Авторы: Бакиев Комилжон Тоштемирович, Ташбаева Гулноза Юсуповна

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Бакиев К. Т., Ташбаева Г. Ю. Толерантность как основа межнационального согласия и мира в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1226-1228.



В начале нового века во всем мире произошли чрезвычайно глубокие социально-экономические и политические изменения, которые требуют всестороннего философского переосмысления. В основном политическое обновление картины мира характеризуется повышением роли религиозного фактора в современных мировых идеологических процессах. Начало XXI века ознаменовалось появлением передовой технологии, инновационные технологии производства стали важнейшим основанием обновления облика политического мира.

В результате внедрения информационных технологий и индустрии идеологические полигоны занимают главное место в мировой политике, отодвинув на второй план опасность военных полигонов.

В связи с этим большое значение для будущего приобретает характер складывающихся социально-экономических и политических отношений, как между государствами, так и народами мира, имеющими различную духовную и культурную ориентацию.

Среди глобальных вызовов мирной жизни человеческого сообщества и международной стабильности, в целом, исследователями называются, прежде всего: этно-национальные конфликты, дискриминация в отношении меньшинств, расистские организации и идеологии, нетерпимость со стороны политических движений и идеологии [1, c. 6]

Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Её суть в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной, институциональной и даже государственной позиции нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека.

Как показывает мировая практика, устойчивость государства во многом зависит от способности решать различного рода проблемы межнациональных отношений. Особенно важным это стало в последнее время, когда в глобализующемся мире наблюдается эскалация конфликтов, в том числе межэтнических. В силу этого, межнациональное согласие приобретает кардинальное значение для любого многонационального государства.

В настоящее время усиление негативных тенденций создало острую потребность в утверждении культуры толерантности, вызвало к жизни общественное движение за антидискриминацию и толерантность здесь также надо отметить, что толерантность- результат процесса воспитания культуры мира, являющегося профилактикой экстремизма. Это система воспитания на идеях и принципах ненасилия.

Толерантность, обретшая сегодня исключительно большую актуальность, в связи с необходимостью активизации борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, имеет исторические духовные истоки. Исторические корни толерантности непосредственно связаны с такими факторами, как развитие культурных и экономических отношений, развитие культурных и экономических отношений, развитие древних путей и возникновение центров цивилизаций. Не смотря на то, что войны сопровождали всю историю человечества, отметим, что во все времена развития человеческого общества прогрессивные экономические, политические и культурные взаимоотношения между различными племенами, народами, этносами и территориями основывались на принципах мирного соседства, доброты. Проблема толерантности, как отмечают исследователи, возникла в те времена и наиболее остро стояла там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах крупных империй.

На протяжении веков толерантность играла и до сих пор играет важную роль как фактор социально-политической стабильности в обществе и государстве

Для толерантности характерно активное неприятие расизма, терроризма и религиозной нетерпимости. При этом толерантность должны проявлять как отдельные граждане, так и народы государств. Принцип толерантности подразумевает уважение между индивидуумами, между обществами различных цивилизаций.

Итак, толерантность — это ценность и норма любого гражданского общества, в этом качестве она проявляется как обеспечение гармонии между конфессиями, политическими и другими социальными группами, в уважении мировых культур, цивилизаций и готовность народов к пониманию и сотрудничеству между собой.

Толерантность является также одним их ключевых духовно-нравственных принципов гражданского общества. Глобализующейся мир- это пестрое этнокультурное сообщество, в котором культура каждого этноса уникальна.

В ряде стран на различных континентах в последнее время нарастает количество проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям — вплоть до этноцентризма, неприкрытой вражды, военных конфликтов и даже актов терроризма. В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности. Именно поэтому одним из направлений урегулирования данных проблем выступает формирование толерантности в массовом сознании, формирование общественного мнения.

Полиэтничность любого государства подразумевает постепенное развитие межэтнических отношений, опирающееся на естественное взаимодействие между этносами. Это требует постоянного анализа в целях предупреждения этнических и межнациональных конфликтов, которые в случае их появления, могут создавать угрозу государственной и региональной безопасности.

Межнациональная толерантность наиболее ярко проявляется в общественном мнении как особой форме общественного сознания населения, проявляющегося в его оценках различных сторон социально-политической и нравственно-духовной жизни общества.

