Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой функции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Религиоведение

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, О. Н. Реализация в ритуале жертвоприношения его мировоззренческой функции / О. Н. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2287/ (дата обращения: 27.12.2024).

Жертвоприношение – это такое действие, которое создает вселенную.

Р.Паниккар

Жертвоприношение выступает как часть древнейшего ритуала первобытной (примитивной) религии, являясь его центральной частью. Ритуал, в свою очередь, составляет ядро традиции [1, 9 и др.], а традиция "представляет собой наивысшую ценность... «залог выживания» цивилизации" [4, с. 41-42]. Таким образом, жертвоприношение – неотъемлемая составная часть традиции, ему в самом общем плане присущи социальная, политическая, экономическая и др. функции [8].

Наша работа будет посвящена механизму реализации в акте жертвоприношения мировоззренческой функции: формирования у человека целостного взгляда на мир, определения каждым своего места и роли в мире; решения вопросов о развитии и творении, смысле истории и человеческого существования.

Реализация мировоззренческой функции происходит в рамках важнейших среди многообразия различных видов жертвоприношений наиболее распространенных (почти обязательных) для многих народов жертвенных обрядов, связанных с космогоническим ритуалом. Космогонический ритуал есть совокупность обрядов, целью которых является обновление Космоса, жизни и общества через возвращение к абсолютному "началу" – сотворению мира [12, с. 41]. Представления о необходимости систематического обновления мира отражены в космогонических и эсхатологических мифах. Речь в данном случае идет об объективном, независимом от человеческой воли процессе: некогда сотворенный мир в результате естественного старения и разложения, а иногда вследствие грехов людей, приходит к своему концу. Обязанность человека – избавить природу и общество от неизбежного старения, которое может привести к первоначальному хаосу; принять меры к их омоложению, обновлению, сотворению заново. Причем этот процесс "сотворение – обновление" имеет временную протяженность: начало и конец. Во время космогонического ритуала время поворачивалось вспять и происходило восстановление "первоначального, сакрального времени созидания" [12, с. 41-46]. Сам ритуал проходил в священном месте ("ибо за пределами священного места заклание животного – не более чем убийство" [6, c. 33]), ассоциирующимся с "центром земли" – местом, в котором произошло сотворение, и которое магически и мистически отождествляется с "центром неба". Совершаемый в таком месте жертвенный ритуал, сама жертва, символы, сопутствующие ритуалу, "имеют отчетливо выраженные космогонические характеристики… при этом жертва… выступает как образ мира" [1, с. 132-133].

Совершение ритуальных действий по обновлению (омоложению) мира избавляло человека от необходимости тревожного ожидания его конца. Сущность таких действий составляло повторение действий богов, некогда сотворивших космос.

Одним из мотивов мифов творения, в том числе и антропогонических, во многих культурах был мотив первоначального жертвоприношения – добровольного ритуального самоубийства божества-демиурга, которое, отделяя стихии от хаоса, давало начало миру: солнцу, луне, воздуху, земле, воде, человеку и т.д. Ритуальное повторение действий бога при сотворении мира влекло за собой человеческие жертвы. Во время ритуала, включавшего человеческое жертвоприношение, происходило "овеществление жизни в образе тела": части тела соотносились с элементами мира, выступая не только прообразом всех вещей, но и определяя "функциональность" этих вещей "в пределах того функционального пространства, которое определяется возможностями человеческого тела в совокупности его частей, выводится из них" [10, с. 13-14].

Самые значительные ритуалы обновления были связаны с окончанием старого и началом нового цикла, под которым в современной культуре понимается календарный год. Во время особенно торжественных ежегодных ритуалов в честь солнца инки, называвшие себя "детьми солнца", совершали массовые человеческие жертвоприношения: погребали заживо пятьсот юношей и девушек.

