В статье автор анализирует законодательные основы охраны лесов от негативного воздействия человеческой деятельности и перспективы развития лесного законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, лесной надзор, незаконные рубки, загрязнение.
Лес как объект экологического правового регулирования имеет двойственное значение. С экономической точки зрения это важный ресурс, который служит источником сырья для производства различных пиломатериалов, бумаги, а также различных недревесных ресурсов (живицы, лекарственных трав, продуктов питания и т. д.). С экологической же точки зрения лес представляет собой часть природного комплекса, который является средой обитания множества биологических видов и регулятором кислородного баланса в природе [6, с. 301–302].
Российская Федерация по праву является одной из главных «лесных стран». Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций за 2020 год Россия занимает первое место в мире по площади лесов, аккумулируя 20 % от общемировой площади лесных насаждений или 815 миллионов гектаров [9]. При этом значительную долю этих лесов составляют так называемые малонарушенные леса, которые практически не затронуты деятельностью человека, что обуславливает их повышенную экологическую ценность. Угрожающей тенденцией в последние годы является то, что именно эти природные комплексы все сильнее разрушаются человеком в результате различных форм его деятельности. Так, согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) России за 2016–2017 год скорость утраты первозданных лесов из-за рубок и создания лесной инфраструктуры превысила отметку в 500000 гектаров за год, при этом большая ее часть приходится на противозаконную составляющую заготовок древесины [11]. Человеческая деятельность приводит к уничтожению богатых природных комплексов, утрата которых причиняет вред экологическим интересам общества (право каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны), установленные Конституцией РФ [1].
В целях обеспечения экологической безопасности и предотвращения негативных влияний на природу существуют такие правовые институты, как охрана лесов и лесной экологический надзор, одним из объектов которых является негативное воздействие человеческой деятельности на лес и лесные ресурсы. Эти институты в настоящее время активно развиваются в РФ. В данной работе автор предлагает рассмотреть перспективы развития охраны лесов и повышения качества лесного надзора в целях более полного понимания сущности и направленности современного российского лесного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от различных видов негативного воздействия: пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и иного негативного воздействия; а также подлежат защите от вредных организмов и воспроизводству [3]. Охрана лесов включает в себя систему мер, реализация которых направлена на обеспечение рационального, неистощительного использования лесов, их воспроизводство с учетом экологического значения леса как природного объекта [6, 303]. К основным организационно-правовым методам осуществления охраны лесов можно отнести: государственный учет, ведение лесного кадастра, государственный мониторинг лесного фонда, нормирование и лицензирование в данной сфере деятельности, экологическую экспертизу, лесоразведение, лесовосстановление, разработку проектов освоения лесов, организацию предотвращения и тушения пожаров и т. д. [8, с. 343].
Осуществляют нормативные и организационные функции по охране лесов как органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, которое издает нормативные акты в данной сфере), так и специальные органы: Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды), Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и т. д. Важнейшим федеральным органом исполнительной власти в области охраны лесов можно считать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) [5].
При анализе норм Лесного Кодекса РФ, можно сделать вывод, что основными формами негативного воздействия человеческой деятельности на лесной фонд являются незаконные рубки. Так, научные сотрудники Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН Ю. Н. Гагарин, А. А. Добровольский, А. П. Смирнов предлагают поделить данный вид негативного воздействия на отдельные виды:
– незаконные рубки, осуществляемые гражданами для своих нужд (отопление, заготовка строительных материалов);
– незаконные рубки, осуществляемые гражданами с целью извлечения незаконного дохода (деятельность «черных лесорубов»);
– незаконные рубки при осуществлении разрешенного использования с превышением допустимого объема изъятия древесины, а также рубки по документам, имеющим коррупционные признаки. [7, с. 3–4];
Особую категорию негативного воздействия на леса составляют пожары, вызванные действиями людей, нарушающими законодательство о пожарной безопасности, а также загрязнение и иное негативное воздействие [3].
В соответствии со ст. 99 ЛК РФ за нарушения лесного законодательства предусмотрена уголовная, административная и иные формы ответственности [3]. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ в зависимости от тяжести деяния и некоторых особенностей состава правонарушения устанавливают ответственность за незаконные рубки лесов, нарушение требований пожарной безопасности, уничтожение или повреждение лесных насаждений и т. д. [2] [4].
В настоящее время наибольшее внимание (на государственном уровне) уделяется борьбе с незаконными вырубками с целью выработки новых методов и средств контроля за заготовкой древесины и ее последующим оборотом. Так, на совещании Правительства РФ о развитии и декриминализации лесного комплекса с участием Президента РФ, прошедшем 30 сентября 2020 года были поставлены следующие задачи в целях декриминализации лесной отрасли:
– создание федеральной информационной системы лесного комплекса, включающей государственный лесной реестр по общим для всех субъектов РФ правилам, в которой должен производиться учет древесины и сделок с ней;
– распространение лесного надзора на транспортировку, хранение и переработку древесины;
– реформирование системы лесоустройства, разграничив полномочия федеральных, региональных и местных органов власти;
– обеспечение развития лесного хозяйства и промышленности посредством различных форм государственной поддержки и инвестиций в малый и средний бизнес, а также распространение на работников данной отрасли мер государственной поддержки. которые действуют для молодых специалистов в сельской местности. [10]
Подобный подход, безусловно, имеет позитивную направленность, которая может способствовать борьбе с преступностью в сфере лесного хозяйства.
Таким образом, в настоящее время противоправные действия человека при осуществлении бытовой, предпринимательской и производственной деятельности является одной из главных угроз российскому лесному фонду, который является одной из главных природных ценностей. В целях борьбы с незаконными рубками, загрязнением, поджогами и иными формами негативного воздействия на леса необходимо реформировать систему лесного управления, лесной охраны и надзора, что во многом было затронуто на вышеуказанном совещании Правительства РФ. Решение задач, поставленных на данном совещании Президентом РФ, имеет первостепенное значение для охраны и защиты лесов и должно способствовать преодолению негативных криминальных тенденции в сфере лесного хозяйства, что необходимо для рационального природопользования и охраны окружающей среды Российской Федерации.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 01.07.2020) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, (ред. 01.07.2020) N 31, ст. 4398.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020) (с изм. От 16.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 07. 2020) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 24.11.2020) «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства») // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, N 40, ст. 5068.
- Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. — 4 изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 528 с.
- Гагарин Ю. Н., Добровольский А. А., Смирнов А. П. Состояние и перспективы охраны лесов от незаконных рубок в Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Вопросы лесной науки». 2019. № Т. 2, № 4. С. 3–4. URL: http://jfsi.ru/2–4–2019-gagarin_et_al/ (дата обращения: 06.12.2020).
- Максимова Е. А. Особенности государственной политики в области использования и охраны лесов в Российской Федерации // Изв. Сарат. ун.-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 341–345.
- Глобальная оценка лесных ресурсов 2020 года. [Электронный ресурс] // ФАО: [сайт]. URL: http://www.fao.org/forest-resources-assessment/2020/ru/ (дата обращения: 06.12.2020).
- Совещание о развитии и декриминализации лесного комплекса [Электронный ресурс] // Сайт президента России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 7.12.2020).
- WWF: Из-за рубок Россия Теряет полмиллиона гектаров первозданных лесов в год. [Электронный ресурс] // WWF: [сайт]. URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/wwf-iz-za-rubok-rossiya-teryaet-polmilliona-gektarov-pervozdannykh-lesov-v-god/ (дата обращения: 06.12.2020).