Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белозёрова, А. В. Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека / А. В. Белозёрова, М. Н. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36782/ (дата обращения: 17.12.2024).



Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как ученых-лингвистов, так и психологов (А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»; В. Иванов, В. Топоров «Исследования в области славянских древностей»; Б. Рыбаков «Язычество Древней Руси»; П. Поспелов «Русские народные праздники с их обрядами»; П. А. Бердяев «Учение о национальном русском характере»; Л. П. Карсавин «Общая концепция движения» и др.).

С древнейших времен перемены в годовом цикле или в цикле человеческой жизни не проходили бесследно и сопровождались тревогами и опасениями. Человеку казалось, что его страхи вызваны действиями темных сил, победить которые можно только с помощью определенных символических действий, направленных либо на уничтожение зла, либо приводящих к компромиссу во взаимодействии с ним. Никто даже и подумать не мог, что причиной тому является наше сознание — защитные механизмы психики, а точнее расщепление: «человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач»; проекция «позволяет индивиду оправдать многие свои поступки»; сублимация — «бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом». и др. [4, с. 134]. С развитием социума, удачные символические действия фиксировались в общественном сознании и передавались из поколения в поколение, превращаясь в обряды — «совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных предписаний или с бытовыми традициями» [Словарь т. II, с. 566]. Традиции и обряды, в свою очередь развивались благодаря языку. Уникальная особенность человеческого языка состоит в его способностях аккумулировать знания, добытые поколениями. Язык становится носителем общественного сознания. Определенные слова, которые связаны с определенными действиями, помогают человеку установить отношения с живой и неживой материей: например, после получения хорошего урожая, «последний сноп всегда носили в дом и ставили в передний угол. На это снопе заплетали косу. Потом варили кашу — саламат. Все садились за стол кашу есть и этот сноп кашей кормили… Как символ хорошего урожая, символ благодарности», обращаясь с ним как с живым, имеющим сознание существом» [1, с. 308].

С появления этноса, стали появляться и культурные традиции. С помощью определенных ритуальных действий можно было снять психологическое напряжение, так как символы, которые используются в процессе, превращаются из бессознательного в видимую и осязаемую форму самого действия.

Также в культурной традиции имеется ещё один пласт, существование которого было выявлено учеником З.Фрейда, К. Г. Юнгом (1875–1961) и было названо архетипом культуры.

С момента зарождения деятельности человека, стала развиваться невидимая тонкая материя, которая в дальнейшем получила название — «коллективное бессознательное», которое передается по наследству. Содержанием этой материи, стали архетипы — «первоначальные образы, образцы культурного поведения, психологические инстинкты». Их выражение может проявляться и отражаться в мифах, ритуалах, традициях и обычаях, так как они могут достичь сознания человека только в виде какого-либо символа.

Поскольку всякий обряд совершается в переломный момент жизни человека и общества, то слова и действия наделяются магической силой. Например, во время святок, ложась спать, девушка закусывала какой-нибудь угол подушки, а потом, укрывшись одеялом, загадывала о суженом, приговаривая: «Один ангел скажет, другой укажет, а третий суженого покажет». Считалось, что ангелы слетятся и исполнят желание загадывающей [3, с. 31].

Для снятия психологической нагрузки, люди очень часто использовали обряды в быту. Например, главным занятием русских, как и других славянских народов, было земледелие. Хозяйственная деятельность русского крестьянина зависела от природных условий, а в связи с годичной повторяемостью почти всех сельскохозяйственных работ и их определенной календарной закрепленностью, выделяются календарные обряды, которые давали надежду на хороший урожай, или же на благоприятные погодные условия для посева.

На Руси было известно три календаря — гражданский, церковный и народный [1: 92]. Народный календарь основывался на цикличности времен года. Самыми важными периодами были дни зимнего и летнего солнцеворота, осеннего и весеннего равноденствия. Хозяйственная деятельность соотносилась с этими явлениями природы, и в русском календаре появилось множество обрядов, примет и рекомендаций на каждый день.

