Из истории проблемы демонстративных форм поведения в древних государствах
Автор: Бельская Зинаида Владимировна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2020)
Дата публикации: 26.09.2020
Статья просмотрена: 147 раз
Библиографическое описание:
Бельская, З. В. Из истории проблемы демонстративных форм поведения в древних государствах / З. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/380/16045/ (дата обращения: 17.12.2024).
С древних времен демонстративные формы поведения сопровождали подростков в их становлении как перехода к состоянию взрослого человека в физическом, эмоциональном и волевом плане. Так, в различных мировых культурах с древности для юношей и девушек всегда существовали обычаи, традиции, обряды и ритуалы, направленные на назревшее преодоление себя, демонстрацию своей возросшей силы духа, ума, ловкости и т. д., на укрепление самосознания своего пола (социальных и духовных функций). Этот знаменательный этап перехода человека на новую ступень развития в рамках своей общественной группы имели определенную форму для перехода из одного социального и духовного статуса в другой. Как известно из литературных источников [2], по содержанию инициации взросления отражались в прохождении человеком трех этапов: по Р. Генону, первый этап — «изгнания» за пределы привычного окружения; второй этап — собственно испытания, соответствующие задачам пола, которые следует пройти успешно, и третий этап — возвращение к прежнему окружению, но уже в новом социальном и полоролевом статусе [2]. В ритуалах инициации особое внимание обращалось на переход ребенка из детства во взрослый мир, на формирование ощущения взросления. Акты демонстративных форм поведения символизировали отказ подростка от автономности ребенка, помогали установить контроль над новыми взрослыми членами и сохранить социальный порядок.
Существовало многообразие обрядов, мифов и преданий с древнего мира. Этот период истории представляет особый интерес с точки зрения проблемы демонстративных форм поведения. Корни обрядов прослеживались в глубокой древности практически у всех народов. Часто прослеживалось сочетание различных праздничных обрядов с серьезными и порой мучительными испытаниями. Многие обряды и ритуалы были связаны с нарушением кожных покровов (нанесением татуировок на различных частях тела, телесные повреждения и самоповреждения, укусы насекомых, хирургические вмешательства и т. д.). Нередко применялись различные средства, вызывающие сонливость или значительное снижение болевой чувствительности. Именно благодаря этому создавались условия для преодоления болезненных испытаний. Считалось, что данный путь ведет к осознанию нового уровня развития, актуализации самостоятельности и ответственности. Сущность данных демонстративных действий и поведения сводилась к постижению уклада новой жизни.
Известно, что на протяжении всего испытательного срока перед прохождением инициации, обычно существующие связи (хозяйственные, правовые) существенно видоизменялись или нарушались совсем. Так, посвящаемые находились отдельно от других людей; это было необходимо для полного погружения в предстоящий обряд инициации и формирования ощущения отсутствия власти общества над ними. Понималось, что персоны подростков весьма сакральные и священные, и поэтому были неприкосновенны, опасны; в это время их сравнивали с Богами.
Получается, что табу были весьма двойственными. Они имели и негативную сторону, потому что создавали барьеры между посвящаемыми и обществом в целом, но в то же время у общества не было защиты от действий посвящаемых.
История человечества всегда сопровождается процессами позитивными (роста, развития и т. д.) и негативными (регресс, деградация и т. д.). Телесные самоповреждения как одну из форм демонстративного поведения можно отнести к спорным категориям, сопровождающий исторический процесс развития цивилизаций и человечества.
В настоящее время самоповреждения относят к одной из табуированных проблем в обществе. О таких проблемах не принято говорить вслух, общество всячески отрицает такую форму демонстративного поведения. Такое поведение людей считается глупым, инфантильным, проблемным, весьма необдуманным способом привлечь к себе внимание.
В современном обществе считается, что наносить себе физический вред свойственно, в основном, подросткам последних десятилетий. Такое поведение связывают с влиянием информационно-коммуникационной среды, которая часто перегружена негативной и некорректной информацией.
Но данные формы поведения, в том числе и различные способы истязания своего тела были известны и применялись еще в древние времена. Традиции самоистязания существовали во многих культурах.
В древней Индии существовал термин «Тапас», который обозначает «греть», «кипеть», «тепло», «жар». Данный термин известен из «Ригведы» (в первом известном памятнике индийской литературы на ведийском языке). Как известно, ритуал восходил к индоевропейской традиции. «Разогревание» встречается и среди шаманов и магов в первобытных культурах. Такое состояние достигается с помощью различных психических и физиологических приемов (например, использование сильно острой пищи). Таким образом, обреталась магико-религиозная «мощь». Считалось, что только при наличии очень сильного внутреннего жара можно достигнуть необходимого внутреннего состояния. Самоистязания типа «тапаса» были распространены не только в индийской аскезе, но и в ведийскую эпоху. Нигде, кроме как в Индии, ритуальное «разогревание» не обрело столь важного статуса, сохранившегося до наших дней. В своем ритуальном аспекте «тапас» обеспечивает «перерождение». Итогом становится переход из этого мира в мир богов, в область сакрального, помогает открыть глубочайшие истины. Важнейшие церемонии жертвоприношения, инициации, обучения не обходились без тапаса. [6].
Получается, что данный ритуал в Индии способствовал крепости тела, устранению нечистот, обретение совершенства тела, обретению магических сил, повышению запаса духовной энергии.