Но не во всех культурах для обновления мира требовались человеческие жертвоприношения, кое-где человек заменялся животным. В индоевропейской традиции животным, в ходе жертвоприношения которого моделировался весь космос, был конь. Каждая его часть символизировала какое-либо космологическое явление: "Голова… есть заря, глаз – солнце, дыхание – ветер, ухо – луна, ноги – части света… мигание – день и ночь, суставы – половины месяцев, сочленения – месяцы… туловище – год, волосы – лучи солнца, форма – весь мир…". Сюжет о жертвоприношении коня был воспринят древнегреческой культурой, "стал частью традиции и нашел свое отражение в древнегреческой системе созвездий". Речь идет о группе созвездий – Андромеды, Пегаса и Малого коня, которые "в архаическую эпоху составляли единый сюжет, включавший принесенных в жертву коней (парность голов, скорее всего, символизирует массовость жертвоприношения) и женщину или девушку, которая вместе с ними ожидает своей печальной и одновременно почетной участи" [3, с. 58-60]. В средиземноморскую культуру данный сюжет мог быть принесен извне – например, за счет контактов с представителями индоиранской цивилизации.

Помимо ежегодного обновления мира, существовали и ежедневные ритуалы обновления [1, с. 116]. У американских индейцев они сопровождались человеческими жертвоприношениями во имя сохранения существующего в мире порядка: ежедневного физического обновления запасов тепла, света и движения солнца [11, с. 88]. Согласно космогоническому мифу ацтеков, Нанауталь – бог сифилиса – бросился в костер и благодаря этому подвигу стал носителем солнца, которое отказывалось сдвинуться с места, пока ему не принесут жертву – пример первоначальной добровольной жертвы в начале сотворения мира. Впоследствии, "чтобы поддерживать движение солнца, потребовались непрерывные жертвоприношения, и по этой причине был установлен священный институт войны, предназначенный для собирания жертв, которым живьем вскрывали грудь, вырывали сердце и ежедневно бросали их, как цветы благодарности, "Дарующему жизнь" [4, с. 205]. В данном контексте с космогонией ассоциировался восход солнца, а ночь символизировала первоначальный хаос.

С идеей обновления мира был связан и ритуал жертвоприношения царя. Как известно, правитель – фигура сакральная; от его физического состояния напрямую зависит безопасность и благосостояние подданных, урожайность земель, сохранение мира и т.п. Со старением или болезнью царя связывался упадок всего окружающего мира. С целью избежать этого упадка совершалось ритуальное убийство царя [2, с. 107], во время которого происходила передача "божественного духа" его преемнику. Следовавший за этим ритуал "возведения на трон" нового царя символически повторял всю космогонию.

Обе ритуальные системы – цикличное (новогоднее) сотворение мира и ритуал коронования – преследовали одну и ту же цель: обновление космоса. Видимо, по этой причине космогонический сценарий оказался интегрированным в культ коронации (ритуал коронования часто был приурочен к началу Нового года). Наиболее четко слияние систем прослеживается в Египте, где счет исторического времени велся от начала царствования фараона, всякий раз начинаясь сначала (речь идет о сотворении нового времени) с приходом нового правителя. С того момента, как произошла эта интеграция, мы можем считать, что "космическое обновление мира стало совпадать не только с космическими ритмами, но и с ритмами людей и исторических событий". Это слияние стало источником будущих исторических и политических эсхатологий, в которых обновление ("спасение") мира связывалось с пришествием монарха, спасителя или политического вождя [12, с. 44-45].

Наряду с космогоническим существовал внешне похожий, и также сохраняющий представление о "первоначальной жертве", но, тем не менее, не связанный с космогоническим сценарием, ритуал жертвоприношения бога. Он воспроизводил сценарий смерти божества и предполагал человеческие, животные и растительные жертвоприношения. В отличие от космогонических божеств, смерть мифического бога (бога, появившегося после сотворения мира) могла быть как добровольной (самоубийство), так и насильственной, совершаемой другими богами, чудовищами или предками современного человека. Целью данного ритуала было повторение первоначального жертвоприношения – "напоминание"  о смерти бога.

