В научной статье проводиться анализ совершения незаконных рубок лесных насаждений на территории Сахалинской области в предновогодний период, ответственность за их совершение. Автором проведен анализ рубки деревьев гражданами незаконным способом и легальным приобретением «новогодних деревьев».
Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений, предновогодний период, новогодние праздники, хвойные насаждения, граждане, ущерб, административная ответственность, уголовная ответственность, «новогодняя красавица», «елочный базар».
Какой же Новый год без елки? С приближением новогодних праздников перед гражданами стоит вопрос, как и где приобрести «новогоднюю красавицу»?
Пойти в лес, выбрать понравившееся Вам хвойное дерево и срубить его, запрещено законом, данное действие будет приравнено к незаконной рубке лесных насаждений.
Под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан применительно к статье 260 Уголовного Кодекса Российской Федерации следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки [4].
В соответствии со статьей 83 Лесного Кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах.
В Сахалинской области этими полномочиями наделено министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
В соответствии с частью 2.1 статьи 96 Лесного Кодекса Российской Федерации Российская Федерация часть переданных полномочий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране), федеральному государственному пожарному надзору в лесах осуществляет подведомственное Министерству государственное казенное учреждение «Сахалинские лесничества» и его 17 филиалов — лесничеств.
В соответствии со статьей 84 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков [3].
Работниками лесного хозяйства Сахалинской области в преддверии новогодних праздников проводится компания по охране хвойных молодняков.
Основными целями, которой является сохранение хвойных насаждений, предотвращение и пресечение незаконных действий со стороны граждан и предприятий по рубке деревьев.
Для разъяснения населению условий заготовки, приобретения и реализации «новогодних елей» и деревьев других хвойных пород, а также об ответственности за их незаконную заготовку проводятся «прямые телефонные линии», выступления по радио и телевидению, беседы, публикуются статьи в СМИ, распространяются листовки.
Практическая работа по охране лесов от лесонарушений, в частности от незаконных рубок лесных насаждений, осуществляется путем организации патрулирования лесных участков, проведения плановых рейдовых осмотров лесных участков по территории земель лесного фонда, дежурства на стационарных постах.
В рамках данной компании по 17 административным районам разрабатываются и утверждаются графики и маршруты патрулирования, планы мероприятий по организации рейдов на территории земель лесного фонда с целью предупреждения, своевременного выявления и пресечения фактов незаконных рубок деревьев, в том числе с привлечением правоохранительных органов.
Анализ работы по выявлению и пресечению незаконных рубок хвойных лесных насаждений в предновогодний период на территории Сахалинской области показывает, что основная масса незаконных рубок хвойных лесных насаждений совершается гражданами, либо группой граждан для собственного потребления, или продажи населению.
Одной из главных причин совершения незаконных рубок деревьев хвойных пород для новогодних праздников гражданами — это конечно желание без денежных затрат приобрести «новогоднюю красавицу».
Однако если подробно рассмотреть вопрос о законном приобретении и, о незаконной рубке хвойных лесных насаждений для новогодних праздников можно сделать следующий вывод.
В соответствии со статьей 7.1 Закона Сахалинской области от 01.04.2008 № 17-ЗО «О лесопользовании в Сахалинской области» заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков, заключаемых по результатам аукционов для последующей реализации «новогодних красавиц» [5].
Для участия в аукционе заявитель подает в Министерство заявку на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в которой указываются:
– наименование, организационно-правовая форма, местонахождение — для юридического лица;
– фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства — для индивидуального предпринимателя;
– реквизиты банковского счета;
– наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю-продажу лесных насаждений; объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина; ели и (или) деревья других хвойных пород для новогодних праздников) [6].
В среднем на «елочных базарах» стоимость «новогодней ели» высотой 1,5–1,8 м в предновогодние дни составляет от 1500 до 2500 рублей, а если пойти на «елочный базар» 31 декабря можно получить «Новогоднюю красавицу» даром.
При обнаружении незаконной рубки лесных насаждений производится расчет ущерба, причиненного лесному фонду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам в следствие нарушения лесного законодательства».
Если размер ущерба не превышает 5,0 тыс. руб. в отношении нарушителя (в нашем случае в отношении гражданина) возбуждается дело об административном правонарушении:
– по части 1 статьи 8.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей.
– по части 2 статьи 8.28. КоАП РФ — те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования [2].
В случае если сумма причиненного ущерба превышает 5,0 тыс. руб., наступает уголовная ответственность, статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Все материалы по незаконным рубкам деревьев с ущербом более 5,0 тыс. руб. направляются в следственные органы на предмет возбуждения уголовных дел.
Уголовные дела по установленным лицам направляются в суды разных инстанций для привлечения к уголовной ответственности по статье 260 УК РФ [1]. По неустановленным лицам возбуждаются уголовные дела, и ведутся следствия по установлению виновных лиц.
Санкции по привлечению к уголовной ответственности по статье 260 УК РФ зависят от размера причиненного ущерба. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей [1].
Ущерб, от одного незаконно срубленного дерева хвойной породы (ель) на территории Сахалинской области составляет в среднем 0,7 тыс. руб. Размер ущерба зависит от породы, категории защитности лесов.
Кроме того, виновный несет административную ответственность. Минимальный административный штраф составляет 3,0 тыс. руб.
Таким образом, гражданину, незаконно срубившему 1 дерево породы ель для новогодних праздников, придется заплатить 3,7 тыс. руб., а незаконно срубившему в порядке 9 деревьев ели, ущерб составит 5,4 тыс. руб. и виновный понесет уголовную ответственность (это при желании получить денежную выгоду от незаконной реализации «новогодних красавиц»).
Подведем итоги.
Гражданину, желающему официально приобрести «новогоднюю красавицу» на «елочном базаре» обойдется в 1500–2000 руб. в среднем, у лесозаготовителей (верхушечная часть) и того дешевле.
Еще одним из вариантов — это приобретение искусственной «новогодней ели». Плюсов очень много: иголочки не осыпаются, прослужит не менее 5 лет, а при должном использовании и намного дольше.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 03.10.2018) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 02.10.2018) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.
4. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (в ред. 30.11.2017) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.
5. Закон Сахалинской области от 01.04.2008 № 17-ЗО «О лесопользовании в Сахалинской области» (в ред. 15.11.2016) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.
6. Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги «Продажа лесных насаждений с заключением договора купли-продажи», утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 09.04.2013 № 20 ФЗ (в ред. 30.08.2018) [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/.