Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (222) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 11.09.2018

Статья просмотрена: 2128 раз

Библиографическое описание:

Лухтин, А. В. Сущность и содержание информирования как основной формы информационно-воспитательной работы в кадетском училище / А. В. Лухтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 36 (222). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/222/51585/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена характеристике информационно-воспитательной работы в Оренбургском президентском кадетском училище и проведению информирования, как основной формы работы в данном направлении. В статье сформулированы основные цели и задачи проведения информирования, представлены различные виды и формы работы. Автором выделены основные принципы, прописана методика проведения информирования.

Ключевые слова: информационно-воспитательная работа, информирование, принципы информирования, виды информирования, формы информирования.

The article is devoted to the characteristics of information and educational work in the Orenburg presidential cadet school and information as the main form of work. The article formulates the main goals and objectives of the information, presents different types and forms of work. The author highlights the basic principles, the method of information

Keywords: information and educational work, information, principles of information, types of information, forms of information.

Социально-политические изменения и экономические преобразования в Российской Федерации убедительно демонстрируют, что в современном мире информация становится одним из основных ресурсов общественного развития. Одной из приоритетных задач государства становится управление информацией, которая оказывает влияние на многие аспекты деятельности государства, включая область обороны. Поэтому Вооруженные силы Российской Федерации не могут находиться в стороне от происходящих изменений. Одним из способов реализации государственной информационной политики в области обороны является информационное обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации.

На уровне довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в области информационного обеспечения воспитанников выступает информационно-воспитательная работа, которая во многом определяет эффективность всей системы воспитания кадет, мотивацию повседневной деятельности. Рассмотрим сущность и основные задачи информационно-воспитательной работы.

Информационно-воспитательная работа — это целенаправленное комплексное использование педагогическим составом средств массовой информации и методов информационного воздействия на личный состав (на кадет) в целях успешного решения поставленных задач.

Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях военно-политического ориентирования кадет, формирования у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей.

Основные задачи информационно-воспитательной работы:

‒ укрепление убежденности в необходимости и важности вооруженной защиты Отечества,

‒ формирование у каждого кадета чувства ответственности за судьбу страны, ее армии и флота, верности военной присяге и воинскому долгу;

‒ формирование у кадета личной ответственности за выполнение поставленных задач;

‒ воспитание кадет на героических традициях Отечества и его Вооруженных Сил;

‒ всестороннее и своевременное информирование.

Основными формами информационно-воспитательной работы в довузовских образовательных организациях являются: информирование, использование потенциала средств массовой информации, применение средств наглядной агитации.

Рассмотрим цели, задачи и сущность проведения информирования, как одной из форм информационно-воспитательной работы с кадетами на примере Оренбургского президентского кадетского училища.

Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. От знания педагогическим составом духовных и информационных потребностей кадет и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы.

Информирование — это деятельность должностных лиц, направленная на предоставление личному составу (кадетам) социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации.

Цель информирования — доведение до кадет информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед ними.

Основные задачи информирования:

‒ доведение до кадет официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, международной обстановки;

‒ усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, дисциплины и правопорядка во взводах, курсах, в училище в целом;

‒ формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения своих обязанностей;

‒ использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений кадет.

Информирование предусматривает:

‒ разъяснение политики, разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ

‒ доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в мире, стране, регионе;

‒ разъяснение военно-политической обстановки в мире, стране, ее изменениях и особенностях развития.

Основными принципами проведения информирования являются:

плановость (планирование тематики и проектирование предстоящей деятельности в рамках информационно-воспитательной работы в училище)

системность (информирование согласно плана воспитательной работы училища проводится 1 раз в неделю, собрание взводов проводится еженедельно, по необходимости проводится внеплановое информирование кадет училища)

достоверность (в содержании информирования используется проверенная, надежная и достоверная информация)

объективность (беспристрастность, отсутствие предвзятости в оценке событий, явлений и процессов, происходящих в стране и за ее пределами)

оперативность (своевременное реагирование на любые социально-политические изменения и своевременное информирование кадет училища в соответствии с ними).

В соответствии сданными принципами вучилище проводятся разные виды информирования:

единый день информирования (1 раз в неделю) — доведение до кадет социально- политической, военно-технической и другой информации. В 5–6 классах информирование готовит и проводит воспитатель взвода, в 7–11 классах информирование проводит подготовленный кадет или группа кадет.

Кроме социально- политической, военно-технической и другой информации кадет знакомят со знаменательными и памятными датами в истории России согласно Федеральному закону «О днях воинской славы (победных днях) России». Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Для ознакомления с данными датами применяются различные формы работы: подготовка презентаций, докладов, просмотр и прослушивание соответствующих радио- и телевизионных программ, посвященных дням воинской славы.

военно-техническое информирование — доведение основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота; информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения. Происходит знакомство кадет с лучшими образцами новейшей военной техники. Это осуществляется не только на отдельно проведенном информировании, но и при проведении творческих и других конкурсов: ежегодный Всеармейский фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку», Конкурс «Оружейных дел мастер, направленный на развитие инженерного мышления, способности своими руками обрабатывать различные материалы, воплощать инженерные идеи и аргументировано защищать свои технические решения.

тематическое информирование — доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации, значимых событий в социально-политической жизни страны и мира.

