Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Моисеева, О. Д. Стародубец, А. Ю. Ооржак, Ю. О. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 261-265. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51661/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: толерантность, студенты, ограниченные возможности здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения с каждым годом увеличивается число лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большинство людей нашей страны не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях. Это обусловлено тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, люди с ОВЗ закрываются от внешнего мира, становится закрытыми. В современном мире очень часто средство массовой информации поднимает проблему людей с ограниченными возможностями, рассказывают об их жизни, достижениях и о возможностях. Вследствие чего отношение здоровых людей к людям с ОВЗ становится неоднозначной. Чтобы выявить отношение людей, нами проведено исследование толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. В первую очередь, толерантность к инвалидам проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи [2].

Изучением понятия «толерантность» в психологии занимались Г. Олпорт, Г. У. Солдатова, В. В. Бойко, Е. А. Ильинская, Л. В. Коломийченко, О. А. Овсянникова, A. M. Байбаков, Е. Г. Виноградова и другие.

Толерантность, согласно С. Ю. Головину, является отсутствием или ослаблением реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию повышение порога реагирования на угрожающую ситуацию. М. С. Мацковский рассматривает толерантность как готовность личности принимать отличия других людей, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т. д. [1].

Г. Олпорт выделил два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Также он дал характеристики толерантных и интолерантных личностей по следующим параметрам:

  1. Знание о себе. Толерантный человек хорошо знает свои достоинства и недостатки, относится к себе критически. А интолерантный человек замечает только свои достоинства, при неудачах обвиняет других.
  2. Защищенность. Толерантные люди уверены в себе, в своих силах, надеется только на себя. Интолерантный человек во всем видит угрозу.
  3. Ответственность. Толерантный человек сам отвечает за свое поведение. Интолерантный человек считает, что все происходящие события от него не зависят.
  4. Ориентация на себя. Толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам.
  5. Меньшая приверженность к порядку. Толерантный человек менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок.
  6. Способность к эмпатии. Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
  7. Чувство юмора. Толерантные люди способны посмеяться над собой. Интолерантные люди не обладает чувством юмора.
  8. Авторитаризм. Толерантный человек предпочитает демократию в обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе.

Толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных компонентов:

1) Когнитивный (представление своего места в мире среди других людей, знания о болезнях, представления о людях с ОВЗ, их жизни, знания о феномене толерантности и др.);

2) Эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость, отношение к себе, людям с ограниченными возможностями здоровья);

3) Поведенческий (стиль взаимодействия с людьми, акты толерантного реагирования, стремление общаться с людьми, демонстрирован неприязни и агрессии, проявление альтруизма [3].

При проведении исследования была поставлена следующая цель: изучение толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза: студенты являются толерантными к людям с ограниченными возможностями.

Для проведения исследования использовалась авторская анкета. Исследование проводилось в г. Благовещенск в 2018 году. Выборка составила 50 студентов. Участие в исследовании проходило на добровольной основе.

После проведения авторской анкеты были получены следующие данные: все 100 % студентов обозначают понятие «толерантность» как терпимость, то есть все исследуемые знакомы с данным понятием. Такие определения: «толерантность как психическое заболевание» и «толерантность как готовность пойти на компромисс» не были отмечены студентами.

75 % студентов приходилось взаимодействовать с людьми с ограниченными возможностями здоровья, у четверти студентов отсутствует такой опыт. Также результаты показали, что 85 % студентов сталкивались с более худшим отношением к людям, а 15 % студентов не наблюдали отношение к одним людям хуже, которые отличались по какому-либо признаку.

Рис. 1. Готовность общества принимать людей с ОВЗ как полноценных его членов

Из рисунка 1 видно, что 20 % студентов считают, что общество готово принимать людей с ОВЗ как полноценных его членов, взаимодействовать с ними и принимать их такими, какие они есть. 40 % считают готовность общества невозможной на данный момент в связи со своими убеждениями и 40 % затрудняются в выборе ответа.

Рис. 2. Готовность жить в одном жилом помещении с людьми с ОВЗ

Из рисунка 2 следует, что 40 % студентов относятся нейтрально к проживанию с людьми с ОВЗ, также 40 % согласны 20 % студентов затрудняются ответить о готовности проживать на одной жилой территории с лицами, страдающими ОВЗ. Категорически против проживания в одном доме не выявлено (0 %).

