Особенности формирования ценностных ориентаций кадет Оренбургского президентского кадетского училища
Автор: Титова Екатерина Михайловна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (45) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 21.09.2023
Статья просмотрена: 12 раз
Библиографическое описание:
Титова, Е. М. Особенности формирования ценностных ориентаций кадет Оренбургского президентского кадетского училища / Е. М. Титова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 4 (45). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/256/8604/ (дата обращения: 23.11.2024).
Ключевые слова: воспитание, ценностные ориентации, образование, аксиологический принцип воспитания.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Мы наблюдаем, что для современного мира характерны кризисные явления, которые проявляются практически в любых сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной. В этой связи появляется острая потребность уделять особое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения, формированию у них необходимых ценностных ориентаций. От того какие жизненные ценности будут доминировать в сознании современной молодежи, будет зависеть состояние и благополучие нашего общества через несколько лет. Молодежь, в отличие от старшего поколения, имеющего сформировавшиеся ценности, на которые сложно повлиять определенными событиями, только начинает вырабатывать свою систему ценностей. Эта ценностная система во многом зависит от окружающей молодых людей обстановки, от того, что происходит вокруг них. Система базовых ценностей у человека формируется к 18-20 годам, эти ценности в дальнейшем будут оказывать существенное влияние на все его решения и поступки. В Оренбургском президентском кадетском училище воспитанники обучаются с 11 до 18 лет, то есть именно в стенах училища и закладываются основные базовые и ценностные ориентации.
Новое время требует от образовательной организации содержания, новых, современных форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Обеспечение ценностного воспитания кадет и расстановка правильных ценностных приоритетов наиболее эффективно будет осуществляться в целостной системе, которая будет охватывать все сферы жизни молодого человека: образовательный процесс, дополнительное образование, внеурочная деятельность, его досуг. Системой такого воспитания и образования по праву можно считать Оренбургское президентское кадетское училище, основной целью которого является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Для достижения этой цели в училище интенсифицируется учебно-воспитательный процесс, широко внедряются в образовательную практику инновационные педагогические и информационно-коммуникационные технологии, интеграция общего и дополнительного образования, внеурочная деятельность кадет.
Основной задачей Оренбургского президентского кадетского училища является развитие в подрастающем поколении таких ценностей, как гражданственности, патриотизма — важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Сегодня приоритетами кадетского образования в училище являются: воспитание личности, создание воспитательной среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями, поэтому одним из ведущих принципов воспитания, реализуемого в Оренбургском президентском кадетском училище, является аксиологический принцип: отбор и определение ценностных отношений как содержания воспитательного процесса.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в училище в рамках аксиологического подхода — личностное развитие кадет, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов училища не на обеспечение соответствия личности кадета единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Это происходит через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие волонтёрства, самоуправления и опыта социально-значимой деятельности. Необходимо понимать, что в этом отношении воспитательная работа в училище выстраивается на основе принципа учета возрастных особенностей воспитанников.
Так, приоритетная цель для кадет 5-9 классов (уровень основного общего образования) — создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений кадет, и, прежде всего, ценностных отношений:
– к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
– к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, к защитникам Отечества, к людям с активной жизненной позицией;
– к природе, как источнику жизни на земле, нуждающейся защите со стороны человека;
– к знаниям и пониманию их необходимости для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
– к труду, трудовым традициям семьи, творчеству и созиданию как залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
– к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
– к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир;
– к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
– к самим себе как хозяевам своей судьбы, отвечающим за свое собственное будущее.
Приоритетная цель для кадет 10-11 классов (уровень среднего общего образования) — создание благоприятных условий для приобретения кадетами опыта осуществления социально значимых дел:
– опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
– опыта дел, направленных на пользу своему родному городу, области, стране в целом, опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции;
– опыта разрешения конфликтных ситуаций в кадетской школе, в семье и в общественном месте;
– опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыта проектной деятельности;
– опыта изучения, защиты культурного наследия человечества,
– опыта творческого самовыражения; — опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
– опыта оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерского опыта;
– опыта самопознания и самоанализа, опыта социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Другими словами, на уровне основного общего образования через привлечение кадет к ключевым делам, коллективно-творческой, волонтерской и другим значимым видам деятельности мы прививаем общечеловеческие ценности, развиваем социально-значимые отношения. На уровне среднего общего образования уже активно включаем их в социально-значимую деятельность, где они являются их непосредственными организаторами и участниками и приобретают опыт осуществления социально-значимых дел. Это продиктовано необходимостью активной социализации кадет, которая позволила бы более полно реализовать потенциал молодых людей, укрепить их уверенность в своих силах и в своем будущем, потребностью кадет в поддержке их инициатив, в налаживании обратной связи между кадетами и командованием училища, позволяющей руководству отслеживать социальное самочувствие кадет, реагировать на идущие от них импульсы и, тем самым, гармонично развивать воспитанников — будущих профессионалов и граждан страны.
Таким образом, кадетское образование и воспитание, обеспечивающее целостным образовательно-воспитывающим пространством кадетского училища, способствует развитию у кадет училища необходимых ценностных ориентаций, отвечает современным общественным требованиям в воспитании молодого поколения и является одним из способов аксиологического воспитания молодежи, от которой зависит будущее всего общества.
Литература:
- Владимиров С.И. Некоторые вопросы методики изучения суворовцев // Военно-педагогический выпуск.-2002.-Вып.4.-С.67-77.
- Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа:5-11-е классы.-М.:ВАКО,2008.-352 с.
- Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет.
- Официальный сайт Оренбургского президентского кадетского училища/ https://opku.mil.ru/.
- Программа воспитания Оренбургского президентского кадетского училища
Похожие статьи
Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов
В статье рассматриваются психологические особенности кадетов, а также особенности образовательной среды кадетского корпуса, влияющие на развитие данных психологических особенностей.
Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...
Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза
В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...
Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...
Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра
В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...
Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе
В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.
К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций
В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...
Похожие статьи
Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов
В статье рассматриваются психологические особенности кадетов, а также особенности образовательной среды кадетского корпуса, влияющие на развитие данных психологических особенностей.
Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания
В статье рассматриваются особенности формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Сделана попытка проанализировать и систематизировать результаты исследования особенностей формирования нравственных ценностных ориентаций у с...
Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза
В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...
Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам
В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...
Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра
В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...
Воспитание толерантности у суворовцев во внеурочной деятельности
В статье рассматриваются особенности формирования толерантности у обучающихся в рамках нравственного направления воспитательной работы во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища.
Формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе
В статье автор рассматривает формирование традиционных нравственных ценностей в начальной школе.
К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций
В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...