Принятие христианства и вместе с ним запрет на языческие праздники и обряды не могли заставить человека отказаться от старых обычаев и верований, помогавших в тяжелом повседневном труде. Замена церковью народного календаря на церковный месяцеслов, где каждый день посвящён какому-нибудь святому, привела к появлению народно-бытовых святцев, в которых все заботы о погоде, здоровье и хозяйстве брали на себя разные святые. При этом конкретная предназначенность закреплялась в имени: Юрий-холодный, Иван-постный, Егорий-вешний, Авдотья-плющиха и др. Бывшие некогда языческими обряды стали исчисляться по приуроченности к Пасхе и в результате стали «скользящими»: Красная горка, Масленица, Вербное воскресение, Троица и др.

Календарные обряды определенным образом организовывали труд, быт и самосознание русского человека. Такая организация позволяла крестьянину легче переносить неудачи, неурожаи, природные катаклизмы.

Другая сторона жизни — семейная — также связана с календарем, но она не фиксирована, т. к. обряды сопутствуют многим событиям жизни человека: рождению, крещению, свадьбе, похоронам. Такие обряды принято называть семейными, каждый из которых был неким помощником и проводником через кризисные и переломные моменты в жизни человека. [5, с. 324]. Будь то свадьба, рождение ребенка или похороны, человеку и окружающим необходимо понять, что происходит в данный момент и «пережить» это событие. Например, свадьба как обряд включала в себя многообразные магические действия с целью оградить себя от вполне естественного страха перед переменой своего положения: невеста-жена-невестка, жених-муж-зять.

Обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни, сопровождались ритуальными действиями магического характера: обрезание пуповины, обмывание, имянаречение — при «положительном» рождении и «перепекание», перерождение, обмен — при отклонениях от нормы; первое укладывание в колыбель, «бабьи каши», одаривание повитухи, обряд первого подпоясывания и др. Эти действия имели две цели: оберегание новорожденного и его матери, а также обеспечение ему долгой и счастливой жизни. Таинство крещения с установлением христианства значительно видоизменило древние родильные обряды.

Похоронный обряд — православный похоронный ритуал, связанный с обрядами и поверьями, относящимися к язычеству. Смерть — это переход в иной мир, который воспринимался как инициация. Магические действия (обмывание умершего, одевание в новую одежду и обувь, бросание в могилу денег, поминки), сопровождавшие обряд, имели две цели: облегчить усопшему путь в мир иной и обезопасить живых от возможного вреда со стороны покойного.

Таким образом, человек стал прибегать ко множествам обрядовых и ритуальных действий, чтобы избежать неудач и оградить себя и близких от бед. С помощью изучения культурных традиций можно проследить развитие сознания человека, как индивидуального, так и общественного; понять, что волновало наших предков.

Литература:

  1. Иванова А. А., Поздеев В. А. Обряды и обрядовая поэзия Вятского края [Текст] //Энциклопедия земли Вятской. Том 8. Этнография, фольклор. Областная писательская организация администрации Кировской области, 1998.
  2. Словарь русского языка: в 4-х т. [Текст] //РАН, Ин-т лингвистических исследований / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус.яз., Полиграф — ресурсы, 1999. Т.2.
  3. Забылин М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия [Текст] / Михаил Забылин. — М.: Эксмо, 2007.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции [Текст] / З. Фрейд. — СПб.: Азбука, 2003
  5. Куликов Л. В. Психология сознания [Текст] / Куликов Л. В. — СПб.: Питер, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): обряд, действие, хороший урожай, народный календарь, общественное сознание, традиция, хозяйственная деятельность.


Похожие статьи

Специфика этнического самосознания алтайцев в контексте возрождения традиционных верований

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла

Этнокультурно обусловленные особенности русско- и немецкоязычного устного и письменного научного дискурса

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Похожие статьи

Специфика этнического самосознания алтайцев в контексте возрождения традиционных верований

Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности

Устное народное творчество как фактор социального и духовного развития личности ребенка

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры как фактор обеспечения интеллектуальных потребностей личности

Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента

Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества

Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла

Этнокультурно обусловленные особенности русско- и немецкоязычного устного и письменного научного дискурса

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Задать вопрос