В современном мире существует немало экологических проблем: загрязнение мирового океана, воздуха, уменьшение биоразнообразия и многое другое. Помимо преодоления данных глобальных проблем в Российской Федерации в настоящий момент стоит острая необходимость в решении такой задачи как вырубка лесов в незаконном порядке. Особенно актуален данный вопрос в связи с последствиями практически ежегодных пожаров в Сибири, так как запасы лесных ресурсов подверглись немалому ущербу и нуждаются в восстановлении.
Причины и мотивы вырубки леса.
Безусловно, то, что вырубка и заготовка лесных материалов необходима для жизни граждан, так как древесина используется в строительстве, древесный уголь необходим для обогрева дома, также вырубка леса нужна для освобождения земли с целью постройки сельскохозяйственных угодий и создания пастбищ для скота. Кроме всего прочего, РФ является крупным экспортёром лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий (за 2019 год: от 6 % до 21 % всего мирового экспорта лесной продукции, в зависимости от её вида). [1] Все эти действия опираются на нормы права, контролируется исполнительными органами и осуществляется под надзором уполномоченных организаций. Вся иная деятельность, неподконтрольная государственным органам, нарушает права граждан и государства.
Масштабы сокращения леса.
Регулирование оборота древесины в настоящий момент сложно назвать эффективным, так как борьба с нелегальным уничтожением лесных массивов ведется очень слабо и не способствует сокращению правонарушений в данной сфере.
Как известно, 1/5 всех лесов мира приходится на территорию Российской Федерации, что составляет 1,2 млрд га и 70 % площади всей страны. При этом ежегодно около 1 млн. га леса вырубается в законном порядке, при этом в обязательном режиме должен восстанавливаться такой же объем леса. Так и происходит, но, естественно, из-за недолжного ухода значительная часть посадок погибает. [2]
К тому же постоянные пожары, расширение инфраструктуры, добыча полезных ископаемых также сокращает численность лесных ресурсов. Страдает природа, флора и фауна. Именно поэтому сейчас очень важно обратить внимание на незаконную вырубку леса, ведь данный фактор при желании можно проконтролировать, в отличии, например, от пожаров.
По данным Всемирного фонда дикой природы от 10 % до 20 % (в отдельных регионах до 50 %) древесины, заготавливаемой в Российской Федерации, имеет незаконное происхождение. [3] По статистике убыток для казны РФ оценивается примерно в 13–30 млрд. рублей ежегодно. [1]
Помимо экономических аспектов важно затронуть и экологию.
Уменьшение количества лесных посадок, во-первых, отрицательно сказывается на качестве воздуха, которым мы дышим. Во-вторых, массовые вырубки способствуют глобальному потеплению, так как нарушается водный цикл. Также лес является местом обитания многих животных, уничтожая лес, мы лишаем дома тысячи лесных жителей.
Законная вырубка.
Где же та грань, определяющая законность вырубки?
Итак, начнем с того, как определить правомерность вырубки леса. Обратимся к законодательству, затрагивающему лесную сферу РФ. Согласно ст. 30 Лесного Кодекса Российской Федерации граждане нашего государства имеют право заготавливать древесину для личных потребностей на основании договоров купли-продажи, то есть отсутствие у лица подобного документа ставит под сомнения законность его действий, связанных с лесозаготовкой.
Также закон четко устанавливает критерии, по которым возможна вырубка:
– деревья не входят в перечень видов, не допускаемых к вырубке;
– лица осуществляют свою деятельность на основе договора аренды лесного участка;
– вырубка осуществляется в допустимых объемах, не превосходящих расчетную лесосеку;
– наличие порубочного билета. [4]
Таким образом, вся деятельность, которая не соответствует вышеназванным критериям законной рубки, требует государственного урегулирования и применения наказания к нарушителям.
Понятие «незаконная вырубка леса».
С тем чтобы дать определение понятию «незаконная вырубка леса» нужно отметить, что лесные ресурсы в составе земель лесного фонда — это все федеральная собственность государства. Лесной фонд — это обширное понятие, которое охватывает всю совокупность лесов, лесных и нелесных земель, установленных законодательством. Именно поэтому, под незаконной вырубкой следует понимать такую вырубку, которая наносит вред государственной собственности.
Виды ответственности за незаконную вырубку.
