Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней протестный потенциал в казахстанском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Марасулов Н. К. Ограниченная толерантность повседневности и связанный с ней протестный потенциал в казахстанском обществе // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 428-432. — URL https://moluch.ru/archive/207/50668/ (дата обращения: 27.05.2019).



Толерантность... Многие эксперты, аналитики и журналисты, говоря о казахстанском обществе, о его единстве, разнообразии, о его межконфессиональном и межэтническом многообразии, используют данное слово как одну из его важнейших характеристик. Об этом говорится так много, что почти все потребители сего контента смирились и свыклись с этой мыслью, порой подменяя действительность медиа-образами, где с толерантностью в Казахстане всё обстоит замечательно и прекрасно.

Однако что же скрывается за данным словом? Какова реальность бытия? Так ли толерантно казахстанское общество и государство на самом деле? Если толерантно, то ко всем или же казахстанцы предпочитают избирательный подход? Знают ли они, что представляет собой толерантность в современной её трактовке? Об этом и не только я постараюсь ответить в данной работе.

Что такое толерантность?

Задавая этот вопрос, можно услышать самые разнообразные ответы. Чаще всего, они сводятся к следующему:

1) Синоним слова «терпимость»;

2) Синоним слова «безразличие» в позитивном контексте;

3) Синоним слова «моральное разложение»;

4) Тождественно со словом «уважение»;

5) Связано со словом «сожитие, согласие».

Чаще всего, в ходе проведения частных, не претендующих на какую-либо репрезентативность, опросов, можно наткнуться именно на этот ТОП-5. Таково обыденное мнение о толерантности, которое, конечно, меняется со временем, хоть и сохраняя некоторую статичность. К примеру, в ходе таких опросов, проводимых мною ещё в старшей школе и первых курсах бакалавриата, как в среде своих знакомых, так и в среде случайных алматинцев, чаще всего я встречался с вариантами № № 1, 2 и 4. Но мир не стоит на месте, за последние четыре года несколько подросла частота встречаемости варианта № 3 и слова «толерастия» в негативном её значении. Причиной этому послужила обострившая риторика многих российских медиа и пророссийских активистов в ходе информационной войны России и стран НАТО и Европы, которая включает украинский и сирийский кризисы, санкционные и торговые войны.

Стоит отметить, что в виду того, что русский язык является моим основным рабочим языком, сей «опрос», проводился лишь в среде русскоязычного и двуязычного сообщества, за редким исключением, включавшим респондентов из казахоязычного сообщества, которые, к слову, чаще отвечали вариантами № № 4–5.

Поскольку первое отображает лишь субъективное мировосприятие респондентов, рассмотрим научное и правовое определение толерантности:

  1. «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [1];
  2. «способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды» [1];
  3. «(англ., фр. tolerance — терпимость от лат. tolerantia — терпение) — терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоидентификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отношение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат существующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей социальной основе и развития демократии в форме правового государства» [2].
  4. «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [3].

Как мы видим, наиболее полное и исчерпывающее определение толерантности дано в Декларации принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) (Declaration of Principles on Tolerance) [3], оно же принято и в правовой системе нашей Республики. Основой чему служат следующие права человека: «право на свободу мысли, совести и религии», «на свободу убеждений и на свободное выражение их» и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [4], закреплённые во Всеобщей декларации прав человека (статьи 18, 19 и 26) [5], Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 2, 3, 18, 19, 26 и 27) [6] и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (пункты 2 и 3 статьи 2, статьи 3, 8, пункт 3 статьи 10, статья 13) [7].

Наша повседневность

Де-юре у нас всё красиво, а как же обстоят дела де-факто?

В нашем обществе и государстве можно выделить следующие виды толерантности (по объектам):

  1. Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён);
  2. Межконфессиональная толерантность;
  3. Межнациональная толерантность (между гражданами различных государств);
  4. Миграционная толерантность;
  5. По отношению к языку и/или акценту;
  6. Гендерная толерантность;
  7. Политическая толерантность;
  8. Образовательная толерантность;
  9. Межклассовая толерантность;
  10. Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью);
  11. Толерантность по отношению к ЛГБТ-сообществу;
  12. Толерантность по отношению к бывшим заключённым (по наличию судимости);
  13. Толерантность к мелким правонарушениям;
  14. По внешнему облику (лукизм), росту (нэйтизм), весу (сайзизм или фэтфобия);
  15. По возрасту (эйджизм; пассивные и активные избирательные цензы);

Их можно условно разделить по условным степеням конфликтогенности, в зависимости от различных факторов и их совокупности:

  1. Высокая степень — наиболее чувствительная, где любое проявление прямой или обратной дискриминации и пренебрежения может привести к конфликту, дезорганизации и дестабилизации общества.
  2. Средняя степень — характерна для среднего уровня толерантности к различным группам в сочетании со стереотипизацией их образа. Чаще всего приводит к казуальным и неловким ситуациям, реже к бытовым конфликтам.
  3. Низкая степень — характерна для самых различных групп общества, которые в виду негативного окружающего фона стремятся покинуть населённый пункт/страну.