Рис. 3. Чувства, вызывающие люди с ограниченными возможностями здоровьями

Из рисунка 3 видно, что у 45 % респондентов люди с ОВЗ вызывают жалость и сострадание, 5 % испытывают неприязнь и раздражение по отношению к таким людям, 20 % боятся по каким-либо причинам людей с ОВЗ и 30 % испытывают желание помочь.

Треть студентов, а именно 75 % считают, что в их городе существует нетерпимое отношение к людям с ОВЗ, 25 % считают напротив, говорят об отсутствии нетерпимого отношения к людям с ОВЗ в городе, в котором проживают.

Рис. 4. Отношение к людям с ОВЗ в учебной группе

Из рисунка 4 видно, что большая часть исследуемой группы (60 %) не видит существенной разницы, если в учебной группе будут совместно учиться люди с ОВЗ и люди без каких-либо нарушений. У 30 % исследуемых отмечается положительное отношение к совместной учебной деятельности с людьми с ОВЗ. 10 % студентов затрудняются ответить на этот вопрос. Также все опрошенные студенты откликнулись бы на просьбу человека с ограниченными возможностями здоровья и ответили бы помощью.

75 % опрошенных студентов считают, что могут сказать о себе как о толерантном человеке, который готов проявлять терпимость и уважение к другому человеку независимо от каких-либо отличий. 25 % студентов напротив, не считают себя толерантными людьми по каким-либо причинам.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная перед исследованием о том, что студенты являются толерантными по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, подтвердилась. Большинство студентов воспринимают людей с ограниченными возможностями здоровья такими, какие они есть, также сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья, считают их полноценными членами общества, наблюдается готовность помочь при каких-либо трудностях, положительное отношение к совместной деятельности и уважительное отношение независимо от какого-либо признака.

Литература:

  1. Бондырева, С. К. Толерантность (введение проблему) / С. К. Бондырева. — М.: Модэк, 2011. — 240 с.
  2. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л. А. Вовк // Валеология: научно-практический журнал. — 2003. — № 3. — С. 51–52.
  3. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — М.: АРТ, 2009. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, толерантный человек, студент, толерантность, какой-либо признак, нетерпимое отношение, позитивный образ человека, полноценный член общества, положительное отношение, учебная группа.


Похожие статьи

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

П. В. Степанов определяет толерантность через ценностное отношение человека к

С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

толерантность, группа, культура, мотивированное проявление терпимости, общество, отношение, раса, член общества, этническая толерантность.

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к...

Социально-психологические особенности формирования...

Толерантность типа «А» — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу.

Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности.

Характеристика толерантности как педагогического понятия

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т. п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое...

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему

Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью)

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях...

 формирование положительного отношения студентов к культурный различиям

По второй субшкале «социальная толерантность» исследуются толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках. Сталкиваясь с жизненными трудностями...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

В социально-культурном аспекте толерантность определяет уровень зрелости общества, готовность к общему поиску путей бесконфликтного

С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры.

Похожие статьи

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

П. В. Степанов определяет толерантность через ценностное отношение человека к

С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

толерантность, группа, культура, мотивированное проявление терпимости, общество, отношение, раса, член общества, этническая толерантность.

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к...

Социально-психологические особенности формирования...

Толерантность типа «А» — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу.

Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности.

Характеристика толерантности как педагогического понятия

Толерантность в отношении людей, которые чем-то отличны (убеждениями, принципами и т. п.), требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, имеются иные взгляды. Именно этот уровень существования толерантного сознания есть необходимое...

Формирование толерантного отношения к детям...

Вданной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.

Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней...

Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему

Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью)

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях...

 формирование положительного отношения студентов к культурный различиям

По второй субшкале «социальная толерантность» исследуются толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников...

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Трудно представить, что нетерпимый педагог сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих учениках. Сталкиваясь с жизненными трудностями...

Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности

В социально-культурном аспекте толерантность определяет уровень зрелости общества, готовность к общему поиску путей бесконфликтного

С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры.

Задать вопрос