Рассмотрены актуальные в настоящее время различные подходы к междисциплинарному понятию «личность». Отмечается, что подавляющее большинство психологических теорий личность рассматривают данное понятие, преимущественно, с атеистических позиций. Указывается, что теистическое направление христианского персонализма созвучно определениям личности в православии.
Ключевые слова: христианский персонализм, личность, понятие личности в психологии, богословие, православие, психологические концепции.
В настоящее время понятийный аппарат в современной психологии еще находится в стадии формирования. Данный процесс не может быть признан конечным никогда, так как человеческая цивилизация неуклонно развивается. С окончанием индустриальной эпохи происходит усиление гуманистических тенденций. Проникновение информационных технологий во все стороны жизни человека усиливает актуальность поиска гуманистической альтернативы, способов обращения внимания на человека, как это было в середине ХХ в., когда был достигнут апогей развития персонализма.
В то же время, категориальный аппарат христианской антропологии более сформирован. Л. Ф. Шеховцова объясняет это тем, что Святыми Отцами было введено в оборот много понятий, которые употребляются и в настоящее время. Так как в отечественной психологии в настоящее время происходит формирование христианской психологии — направления, содержащего принципы христианского мировоззрения, в связи с этим актуальным и целесообразным является разработка, уточнение понятий и категорий в христианской психологии [1].
В настоящее время усиливается интерес к рассмотрению роли личности в современном обществе, историческом развитии человеческой цивилизации, различных гуманитарных дисциплинах, включая психологию и богословские дисциплины. Является значимым выявление психологических концепций, наиболее приближенных к богословию, христианской религии, что представляет практическую и теоретическую ценность. Практическая заключается в том, что современное христианство является живым, постоянно меняющимся, явлением, готовым принять новые, актуальные методы, дабы усилить влияние на паству, привлечь новых прихожан в лоно Церкви, решить проблемы мирян с помощью доступных каждому человеку средств.
Христианское богословие является уникальной дисциплиной, одновременно характеризующейся приверженностью к сохранению Святоотеческих традиций и готовностью к принятию выверенных новых идей, что указывает на отсутствие закоснелости мышления, пониманием необходимости переосмысления исторического, социально-политического, культурного религиозного многовекового опыта. В связи с вышеотмеченным представляется актуальным рассмотрение проблематики личности в ракурсе психологии и выявление возможных точек соприкосновения с христианским персонализмом, являющимся одновременно источником информации для ряда представителей церкви, использующих идеи данного направления для наращивания научно-практической базы, сбережения культурно-исторического наследия, данного нам в осмысление ярчайшими представителями прошедших веков, вопросов бытия, места и роли личности в земной жизни, многогранного понятия «личности» как в психологии, так и в богословии.
Наиболее видными представителями отечественного христианского персонализма отмечают Н. Бердяева [2], Н. Лосского [3], митрополита Антония Сурожского [4] определивших персонализм (от лат. persona — личность) в качестве теистического направления в современной философии, в котором личность рассматривается как первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а мир является проявлением творческой активности Бога как Верховной Личности.
Считается, что истоки христианского персонализма берут начало как во Франции, так и в Америке, несколько в разные периоды времени, однако, по нашему мнению, это являлось особой реакцией передовых умов на резкие изменения в социально-экономической жизни, развитие индустриальной эпохи, сменяющей аграрную систему во многих странах на фоне одновременной потребности в сохранении нравственных истоков. Тем интереснее будет взглянуть на христианский персонализм и представления в нем о личности с позиций современности, учитывая накопленный богатейший опыт в психологии личности, что позволит решить многие животрепещущие вопросы современности, учитывая, что корректность определения личности, этичное и своевременное использование понятийного аппарата психологии, результатов психологических исследований позволяет решать вполне конкретные, земные задачи, которые стоят перед всеми нами, как людьми, сотворенными по образу и подобию Божию, но иногда утрачивающими память об этом, что приводит к весьма плачевным последствиям. Животворящее Слово Божие предназначено для оживления, восстановления человеческой души, ее обновления и лечения, даже ее реанимации с целью воссоединения с Творцом — посредством Духа в этой жизни, и навечно — в следующей.
Понятие личности рассматривалось в традиционной психологии издавна. Наиболее крупной концепцией, в которой поднимались вопросы личности, является экзистенциальный анализ (ярчайшими представителями которого являются В. Франкл и А. Лэнгле). Одновременно с этим, необходимо отметить, что нечеткость религиозного аспекта является наиболее слабым местом в данной концепции, которая, несмотря на это, позволяет решить множество вопросов, включая различные виды зависимости (пищевая, алкогольная, наркотическая, никотиновая, игровая, зависимость от общения), обусловленные, во многих случаях, депривацией со стороны родителей, близких людей, сверстников в детский и подростковый период развития человека.
Анализируемое понятие является предметом междисциплинарных исследований: философии, психологии, антропологии, педагогики, социологии, литературы, истории, криминалистики, психотерапии, биологии и медицины, религиоведческих дисциплин. Несмотря на обилие работ, посвященных исследованию данного понятия, в настоящее время существуют различные точки зрения, по нашему мнению, не столько противоречащие друг другу, сколько рассматривающие личность под различным углом.
В православной психологии также достаточно широко используется понятие личности, в которое вкладывается иное понимание. Имеются неточности в богословском понимании личности, а некоторые рассуждения могут привести к ереси и возникновению теологических неразрешимых противоречий. Ряд богословов высказывает убежденное мнение, что современный человек еще не состоялся как личность, а полноценной личностью во всем многогранном понимании можно стать лишь исключительно в Царствии Божием, при встрече с Создателем, обретая, новые, взаимодополняющие черты, которые, вероятно, невозможны в повседневной, земной жизни. Несомненно, в богословии понятие человеческой личности является востребованным, его исследование остается актуальным вследствие постоянной изменчивости мира, возникновения новых концепций, создания новых технологий, стремительного обновления информации. В то же время, данное понятие характеризуется исторической неоднозначностью, апофатичностью и антиномичностью.
Христианский персонализм, несмотря на более чем столетнюю историю его развития, содержит актуальные в настоящее время концептуальные положения, что позволяет причислять его к теоретическим подходам, не утратившим базу для расширения и дополнения понятия личности в православном ключе. Положения христианского персонализма могут быть использованы для развития теоретической базы в становлении персонализма как учения, в котором аспекты рассмотрения личности позволяют использовать ряд положений христианского персонализма в расширении христианской психологии.
В современных психологических теориях личности отсутствует согласованное, единое определение личности, что вызывает определенные трудности при привлечении категориальной базы традиционной психологии для применения в православной психологии;
Определение личности как «несводимость личности к природе», данное В. Н. Лосским и которое часто приводится в богословской литературе, представляет собой не определение личности, а лишь ее свойство, поэтому является частичным и неполным.
Нами предложено авторское определение личности, составленное на основе анализа положений христианского персонализма и современных теорий личности. Личность — неповторимое, уникальное образование тварной сущности, наполненное светом Божиим, обладающее совокупностью индивидуальных признаков, важными из которых являются доброта, творчество, вера, надежда, любовь, красота, осознающее свое божественное происхождение, обладающее свободой и сохраняющее непрерывную связь с Творцом, что позволяет личности совершенствоваться, развиваться.
Литература:
- Шеховцова Л. Ф. Концепция личности в православной психологии.- РХГА.-2015;
- Бердяев Н. А. Истина православия // Человек. — 2003. — № 4. — С.128–135.
- Лосский В. Н. По образу и подобию. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1995.
- Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010.