментным обязательствам» 1973 г., «О юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей» 1996 г., «О международной системе взыскания алиментов в отношении детей и других членов семьи» 2007 г. Из перечисленных выше конвенций Россия участвует лишь в одной — Конвенции 1996 года, и то лишь с 1 июня 2013 года.
В соответствии с Конвенцией 1996 года на ребенка распространяется исключительная юрисдикция государства, где он проживает совместно с родителями. При перемене места жительства ребенок остается под защитой данного государства до тех пор, пока не будет определено его новое обычное место жительства. Российские уполномоченные органы должны принимать меры по охране имущества в интересах ребенка, пока последний находится под юрисдикцией России. В качестве исключения может применяться или приниматься во внимание право другого государства, с которым ситуация наиболее тесно связана. Важнейшим положением Конвенции является норма, закрепленная в статье 20, о том, что нормы о подлежащем применению праве применяются даже если закон, к которому отсылает коллизионная норма, является законом не участвующей в конвенции страны [1].
Как мы видим, наше государство практически не участвует в конвенциях, посвященным рассматриваемому вопросу. На сегодняшний день вопрос необходимости универсального регулирования в сфере алиментных обязательств стоит достаточно остро, в том числе для России, а потому нельзя не отметить особую роль Конвенции 2007 года, которая совмещает результативность механизма «международного» взыскания алиментов и необходимую гибкость для ратификации максимальным количеством государств. Данным документом устанавливается, что в случае поступления просьбы обеспечить выплату алиментов государства должны будут «применять тот же набор принудительных мер», какие бы применялись в случаях выплаты алиментов в пределах этих государств. По своей сути Конвенция предлагает порядок международного взыскания алиментов через судебную систему, в рамках которой заявители получают поддержку административных органов (Центральных органов). При этом заявители помимо обращения в Центральные органы могут напрямую обращаться в компетентные органы запрашиваемого государства с соблюдением принципа неизменности компетенции [5, с. 23]. Также Конвенция 2007 года предусмотрела наиболее простой и емкий порядок взыскания алиментов на ребенка в случаях, когда один из родителей находится на территории другого государства. В целом данная Конвенция оказывает содействие в реализации права на получение алиментов гражданами договаривающихся государств в самых различных формах.
В юридической литературе сформировалось мнение о том, что России необходимо присоединиться к рассматриваемой Конвенции 2007 года и дополняющему ее Протоколу о праве, применимом к алиментным обязательствам [4, с. 13]. Как участник совещания по подготовке данной Конвенции Россия готовится к ее ратификации, в связи с чем готовятся изменения в российское законодательство. Присоединение России к данной Конвенции способствовало бы обеспечению взыскания алиментов с должников, проживающих в развитых западных государствах, и гарантировало бы предоставление содержания несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи, нуждающимся в поддержке, независимо от места жительства плательщика алиментов.
Как уже было отмечено, в силу ч. 1 ст. 409 Гражданского процессуального кодекса РФ решения иностранных судов, будут признаны и исполнены, только если это предусмотрено международным договором Российской Федерации [2]. Эта норма закрепляет чрезвычайно сложный порядок, поскольку заключение международного договора не самая простая процедура. Поскольку Россия не является до сих пор участником Конвенции 2007 г., отсутствует иной механизм исполнения решений иностранных судов. Представляется необходимым дополнить статью 409 ГПК РФ положением, позволяющим исполнять решения иностранных судов на условиях взаимности. Это вызвано тем, что не всегда в соглашениях упоминается об исполнении решений и порядке его исполнения. Несмотря на это, суд (по сути, по своей инициативе) может прийти к выводу о том, что исполнение решения всё же возможно, учитывая общий дух такого соглашения о сотрудничестве, поскольку соглашение в принципе существует. Но природа принципа взаимности не является jus cogens, и у суда отсутствует обязанностью следовать этому принципу, поэтому требуется легально закрепленная норма.
Из вышесказанного следует вывод о том, что сотрудничество стран в сфере алиментных обязательств придерживается пути универсализации коллизионного регулирования семейных отношений, осложненных иностранным элементом в международных соглашениях. В связи с этим в России также принимаются меры по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере, однако России следует активнее участвовать в ратификации «алиментных» конвенций [3, с. 179].
Литература:
- Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (принята в г. Гаага 19 октября 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 32. Ст. 4297.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г. № 245-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2020. № 31. Ст. 5004.
- Концевой Г. В. Алиментные обязательства в международном частном праве: дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2015. 191 с.
- Галенская Л. Н. Взыскание алиментов за границей (о возможности присоединения России к Конвенции 2007 г. «О международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи») // Журнал международного частного права. 2009. № 1. С. 3–16.
- Тригубович Н. В. К вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции о международной системе взыскания алиментов в отношении детей и других членов семьи от 23 ноября 2007 года // Семейное и жилищное право. 2016. № 6. С. 21–25.