правовое информированиепроходит на собраниях взводов, а также в рамках работы с младшим командным составом, где офицеры — воспитатели разъясняют требования военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих, проводят анализ состояния правопорядка и дисциплины в вверенных подразделениях (учебных взводах), мер по ее укреплению.

Используются разнообразные объективные формы проведения информирования:

‒ текстовая форма (письма, листовки, буклеты, объявления, работа с периодической печатью и иными печатными материалами, изготовление боевых листов и т. п.),

‒ аудиосообщения (сообщения по внутреннему радио училища)

‒ визуальные формы (рисунки, графические изображения, незвуковые видеоролики на установленных в общественных местах (учебный корпус училища, общежития кадет) мониторах и т.п)

‒ аудиовизуальные формы (просмотр новостных передач, звуковые видеоролики на установленных в общественных местах (учебный корпус училища, общежития кадет) мониторах и т. п.)

‒ подготовка презентаций, докладов

‒ работа с информационными словарями (каждый кадет взвода ведет информационный словарь, целью которого является знакомство с лексическим значением и этимологией незнакомых слов социально-политической и военно-технической направленности)

Рассмотрим методику проведения информирования:

I Подготовка к информированию включает в себя:

  1. Предварительный план своего выступления, который дает направление для подбора материала, исходя из заданной темы.
  2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме (знакомство с публикациями в периодической печати, в СМИ, в сети Интернет). Выписать цифры и наиболее показательные факты, новые незнакомые термины и определения для записи в информационный словарь, подобрать поучительные примеры из практики учебной и повседневной жизнедеятельности кадет взвода и военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, чтобы увязать информирование с жизнью Вооружённых Сил. Следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов.
  3. Окончательный план своего выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводами и задачами.
  4. Подготовка имеющихся технических средств.

II Проведение информирования:

1. Организационное начало

Важное значение имеет начало информирования. Цель его — привлечь внимание к теме, вызвать интерес, настроить на предстоящую деятельность. Поэтому рекомендуем построить его на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты.

2. Основная часть

Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Однако если информирование затрагивает вопросы жизни учебного взвода, оно может проходить в форме беседы. Тогда не только излагается материал, но и применяется обращение к кадетам с вопросами, выслушивается их мнение.

При изложении материала надо стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом.

Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог, навязывание собственного мнения. Следует активизировать кадет постановкой таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить, формировать собственную точку зрения.

Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок, цитат, с учетом возрастных особенностей кадет.

Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала необходимо использовать различные формы проведения информирования, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания, возможности средств массовой информации и периодической печати.

III Заключительная часть. Подведение итогов.

Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер.

Таким образом, информирование, являясь оперативной формой информационно-воспитательной работы, позволяет своевременно разъяснить кадетам училища социально-политическую, военно-техническую, правовую информацию, разъяснять мероприятия по укреплению обороноспособности страны, обеспечению безопасности российского общества, проводимые государственными органами, доводить факты успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом, приказы и директивы министра обороны, повышать их политическую и социальную грамотность.

Литература:

  1. Арзамаскин Ю., Бублик Л. Морально-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России. — М.: ВУ, 2002.
  2. Итоговый отчёт по комплексной научно-исследовательской работе на тему: «Концептуальные и методологические основы морально-психологического обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации». М.: ВУ, 1996.
  3. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / йод обшей редакцией И. А. Алехина. -М.: ВУ, 2003.
  4. Рыков С. Патриотизм, верность долгу и дисциплинированность — важнейшие условия проведения реформы ВСРФ/ /Ориентир.-1997.-№ 12.
  5. Чертополох А. А. «Информационное обеспечение воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». — М.: ВУ, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-воспитательная работа, Российская Федерация, информирование, военная присяга, воинская слава, массовая информация, периодическая печать, Проведение информирования, информационный словарь, Оренбургское президентское кадетское училище.


Ключевые слова

информирование, информационно-воспитательная работа, принципы информирования, виды информирования, формы информирования

Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Нематериальная мотивация работников организаций социального обслуживания населения

Статья посвящена исследованию вопросов, касающихся нематериальной мотивации работников организаций социального обслуживания населения. В ходе проведенного исследования были рассмотрены следующие понятия: социально ориентированные некоммерческие орган...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Нематериальная мотивация работников организаций социального обслуживания населения

Статья посвящена исследованию вопросов, касающихся нематериальной мотивации работников организаций социального обслуживания населения. В ходе проведенного исследования были рассмотрены следующие понятия: социально ориентированные некоммерческие орган...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В статье рассматривается проблема формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка. Описаны понятие «самостоятельная работа» в трактовке разных авторов. Определены и систематизированы основные виды самостоятельн...

Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе: методы и подходы

В статье рассматривается организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе. Авторы описывают методы и подходы к данной форме обучения, которая способствует развитию познавательных интересов, навыков самостоятельной раб...

К вопросу о роли внеурочной деятельности в среднем профессиональном образовании

В статье рассматривается внеурочная деятельность, её содержание, функции и аспекты практической реализации в среднем профессиональном образовании. Даётся краткая характеристика возможных форм внеурочной деятельности. В статье кратко освещаются вопрос...

Дидактические аспекты формирования содержания образования в старшей школе

В статье очерчены особенности формирования содержание образования в старшей школе. Сосредоточено внимание на фундаментализации содержания образования, что является важным условием гуманизации учебно-воспитательного процесса в старшей школе в целом. А...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Задать вопрос