Каждый из 15 видов толерантности различается своей степенью конфликтогенности, с поправкой на моё субъективное мнение.

  1. Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён). Данное направление является в Казахстане одним из приоритетных направлений работы как со стороны государства, так и со стороны институтов гражданского общества. Стоит отметить, что межэтническая толерантность является одной из ключевых характеристик и ценностей казахстанского социума. Степень конфликтогенности данного вида толерантности можно оценить как среднюю.
  2. Иначе обстоят дела с межконфессиональной толерантностью. Государство, при формально прописанной в Конституции свободы на вероисповедание, устанавливает различного рода преграды для полной реализации данного права, оправдывая их введение вопросами безопасности и защиты от угроз терроризма и религиозного экстремизма. Постсоветский социум, в свою очередь, также настороженно относится к различного рода религиозным практикам. Это проявляется в виде мягкой нетерпимости к ношению религиозной одежды (хиджаб, паранджа и т. п.) как в светских учреждениях, так и в повседневной жизни.

Ввиду частичной маргинализации высокорелигиозной части общества и особенностям её организации, межконфессиональные отношения характеризуются высокой степенью конфликтогенности. Протестная активность по данному поводу фиксируется временами (возможно, в связи малой освещённостью в СМИ), проходит в основном в легалистских и легальных формах протеста.

  1. Межнациональная толерантность (между гражданами различных государств). В данном аспекте ситуация идентична межэтническим отношениям. Однако, в массовом сознании существует мифический образ «китайских захватчиков», тем или иным образом поддерживаемый различными активистами. В частности, данный образ повлиял на рост антикитайских настроений в ходе «земельных» протестов 2016 года.
  2. Миграционная толерантность (прежде всего, к репатриантам, а также в контексте дихотомии «город-село). Конфликты и протесты с участием репатриантов из дальнего зарубежья в данном контексте связаны с проблемами интеграции, адаптации и ассимиляции в казахстанском обществе, особую внимательность требуют регионы с русскоговорящим большинством.

Конфликты в контексте дихотомии «город — село» имеют место быть, в частности из-за различия городского и сельского типов поведения и различий мировоззренческого характера, хотя по большей части они вызваны проблемами адаптации к меняющимся условиям, примером чего может служить протест населения пригородов г. Алматы против введения системы оплаты проезда с использованием транспортных карт «Оңай».

В целом, по данному аспекту характерна средняя степень конфликтногенности, острые моменты возникают редко имеют локальный характер и разрешаются местной бюрократической машиной в рабочем порядке.

  1. По отношению к языку и/или акценту. Вопросы языка традиционно являются острыми для Казахстана, население которого разделено на преимущественно казахоязычных и русскоязычных, без сильной доминанты какой-либо из групп. Триггером для конфликта и протестных акций на данной почве являются потенциальные изменения в языковое законодательство, которые снижали бы статус и/или сужали сферу применения какого-либо из языков. Парадоксальным с точки зрения социальных наук является то, что этническое большинство в обеих группах принадлежит представителям одного этноса — казахам.
  2. Гендерная толерантность. Конфликты на данной почве, чаще всего, относятся к семейно-бытовым. Однако по мере увеличения религиозности населения и/или нарастания технологического прогресс могут возникнуть потенциальные очаги социальной напряженности, связанные с несоответствием гендерных ролей и образов прошлого и современности.
  3. Политическая толерантность и плюрализм. Её нарушение связано с отсутствием эффективно действующей конструктивной оппозиции и низкой роли парламента или иначе де-факто отсутствием возможности равного политического участия для групп населения, придерживающихся отличных от государственной идей и идеологий. Связано это с завышенными требованиями для регистрации и деятельности политических партий, преследование их административными или судебными мерами, с сужением сферы для реализации права на свободу мирных собраний.

Этот аспект носит высокую степень конфликтогенности и приводит к избранию гражданами нелегальных форм протестной активности для удовлетворения своих требований, защиты интересов и удовлетворения запроса на политическое участие.