Эта церемония основана на мифах о происхождении современных условий жизни человека. Содержание этих мифов заключается в рассказе об убийстве бога, пришедшего в мир уже после его сотворения и вскоре убитого. Но, будучи убитым, он не мстит за себя, а наоборот, учит людей извлекать пользу из его смерти: бог возрождается в своих творениях (растениях и животных) и становится основой рациона людей. Одновременно убитое божество делит людей на два пола, учит обрядам погребения, инициаций и проч. (существуют разные варианты в различных культурах), а кроме того, со смертью божества в мир людей приходит смерть.

Ритуалы жертвоприношения бога, существовавшие у мексиканских индейцев, подробно описаны Дж. Фрэзером в одной из глав "Золотой ветви". Он указал на то, что жертва в данном случае отождествлялась с богом и некоторое время ей воздавали почести и приносили жертвы как богу, а затем убивали, следуя мифу.

По мнению М. Мосса, жертвоприношение бога – высшее выражение понятия жертвоприношения, где бог уничтожается в качестве жертвы потому, что его порождает жертвоприношение [6, с. 85], то есть бог требует "своей собственной жертвенной крови, чтобы тем самым получить назад ту часть самого себя, которая поступила в природу, в мир растений и живых существ" [7, с. 108]. Впоследствии именно этот вид жертвенного ритуала, где бог-жертвователь сливается с жертвой, а иногда и с совершающим обряд жрецом, ляжет в основу христианской концепции о боге, жертвующем собой ради всех людей, о боге-идеале самоотверженности [6, с.102].

Литература:

1.           Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. – СПб.: Паритет, 2002. – 336с.

2.           Дуглас М. Чистота и опасность / М.Дуглас; Пер. с англ. Р.Громовой.  –М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. – 288 с. – (Conditio Humana Публикации ЦФС).

3.           Кузьмин А.В. Жертвоприношение: таинство в зеркале неба // Природа №4., 2002. С.56-60.

4.           Кэмпбелл Д. Мифический образ. / Д. Кэмпбел; Пер. с англ. К.Е.Семенова. – М.: ООО АТС, 2004. – 683с. – (Philosophy).

5.           Малиновский Б. Магия, наука и религия. / Б.Малиновский. – М.: Релф-бук, 1998. – 304с. –  (Astrum Sapientiae).

6.           Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // М. Мосс Социальные функции священного. – Спб.: Евразия, 2000. – 448 с. С.7-103.

7.           Отто Р. Приносимый в жертву бог. С. 108. // ВДИ. № 2, 1996. С.103-119.

8.           Тихонова О.Н. Возникновение и функции жертвоприношения: его следы в современных социально-политических актах // Социосфера. № 4, 2010.

9.           Токарев А.С. Религия в истории народов мира / А.С. Токарев. – М.: Политиздат, 1965. – 623с.

10.       Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.

11.       Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж.Дж. Фрезер; Пер. с англ. М.К. Рыклина. – М.: ООО Издательство АСТ: ЗАО НПП Ермак, 2003. – 781с. – (Philosophy).

12.       Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; Пер. с фр. – М.: Академический Проект; Парадигма, 2005. – 224с. – (Технологии культуры).

Основные термины (генерируются автоматически): обновления мира, жертвоприношения бога, человеческие жертвоприношения, первоначального жертвоприношения, функции жертвоприношения, мировоззренческой функции, Ритуалы жертвоприношения бога, жертвоприношения мировоззренческой функции, массовые человеческие жертвоприношения, ритуале жертвоприношения, повторение первоначального жертвоприношения, сотворения мира, выражение понятия жертвоприношения, жертвоприношения царя, массовость жертвоприношения, ходе жертвоприношения, непрерывные жертвоприношения, растительные жертвоприношения, систематического обновления мира, повторение действий бога.


Задать вопрос