В статье рассматриваются особенности правового регулирования права ребенка на алименты. Рассматривается зарубежный опыт регулирования этого вопроса и возможность заимствования этого опыта в национальном праве.
Ключевые слова: право ребенка на алименты, обязанность родителей по содержанию, принудительное взыскание, алиментный фонд.
Для полноценного развития ребенка необходимы материальные затраты для удовлетворения его потребностей. Согласно ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989 ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного и социального развития. Обязанности по осуществлению данного право возложены на родителей ребенка. В каждой стране существует обязанность родителей содержать своих детей. В Российской Федерации эта обязанность закреплена в ст. 80 СК РФ. Если родитель в добровольном порядке отказывается выполнять свои обязанности по содержанию ребенка, то законодательством предусмотрены нормы для принудительного взыскания с такого родителя алиментов на содержание несовершеннолетних.
В Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года одним из приоритетных направлений обозначена необходимость разработки мер, направленных на обеспечение регулярности алиментных потребностей детей [2]. Постановлением Пленума Верховного Суда от 25.10.1996 № 9 даны подробные разъяснения применения законодательства по вопросам о взыскании алиментов [4]. Однако ежегодное увеличение количества обращений с суды с исками о взыскании алиментов свидетельствует о том, что в области законодательства по этому вопросу существуют определенные проблемы [3].
Действующим российским законодательством предусмотрено два вида взыскания алиментов:
– в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу плательщика алиментов;
– в твердой денежной сумме.
В статье 81 СК РФ закреплено, что на одного ребенка взысқивается одна четвертая, на двоих детей — одна третья, на троих и более детей — половина заработка и (или) иного дохода.
Отметим, что размер алиментов не учитывает возраст детей, их реальные потребности. Сложно не согласиться, что чем взрослее становится ребенок, тем больше материальных затрет требуется для удовлетворения его потребностей.
В Германии, при определении размера алиментов учитывается возраст несовершеннолетнего и материальное положение родителя-плательщика алиментов. Ориентиром при расчете алиментов является Дюссельдорфская таблица [1, с.39–42]. При этом доход родителя, с которым проживает ребенок не имеет значения.
При определении размера алиментов в Соединенных Штатах Америки учитывается базовая сумма, необходимая для удовлетворения потребностей ребенка и доход каждого из родителей. Вклад в содержание ребенка распределяется пропорционально доходу каждого из родителей [1, с.39–42].
Таким образом мы видим, что в европейских странах более гибкое регулирование размера алиментов. Считаю, что российскому законодателю необходимо законодательно установить минимальный размер алиментов, выплачиваемых на содержание ребенка равный половине прожиточного минимума, установленного в регионе, не каждого ребенка. В ст. 81 СК РФ необходимо внести поправки: «При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей, но не менее половины величины прожиточного минимума на каждого ребенка, установленного в регионе». Если же при исчислении алиментов в долях к заработку размер алиментов получается меньше половины величины прожиточного минимума на ребенка, то размер алиментов должен быть установлен в твердой денежной сумме.
Также считаю, что российскому законодателю необходимо предусмотреть более гибкую систему установления размера алиментов в зависимости от возраста ребенка. Так как, чем старше ребенок становится, тем больше материальных затрат на обеспечение его потребностей.
Согласно Российского законодательства, дети имеют права получать алименты до достижения совершеннолетия. Также алиментные обязательства в отношении ребенка могут прекратиться и раньше, если ребенок вступит в брак или будет эмансипирован. После достижения ребенком совершеннолетия, обязательства родителя-плательщика алиментов прекращаются. Исключение из этого правила предусмотрено для нетрудоспособных нуждающихся детей. Исходя из этого положения, некоторые суды назначали алименты на совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения до достижения 23 лет. Но Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики от 13.05.2015 признал такую практику ошибочной, и указал, что к нетрудоспособным нуждающимся совершеннолетним детям необходимо относить только тех, кто является инвалидами [3].
Однако считаю, что законодателем необходимо закрепить право на получение алиментов за совершеннолетними детьми, обучающимися по очной форме обучения до достижения ими 23 лет. Отметим, что в ряде зарубежных стран, таких как Германия, Швеция, Эстония обязанность родителей по содержанию своих детей сохраняется до 21 года, если они получают основное общее, среднее или высшее образование. А в некоторых странах обязанность родителей содержать своих детей сохраняется до обретения последними финансовой независимости (Латвия, Чехия) [5, с.115–116].
Кроме того, потребность в финансовой поддержке может возникнуть и у несовершеннолетних эмансипированных детей или вступивших в брак. Считаю, что для укрепления имущественных прав детей, законодатель должен закрепить норму, что эмансипированные и вступившие в брак несовершеннолетние дети имеют право на получение алиментов со стороны своих родителей до достижения возраста 18 лет, если будут признаны судом нуждающимися в материальной поддержке.
Отдельной проблемой является исполнение судебных актов о взыскании алиментов. Российским законодательством предусмотрен ряд мер, применяемых к родителям, которые нарушают алиментные обязательства. Так согласно Федерального закона от 02.10ю2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на имущество должника может быть наложено взыскание (ст. 68 закона); при задолженности свыше 10 тысяч рублей может быть наложено временное ограничение выезда должника за пределы РФ, а также ограничение права управления транспортным средством [6]. Кроме того, за неуплату алиментов установлена административная и уголовная ответственность.
Тем не менее как было отмечено в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, «2,2 млн. детей, из них 400 тыс. детей из малообеспеченных семей, не получают алименты. На конец 2013 года в службе судебных приставов находилось более 1 млн. исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. В отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, возбуждено более 66 тыс. уголовных дел». Считаю, что государство должно проявить большую заинтересованность в решении данного вопроса. Стоит обратиться к опыту зарубежных стран. Так в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Австрия, Швеция, США и др.) созданы государственные алиментные фонды. Основная функция этих структур состоит в выплате ребенку по заявлению родителя специального пособия на период розыска плательщика алиментов. Считаю, что такой алиментный фонд может быть создан в России.
Литература:
- Антокольская М. В. Правовое регулирование алиментных отношений в зарубежных странах // Семейное и жилищное право. 2018. № 1. С.39–42.
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р) // СПС «Консультант Плюс»
- Обзор судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей (Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015 // СПС «Консультант Плюс»
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 «О применении судами семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» // СПС «Консультант Плюс»
- Тарусина Н. Н. Сочнева О. И. Права детей: учебно-практическое пособие. — Москва: Проспект, 2018. — 176 с.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // СПС «Консультант Плюс»