Процесс этнического возрождения не обошел стороной и многонациональный Узбекистан. В стране, особенно с обретением независимости значительно повысилась роль национального фактора в социально-политических процессах, возрос интерес к истории, традиционной культуре не только у титульных наций (узбеки, каракалпаки) но и у представителей всех других народов, населяющих её этническое и культурное многообразие рассматриваются в стране как богатейший прогрессивный потенциал, важный составляющий компонент гражданского общества, а межнациональное согласие — как фактор стабильности и сохранения государства.

Межнациональные отношения в современном Узбекистане строятся на основе национальной политики государства, в которой исторически сложившаяся многонациональность страны рассматривается как благоприятный фактор ее социально-экономического развития, источник духовно- интеллектуального обогащения всех наций и народностей, проживающих в республике, благоприятное условие для интеграции республики в мировое сообщество.

В многонациональном обществе толерантность, взаимное доверие и взаимное уважение являются фундаментом межнационального согласия и двигателем гармонизации отношений между народами в стране. Толерантность, взаимное уважение наций и народностей- это показатель степени цивилизованности общества, основа не только межнационального согласия в государстве, но и важнейшая предпосылка его дальнейшего успешного развития.

В независимом Узбекистане сегодня представлены равные права и возможности всем ее гражданам независимо от их национальности, социального статуса, расовой или религиозной принадлежности, что закреплено в основном Законе страны.

Одним из основных факторов общественного развития является согласие и дружба между титульной нацией, давшей название стране, и проживающими здесь представителями других наций и народностей. И, напротив, общество, не принявшее и не постигшее сути идеи межнационального согласия, может лишиться мира и стабильности.

С древнейших времен на нашей земле сосуществуют такие крупнейшие религии, как буддизм, иудаизм, христианство, ислам; проживают в мире и согласии люди разных наций и народностей. И то, что на протяжении веков между ними нет национальных конфликтов, демонстрирует великодушие и терпимость нашего народа. Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации более десяти конфессий. Созданы условия для того, чтобы они свободно осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни общества. [2, с 59–60]

Народ Узбекистана, обладающий такими уникальными качествами как благородство, великодушие, гуманизм и милосердие, бескорыстная помощь всем, кто нуждается в поддержке, всесторонняя забота о сиротах впиталась в плоть и кровь каждого жителя нашей страны. Наша страна твердо следует курсом миролюбия, развивая культурный диалог между народами и укрепляя мир и спокойствие.

Взаимоуважение наций и народностей — это показатель и основа не только межнационального согласия в государстве, но также важнейшая предпосылка его социально-экономического и общественно-политического развития. Исходя из этого постулата, в межнациональных отношениях независимого Узбекистана устранена почва для проявления высокомерия одной нации над другой, пренебрежения этнических особенностей любой национальности или народности.

В настоящее время основными задачами национально-культурной политики страны становиться предупреждение конфликтных ситуаций, воспитание толерантности. Президент Узбекистана И. А.Каримов подчеркивает, что источником духовного возрождения нашего общества в условиях независимости является этническая, культурная, религиозная толерантность. Она является основой духовного развития гражданского общества и должна служить сохранению в нем стабильности.

Ныне в условиях независимого развития происходят глубокие социальные изменения, которые интенсифицируют процессы становления новой национально-государственной идентичности в менталитете узбекистанцев. Более того, толерантность, как один из основополагающих демократических принципов, предполагающий проявление терпимости к образу жизни, поведению, чувствам, мнению, идеям и верованиям людей различных этнических групп, все более утверждается не только на государственном, но и личностном, межгрупповом уровне.

Вместе с тем толерантность направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей страны в противовес этнической, религиозной и политической нетерпимости. Воспитание толерантности, наряду с формированием гражданской активности навыков разрешения конфликтов, сотрудничества является необходимой характеристикой гражданина современного демократического общества.

Литература:

  1. О. Ата-Мирзаев, В.Гентшке, Р. Муртазаева. Межнациональная толерантность в Узбекистане: история и современность.-Т; 2004.
  2. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент; 2003.
  3. www.ziyonet.uz
  4. www.religion.ng.
Основные термины (генерируются автоматически): межнационального согласия, гражданского общества, Межнациональная толерантность, протяжении веков толерантность, основа межнационального согласия, многонациональном обществе толерантность, толерантность должны, выработке этнической толерантности, проблеме толерантности новое, утверждении культуры толерантности, религиозная толерантность, Исторические корни толерантности, фундаментом межнационального согласия, идеи межнационального согласия, Принцип толерантности, межнациональное согласие, Проблема толерантности, жизни общества, формирование толерантности, Воспитание толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос