Статья посвящена исследованию понятия института банкротства (несостоятельности) в Российской Федерации и его правовых основ. Система правового регулирования института банкротства рассматривается как многоуровневый механизм, включающий в себя нормы материального и процессуального права.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, арбитражный суд, внесудебное банкротство, кредитор, должник.
The article is devoted to the study of the concept of the institution of bankruptcy (insolvency) in the Russian Federation and its legal foundations. The system of legal regulation of the institution of bankruptcy is considered as a multilevel mechanism that includes the norms of substantive and procedural law.
Keywords: bankruptcy, insolvency, arbitration court, out-of-court bankruptcy, creditor, debtor.
Функционирование рыночной экономики, как показывает практика, невозможно без развития правового института банкротства или несостоятельности. У института банкротства в сфере экономических процессов целый перечень функций, позволяющих обеспечить комплексное социально-экономическое развитие страны в целом.
С одной стороны, институт банкротства защищает непосредственно заемщиков, которые в сложных экономических условиях не могут своевременно исполнять свои обязательства, а с другой — обеспечивает кредиторам возможность возместить часть своих убытков в случае банкротства предприятия или физического лица.
При анализе правовых основ банкротства, в первую очередь необходимо обратиться к фундаментальному нормативно-правовому акту: Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, который следует считать одним из основных источников права для института банкротства в Российской Федерации [1].
В ст. 2 вышеприведенного нормативно-правового акта содержится легальное определение банкротства (несостоятельности), изложенное в следующей редакции: «Несостоятельность (банкротство) (далее — банкротство) — признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1].
Основываясь на приведенном определении, следует отметить, что для статуса банкротства (несостоятельности) важно наличие следующих условий:
— признание арбитражным;
завершившаяся процедура внесудебного банкротства гражданина.
Обобщая изложенное, следует заключить, что признать юридическое или физическое лицо банкротом согласно легальному определению возможно только по решению арбитражного суда или в случае завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина, в иных ситуациях данный термин не
Говоря о банкротстве как институте, следует отметить, что его суть заключается в освобождении от обязательств перед кредиторами. По завершении реализации имущества или при выполнении плана реструктуризации долгов должник освобождается от долгов.
С правовой точки зрения институт банкротства обладает комплексностью, выраженной объединением норм материального и процессуального права.
Характеризуя правовую сторону института банкротства помимо ранее указанного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ следует также обозначить в качестве ключевого источника Конституцию Российской Федерации в части ч. 3 ст. 35, который гласит: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» [2].
Содержание данного пункта подтверждает тот факт, что осуществление процедуры банкротства возможно только через суд и соответствующие процессуальные процедуры.
Также, источником права для института банкротства выступает Гражданский Кодекс в следующих статьях:
- Нормы ГК РФ, регулирующие вопрос банкротства (несостоятельности) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 65 и ст. 25) [3].
- Норм ГК РФ, раскрывающие содержание применения специальных процедур банкротства (например, ст. 65,56, 105 и др.) [3].
- Иные нормы ГК РФ, не относящиеся напрямую к банкротству, но содержащие вопросы решения ряда вопросов с ним связанных [3].
Одной из особенностей правового регулирования института банкротства (несостоятельности) является тот факт, что данный институт находится на стыке множества отраслей права и, как следствие, его источников.
К процессуальному источнику права для института банкротства следует отнести Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации, особое внимание здесь следует уделить ст. 223, где законодательно закреплен порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) [4].
Следует отметить, что в первую очередь при рассмотрении дела о банкротстве подлежат применению процессуальные нормы, закреплённые в Законе о банкротстве, и только в случае отсутствия специальных норм применяются общие правила, закрепленные в АПК РФ.
На уровне подзаконных нормативно-правовых актов правовое регулирование вопросов, связанных с банкротством, выражается следующими основными актами:
- Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» [5].
- Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» [6].
- Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» [7].
Здесь необходимо отметить, что существует множество подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры банкротства, что обусловлено двумя ключевыми факторами:
— во-первых, процедуру невозможно унифицировать и разработать единый правовой механизм для ее реализации, так как каждое дело о банкротстве (несостоятельности) имеет свои особенности, влияющие на принятие тех или иных судебных решений (например, в случае признания банкротом стратегического предприятия или организации);
— во-вторых, законодательство в сфере банкротства не обладает необходимым уровнем адаптации под внешние условия, что влечет за собой необходимость дополнительных разъяснений со стороны Правительства Российской Федерации и др. уполномоченных на это органов.
Также к документам, составляющим правовую природу института банкротства, следует отнести Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ, которые не утратили свою силу.
Правоведы расходятся во мнениях, являются ли вышеперечисленные документы источником права для процедур банкротства (несостоятельности), но большинство экспертов сходятся во мнении, что таковыми их следует признать, другие же полагают, что это часть правоприменительной практики и опираться на них можно лишь в ряде случаев [8].
Таким образом, в результате проведенного исследования было проанализировано легальное определение банкротства (несостоятельности), выявлены условия его наступления, выраженное в наличии решения арбитражного суда или завершении иных внесудебных процедур.
Правовая регламентация института банкротства обусловлена несколькими уровнями, первый из которых — это основной источник права в Российской Федерации — Конституция, содержащая в ч. 3 ст. 35 законное закрепление невозможности лишения имущества без соответствующего решения суда.
Следующим уровнем правовой регламентации банкротства (несостоятельности) выступает непосредственно отраслевой Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, а также нормы Гражданского Кодекса РФ, Арбитражного процессуального Кодекса РФ.
В завершении системы правового регулирования вопросов банкротства (несостоятельности) находятся подзаконные акты Правительства РФ, а также Постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ, которые не утратили свою силу.
Основным выводом к изложенному является тезис, что институт банкротства в Российской Федерации обладает высоким уровнем правовой регламентации, которая постоянно дополняется и изменяется в соответствии с внешними условиями, однако проблемы отсутствия комплексности все равно присутствуют на данном этапе, что характерно практически для всех институтов права Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» // СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Карякина М. Ю. Система правового регулирования института несостоятельности (банкротства) // Экономика и социум. — 2021. — № 3. — С.1644–1647.