Автором статьи рассматривается путь совершенствования отечественного законодательства о несостоятельности (банкротстве) от Русской Правды до новейших норм права. Прослежена единая идея законодателя о дифференциации ответственности несостоятельного должника в зависимости от его категории и степени его вины. Отмечено, что на протяжении времени всегда существовали сложности в регулировании данного правового института.
Ключевые слова: банкротство, должник, кредитор, неплатежеспособность, несостоятельность.
В процессе становления Российского государства подход законодателя к регулированию вопросов несостоятельности менялся в зависимости от уровня развития правоотношений: меняются социальные отношения — меняется и право, которое всегда приспосабливается к изменяющимся условиям.
Первые попытки регулирования вопросов несостоятельности (банкротства) содержатся и в первых источниках русского права. Так, уже Русская Правда закрепляла положения о банкротстве, указывая, что должник ввиду своей несостоятельности отвечает по своим обязательствам не только своим имуществом, но и своей свободой, а также свободой своей семьи [1, с. 43].
Нормы о несостоятельности содержались также в договорах князя Мстислава с Ригой и немецкими городами 1229г. В частности, предусматривалось удовлетворение требований русского кредитора к немецкому должнику и наоборот.
В 1497 г. с появлением Псковской судной грамоты впервые четко закрепляются положения, регулирующие раздел имущества должника между кредиторами, а также правила материальной ответственности.
Судебник 1550 г. предусматривал два вида торговой несостоятельности — «бесхитростную», когда неспособность удовлетворить требования кредиторов возникала вне зависимости от желания и действий должника, и виновную, когда несостоятельность возникала вследствие действий должника.
Соборное Уложение 1649 г. закрепляло различные виды несостоятельности в зависимости от степени вины (несчастная и злостная) и отношению к предпринимательской деятельности (торговая и неторговая), и в зависимости от этого дифференцировало ответственность должника.
В 1729 г. был принят Вексельный устав, закрепивший понятие банкротства и его основных признаков: просрочка платежей, отсутствие (утеря, уничтожение) имущества, бегство должника. Однако положения данного Устава не обладали достаточной степенью определенности, поэтому для практического применения использовалось законодательство иностранных государств.
Впоследствии в 1800 г. был принят Устав о банкротах 1800 г. (далее — Устав 1800 г.), который впервые закрепил несколько разновидностей банкротств. Так, в данном документе банкротство в зависимости от умысла подразделялось на несчастное, неосторожное и злостное, а также отдельно содержались положения о банкротстве лица, связанного с осуществлением им предпринимательской деятельности. Разграничение ответственности проводилось также в зависимости от категории хозяйствующего субъекта: для лиц, осуществляющих торговую деятельность, наказание за неспособность удовлетворить требования кредиторов влекло более серьезные правовые последствия.
В Уставе 1800 г. впервые было закреплено понятие «банкрот», под которым понималось лицо, не способное расплатиться по своим долгам, закреплялись признаки несостоятельности, возможности для мирного урегулирования споров и восстановления финансового благополучия должника, а также процедура признания должника банкротом.
К моменту принятия Устава о торговой несостоятельности 1832 г., наличествовала обширная и противоречивая нормативная база, регулирующая отношения банкротства, требующая систематизации и переработки. По существу, данный Устав обобщил все ранее существующие нормы, а процедура банкротства в целом не изменилась.
В Уголовном уложении 1903 г. законодатель предусмотрел и закрепил два вида банкротства: умышленное; неосторожное, разграничивая деяние по форме вины. Помимо этого, введено разграничение (дифференциация) по субъекту.
Революция 1917 года оказала значительное влияние на законотворческий процесс в России. Так, был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (далее — ГПК РСФСР), в котором детально регламентировалось конкурсное производство, определялись специальные условия признания недействительности сделок, указывались правила зачета взаимных требований, устанавливалась возможность отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров, и был предусмотрен механизм реабилитации предприятий (особое управление).
Несостоятельность, в качестве главной категории конкурсного права можно наблюдать и в ГК РСФСР 1922 года, а именно в договорах займа, поручения, в главе посвященной юридическим лицам.
Со свертыванием НЭПа применение института несостоятельности на практике прекратилось.
С распадом СССР и возрождением рыночных отношений было возобновлено развитие законодательства о несостоятельности. Первым документом, подтверждающим внимание государства к данной проблеме, стал Указ Президента РФ от 14 июня 1992 года № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применение к ним специальных процедур». Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок.
Важную роль в становлении нового банкротного законодательство сыграл Федеральный закон от 19 ноября 1992 года № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее по тексту Закон № 3929–1). Закон фактически не работал, банкротство представляло сложную, недоступную большинству процедуру. Тем не менее, это уже был закон, который заложил начало конкурсного права.
Пришедший на замену Закона № 3929–1 Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» также обладал многими несовершенствами, которые и обусловили краткий срок его действия. Так, например отсутствовала возможность оспаривания действий должника, а также возможность внеочередного взыскания обязательных платежей.
В настоящее время вопросы несостоятельности (банкротства) должников регламентированы Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данный закон закрепляет основные понятия рассматриваемых правоотношений, признаки банкротства лица, стадии и процедуры банкротства. По сравнению с ранее действовавшим законодательством Федеральный закон № 127-ФЗ значительно расширяет перечень лиц, которые могут быть признаны банкротами, вводит новые институты, конкретизирует особенности банкротства некоторых категорий лиц (физические лица, кредитные организации, крестьянско-фермерские хозяйства и т. д.).
В связи с пандемией коронавируса в 2020 году, в целях избежания массового банкротства юридических и физических лиц был установлен мораторий на банкротство для целого ряда субъектов гражданских правоотношений вне зависимости от степени их платежеспособности [2].
В марте 2022г. Правительство РФ приняло постановление о моратории на банкротство по заявлениям кредиторов для всех лиц, за исключением застройщиков указных в реестре проблемных объектов с первого апреля, сроком на полгода [3]. Целью данного моратория, который продлился до 1 октября 2022 г., было предоставить должникам возможность справиться с текущими трудностями, наладить свои дела, не закрывая бизнес, не увольняя сотрудников.
Отдельные аспекты процедуры банкротства регулируются также Гражданским Кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, нормами международного права.
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что законодательство по вопросам банкротства находится в постоянном развитии. Законодатель пытается выработать наиболее эффективный механизм регулирования указанной процедуры.
Литература:
1. Попондопуло В. Ф., Силина (Слепченко) Е. В. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве // Судья. 2018. № 4.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 44 от 24 декабря 2020 г. «О некоторых вопросах применения положений статьи 91 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2021. № 2.
3. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 14. Ст. 2278.