В древнем Израиле существовал ритуал оплакивания смерти близкого человека. Суть заключалась в проявлении своего горя путем самоистязаний и выбриванием плешей на голове. Описывался ритуал в предсказаниях об опустошении Иудеи Пророком Иеремией, Пророком Михеем, Пророком Исайей, Пророком Иезекиилей. Так, данный ритуал описывался в предсказаниях об опустошении Иудеи («И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради их») [4] и о разрушении Моава («У каждого голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах вретище. На всех кровлях Моава и на улицах его общий плач …») [4].
Со временем траурные обычаи были запрещены в кодексах законов. В книге Второзакония можно найти этому подтверждение: «Вы сыны господа бога вашего; не делайте порезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершим, ибо ты народ святой у господа бога твоего, и тебя избрал господь, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» [4].
Древние арабы также соблюдали обычай остригания или обривания волос и самоистязаний в знак траура (нанесение телу ранений, порезов и царапин). Подобные обычаи широко вошли в практику среди арабов Моава.
Древние греки создали одну из величайших цивилизаций в истории человечества. Достижениями эллинской культуры до сих пор восторгаются и будут еще восторгаться во всем мире. Жизнь древних греков, как и жизнь всех языческих народов, содержала в себе большое количество ритуалов и обрядов.
В древней Греции женщины в знак траура по умершим родственникам срезали свои волосы и царапали себе ногтями до крови лицо, а иногда и шею. Данные способы проявления горя по умершим стали известны из творений поэтов того времени. Ими были описаны жизнь, обычаи и нравы той эпохи. По рассказам Гомера, греческие воины над стенами Трои покрыли тело Патрокла срезанными с головы волосами, а Ахилл вложил в руку мертвого друга прядь волос, которую он по обету своего отца Пелея должен был посвятить реке Сперхейос, если вернется живым с войны [4,5]. Орест также положил локон своих волос на гроб своего убитого отца Агамемнона. Законодательство Солона в Афинах запретило варварский обычай самоистязания в знак траура по умершим [4,5].
Как известно, в истории человечества Спарта славилась своей жестокостью по отношению к представителям своей культуры. Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Общеизвестен факт, что каждый ребенок в младенчестве был проверен на наличие физических недостатков специальным советом инспекторов. В случае несоответствия нормам ребенка отправляли гибнуть за стены города, скидывая с ближайших холмов. Если ребенок соответствовал нормам, то после 7 лет мальчики переселялись в общественные бараки и в их жизни начинался новый тренировочный период — «агоге». В программу воспитания входили не только физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловная верность военному искусству, рукопашному бою, но и развитие терпимости к боли. Мальчиков обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Одной из ключевых задач такого воспитания — сделать из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав, развить устойчивость ко всем тяготам, которые будут их ждать на войне (холод, голод, боль) [3, С.53–77].
Известен ритуал поклонения святилищу Артемиды Орфии, в которую включалась порка мальчиков, проходящих новый тренировочный период. Церемония должна была продолжаться до полного залития кровью детей всех ступеней алтаря. Только один из выстоявших мальчик получал великие почести за свою мужественность. Часто во время такого посвящения дети погибали.
Спартанцы воспитывались в чрезвычайной преданности и презирали трусость. Если спартанцу вдруг приходилось сдаться, то он кончал жизнь самоубийством. По свидетельствам Геродота, два неизвестных спартанца пропустили важный бой и со стыда покончили с собой. Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство [1, с.19.].
В Древнем Риме известность среди аристократии приобрел ритуал пить яд. Считалось, что подобным образом вырабатывался иммунитет к ядам. Ритуал состоял в том, чтобы принять яд из специального сосуда — рога однорогого животного (коровы или барана), вода в котором становилась противоядием.
Отдельное место занимает система наказаний как определенных ритуалов. Невыполнение приказа, трусость или побег карались розгами и лишением головы. Побег из лагеря и дезертирство в бою в равной степени жестоко наказывали: сбрасывали со скалы, затаптывали слонами. Чтобы пристыдить воина, применялись позорные наказания: стояние перед строем в одной тунике без армейского пояса.
Один из законов десяти таблиц, в основе которых лежало законодательство Солона, запрещал женщинам раздирать себе ногтями щеки во время траура. Римский историк Варрон полагал, что сущность этого обычая заключалась в кровавом жертвоприношении умершему и что кровь, добытая из щек женщин, была слабой заменой жертвенной крови пленных или гладиаторов на могиле покойного [5, с.21–30].
Опыт древних цивилизаций и государств показывают, что любая форма самоистязаний, самоповреждений или иных демонстративных форм поведения позволяют достичь определенных социальных целей, принятых в данном обществе и культивируемых традицией. Обсуждаемые выше проявления демонстративных форм поведения показывают роль человека в древнем обществе и принадлежность человека к определенной социальной группе, государству, цивилизации, которым свойственны принятые вековые обычаи и традиции.
Литература:
1. Гаспаров М. Л. Рассказы Геродота о греко-персидских войнах и еще о многом другом. — М.: Согласие, 2001. — 228 с.
2. Генон Р. Заметки об инициации // Символика креста / Рене Генон; Пер. с франц. Т. М. Фадеевой. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 704 с. — ISBN 5–89826–196–6. (в пер.)
3. Плутарх. Ликург // Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х т. Т.1. — М., 1986. — С. 91–125. Плутарх. Ликург // Сравнительные жизнеописания. М., 1961 Т.1. С.53–77.
4. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. — 2-е изд., испр. Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1986. — 511 с., ил. — (Б-ка атеист. лит.).
5. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. — М.: АСТ, 2003.
6. Элиаде МирчаИстория веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. Перев. с фр. 2-е изд., исправл. — М., Критерион, 2002. — 464 с. ISBN 5–901337–02–6 ISBN 5–901337–09–3 (том I).