  1. Образовательная толерантность; Её нарушение и, соответственно, конфликты и протесты на её почве связаны с завышенными квалификационными требованиями работодателей и завышенными ожиданиями оплаты и условий труда у потенциальных работников, в результате чего происходит увеличение уровня недовольства, особенно, у молодых работников. Данный аспект обладает сравнительно низкой степенью конфликтогенности, т. к. протестная активность находит своё воплощение, в основном, в виртуальном пространстве. В то же время, стоит отметить, происходит снижение доли оптимистично настроенных на будущее молодых людей — в результате чего они начинают искать иные пути реализации своего потенциала, в том числе по средством миграции.
  2. Межклассовая толерантность или профессиональная толерантность — т. е. между персоналом высшего, среднего и низшего звеньев. Бытовые конфликты могут быть вызваны неуважением их труда либо высокомерным и пренебрежительным отношением со стороны окружающих. К примеру, случай с заявлением 2016 года министра культуры РК содержит дискриминационные ноты в отношении персонала низшего звена [8]. Этот аспект носит средний характер конфликтогенности, т. к. редко выходит за пределы бытовых споров.
  3. Толерантность по отношению к лицам с ограниченными возможностями (по физическому или ментальному здоровью); На микроуровне она заключается наличии групп, дискриминирующих инвалидов, в частности инвалидов-колясочников. На макроуровне она заключается в несовершенстве системы социального и медицинского обеспечения, дискриминирующей людей с ограниченными возможностями и заставляющей их подтверждать свою инвалидность ежегодно в течение 7 лет, а также в формальном создании соответствующей инфраструктуры, что результате ограничивает социальную активность и мобильность лиц с ограниченными возможностями.
  4. Толерантность по отношению к ЛГБТ-сообществу. Говоря о дискриминации в данной области, стоит отметить, что она не прописана законодательно и декриминализована. Однако возможности открытого признания принадлежности к данному сообществу весьма сужены в виду отрицательного и открыто дискриминационного отношения со стороны значительной части населения при нейтральном отношении большей части населения и к дискриминируемым, и к самому факту дискриминации. Несмотря на это ряд институтов гражданского общества занимается просветительской, правозащитной и терапевтической деятельностью, хотя говорить о сформированности полноценного ЛГБТ-сообщества, способного защитить свои права, не приходится.
  5. Толерантность по отношению к бывшим заключённым (по наличию судимости). Как правило, лицам, имеющим судимость, трудно ресоциализироваться в казахстанском социуме и найти рабочее место. Связано это с тем, что целый ряд государственных требуют справки о несудимости, а работодатели не рискуют брать бывших заключённых на работу. Данный аспект характеризуется низкой степенью конфликтогенности, но в тоже время способствует повторному совершению преступлений (рецидиву).
  6. Толерантность к мелким правонарушениям. Она порождает нарушение прав людей, которые закреплены в законодательных нормах Республики Казахстан, увеличение преступности и попустительства, увеличении ощущения вседозволенности, потенциально увеличивающие возможность массового мародёрства при крупных социальных потрясениях и включение мелких правонарушений в число социально одобряемых действий. Простым иллюстрирующим примером этого являются неправильная парковка транспортных средств, курящие водители общественного транспорта и безбилетные пассажиры.

Высокая толерантность подобного рода может привести к появлению социального парадокса, заключающегося в том, что при увеличении количества преступлений граждане активнее требуют обеспечить соблюдения правопорядка, однако при усилении мер по его обеспечению начинают возмущаться действиями силовых и судебных органов, эксплицируя социальную напряжённость, которая со временем может трансформироваться в политическую напряжённость и вылиться в протестные акции. Всё это говорит нам о высокой степени конфликтогенности присущей данному аспекту.

  1. Толерантность по отношению к внешнему облику, росту, весу тесно связана с коллективными представлениями о том, как должен выглядеть «нормальный человек». Всякий, кто не попадает под это определение «нормальности», может стать объектом насмешек, шейминга и стигматизации. Формы дискриминации по данным признакам называются лукизм, хэйтизм, сайзизм и фэтфобия, соответственно. Данный аспект несёт в себе среднюю степень конфликтогенности, а протесты, связанные с ней, происходят путём формирования движений на подобии боди-позитива.
  2. Толерантность по отношению к возрасту стала актуальной в последние 150 лет в связи с ростом продолжительности жизни человека. Данный вид толерантности также тесно связан с коллективными представлениями о том, как должно выглядеть, вести образ жизни и одеваться в том или ином возрасте. Дискриминация по данному признаку называется «эйджизм» и, чаще всего, выражается в форме насмешек, шейминга и стигматизации. Но в тоже время она находит выражение в ограничении в политических правах. В частности в пассивных и активных избирательных цензах. Ведь зачастую возрастные ограничения пассивного избирательного права ни чем не мотивированы, а активное избирательное право ограничено понятием совершеннолетия, хотя право вступать в законные трудовые отношения и полная уголовная ответственность наступают гораздо раньше (в Казахстане с 14 и 16 лет, соответственно).