Вследствие незаконно вырубки лесного фонда и причинения вреда лесным насаждениям в зависимости от состава и размера деяния выделяют следующие виды ответственности:
– административная — регулируется КоАП РФ;
– уголовная — регулируется Уголовным кодексом РФ.
Административная ответственность согласно ст. 8.28 КоАП РФ наступает по таким причинам как:
- Противозаконная валка леса, повреждение лесных насаждений или самостоятельное выкапывание в лесах деревьев и иной растительности.
- Незаконной рубки с использованием различных видов техники.
- Приобретение, хранение и сбыт заведомо незаконной древесины. [5]
Уголовная же ответственность является более тяжелым видом ответственности, так как здесь противоправное деяние именуется преступлением и включает в себя причинением более существенного вреда, чем в административном порядке.
Существуют следующие квалификации уголовной ответственности, связанные с незаконной вырубкой леса согласно ст. 260 УК РФ:
- Незаконная вырубка, а также нанесения вреда до уровня прекращения роста лесных насаждений, если деяние совершено в значительном размере (ущерб от 5 тысяч рублей).
- Противозаконная вырубка или повреждение до уровня прекращения роста лесных насаждений группой лиц либо лицом, использующим свою должность.
- Вышеназванные деяния лиц либо по договоренности лиц, либо в особо крупном размере (ущерб от 150 тысяч рублей). [6]
Наказания за противозаконную вырубку леса.
Если правонарушитель все же был пойман, то его ждет судебное разбирательство, в котором ему будут назначены санкции за содеянное деяние.
Для начала важно упомянуть, что именно судья назначает размер и вид наказания, опираясь при этом лишь на закон, опыт и свои знания в лесном законодательстве.
Для административного и уголовного порядка производства предусмотрены различные процессы, при этом и наказание будет разниться.
Так, максимальное административное наказание, которое может получить нарушитель порядка — это штраф (для граждан до пяти тысяч рублей, для юридических лиц до семисот тысяч рублей).
В уголовном составе все более строго: штраф может достигать трех миллионов рублей. Возможен и худший расклад — лишение свободы до 7 лет со штрафом до пятисот тысяч рублей.
В обоих случаях будет обязательна конфискация незаконно добытой древесины, при этом происходит автоматический переход данного ресурса в собственность государства. Далее древесина обращается в доход государственного бюджета путем реализации ее на торгах.
Меры по сохранению леса.
Под охраной и сохранением леса подразумевается деятельность по защите, воспроизводству и лесоразведению в общем и по недопущению гибели от самовольных нерегулируемых рубок лесных насаждений в частности.
Мерами по регулированию и решения проблемы вырубки лесов зачастую является посадка деревьев. Но полностью восполнить нанесенный ущерб окружающей среде она не может, так как молодые деревья не всегда получают должный уход и могут погибнуть от вредителей или неблагоприятных погодных условий. Подход к данному вопросу должен быть комплексным. Потому следует выделить следующие направления и меры для установления баланса в мире природы и в мире людей:
- Планировать объем лесозаготовок.
- Увеличить охрану и проверку оборота древесных ресурсов.
- Усилить качество контроля и учета лесного фонда.
- Совершенствовать нормы закона, связанного с регулированием лесозаготовок.
- Воспроизводить леса с учетом особенностей окружающей среды.
- Открыть информацию, касающуюся деклараций лесопользователей, так как в данный момент общественность не может контролировать то, в каких объемах и кем вырубается лес.
Литература:
- Статистика по лесной продукции. — Текст: электронный // Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций: [сайт]. — URL: https://www.fao.org/forestry/statistics/80938 %40180724/ru/ (дата обращения: 03.10.2022).
- Лизан, И. Ю., Уралов С. С. Создание лесной Госкорпорации. — Текст: электронный // «Научно-исследовательский центр проблем интеграции стран-участниц Евразийского экономического союза «Союзный нарратив 2050"»: [сайт]. — URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/ %D0 %94 %D0 %BE %D0 %BA %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B4 %D1 %8B/ %D0 %A1 %D0 %BE %D0 %B0 %D0 %B2 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B2 %D0 %BE/ %D0 %A0 %D0 %BE %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %D1 %81.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
- Противодействие нелегальному лесопользованию. — Текст: электронный // Всемирный фонд дикой природы: [сайт]. — URL: https://wwf.ru/what-we-do/forests/combating-illegal-forest-exploitation/ (дата обращения: 20.09.2022).
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006 г. № 50. Ст. 5278.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 г. № 1. Ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 25. Ст. 2954.