Не смотря на наличие малообоснованных ограничений, аспект толерантности по отношению к возрасту характеризуется лишь средней степенью конфликтогенности, протестные настроения редко находят себя вне виртуального пространства.

В заключение хочу отметить, что толерантность, став одной из основных содержательных характеристик демократического общества, обрела большое значение в современном обществе. Аспекты политического равенства стали проникать во все сферы жизни, и, пройдя сквозь призму социальных отношений, обрели ещё большую ценность. Но, с другой стороны, они обрели новый потенциал конфликтогенности, а в связи с этим и новое содержание обрел их протестный потенциал, которые информационная эпоха позволяет использовать как никогда прежде.

Особо стоит отметить ошибочность представления, что повседневные практики мало влияют на политический процесс и что роль событий-триггеров (или «чёрных лебедей») очень велика. Исторический, а ровно и политический, процесс определяется в первую очередь данными каждодневными долгосрочными практиками, формирующими жизни и судьбы людей и обществ.

Литература:

  1. Философский энциклопедический словарь. 2010. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3483/ТОЛЕРАНТНОСТЬ, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  2. Политология. Словарь. — М: РГУ. В. Н. Коновалов. 2010. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/234/Толерантность, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  3. Декларация принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  4. Декларации принципов терпимости (Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  5. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
  8. Лучше быть уборщицей, чем министром-вором — президент Кыргызстана. // Информационное агентство «Медиа-портал CARAVAN.kz». — Режим доступа: https://www.caravan.kz/news/luchshe-byt-uborshhicejj-chem-ministromvorom-prezident-kyrgyzstana-378772/, свободный. — (Дата обращения: 22.05.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, отношение, Казахстан, вид толерантности, Синоним слова, протестная активность, межэтническая толерантность, конфликт, казахстанское общество, аспект.


Похожие статьи

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Ключевые слова: толерантность, естественная толерантность, моральная толерантность.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи. Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу...

Теоретические основы формирования межнациональной...

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность - это личностная или общественная характеристика...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура. По первой субшкале «этническая толерантность», где диагностируется отношение...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности.

толерантность, группа, культура, мотивированное проявление терпимости, общество, отношение, раса, член общества, этническая толерантность.

Особенности этнической толерантности подростков

этническая толерантность, Кавказ, отношение, семья, межнациональная семья, межэтническое взаимодействие, общество.

Особенности формирования этнической толерантности... Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность...

Направления формирования этнической толерантности...

Этническая толерантность является аспектом толерантности.

Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

В научной литературе встречаются три вида толерантности: личностную, социальную и этническую.

Особенности формирования этнической толерантности...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма...

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма в межконфессиональных и межнациональных отношениях.

Одновременно надо иметь в виду, что человек, чтобы стать взрослым человеком, должен синтезировать в себе всю совокупность общественных...

Формирование толерантности и межнационального...

От уровня толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к

Проказина Н. В., Исаев А. В. Межнациональные и межэтнические конфликты в оценках

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, российское общество...

Похожие статьи

Толерантность как основа межнационального согласия и мира...

Ключевые слова: толерантность, естественная толерантность, моральная толерантность.

Воспитание толерантности у студенческой молодёжи. Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу...

Теоретические основы формирования межнациональной...

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность - это личностная или общественная характеристика...

Анализ понятия «толерантность» в современной научной...

Межэтническая толерантность (между представителями различных этнических групп, в т. ч. родов и племён).

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура. По первой субшкале «этническая толерантность», где диагностируется отношение...

Теоретические основы толерантности | Статья в журнале...

Ключевые слова: толерантная личность, толерантность, толерантность младших школьников, изучение толерантности.

толерантность, группа, культура, мотивированное проявление терпимости, общество, отношение, раса, член общества, этническая толерантность.

Особенности этнической толерантности подростков

этническая толерантность, Кавказ, отношение, семья, межнациональная семья, межэтническое взаимодействие, общество.

Особенности формирования этнической толерантности... Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность...

Направления формирования этнической толерантности...

Этническая толерантность является аспектом толерантности.

Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

В научной литературе встречаются три вида толерантности: личностную, социальную и этническую.

Особенности формирования этнической толерантности...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма...

Взаимосвязь принципов толерантности и гуманизма в межконфессиональных и межнациональных отношениях.

Одновременно надо иметь в виду, что человек, чтобы стать взрослым человеком, должен синтезировать в себе всю совокупность общественных...

Формирование толерантности и межнационального...

От уровня толерантности молодежи как в отношении жителей страны, принадлежащих к

Проказина Н. В., Исаев А. В. Межнациональные и межэтнические конфликты в оценках

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, российское общество...

Задать вопрос