Библиографическое описание:

Спицына Т. А., Кучеренко В. С. Теоретические основы толерантности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1553-1555.



Системный подход, который мы используем в качестве методологической основы, подразумевает исследование любого явления, предмета или действия с помощью осмысления его сути, т. е. точного определения того или иного понятия. В настоящее время существуют разные точки зрения на трактовку понятия «толерантность». В философской, культурологической литературе изучение понятия «толерантность» рассматривается в работах таких ученых, как Асмолов А. Г., Валитова Р. Р., Ищенко Ю. А., Кленова Н. В., Клепцова Е. Ю. и др. В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии; это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира [4].

Существует и такое определение понятия «толерантность» — это отсутствие или ослабление реагирования на какой — либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Оно предполагает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Толерантность означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность, а также предполагает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На сегодняшний день многие исследователи пытаются сформировать и упорядочить всевозможные формы и виды толерантности (Зимбули А. В., Маркова Н. Я., Петрицкий В. А., Лекторский В. А., Кожухарь Г. С. и др.). Они предлагают использовать следующую классификацию толерантности. Во-первых, по проявлению толерантности как общественного сознания. Так, В. А. Лекторский выделяет следующие виды толерантности: толерантность как безразличие к существующем в обществе разным взглядам; уважение к чему-то иному, которое человек не в силах понять; снисхождение к слабости других людей; расширение собственного кругозора и опыта; умение критически мыслить и вести диалог; умение уважать чужое мнение и одновременно быть готовым к изменению собственных взглядов. Во-вторых, по предмету, на который направлено действие толерантности. Согласно Н. Я. Макаровой данный предмет может быть индивидуальным, этническим, социальным, межгосударственным и др. Также выделяют конфессиональную, социальную, политическую толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки и др. В-третьих, по уровню, на котором проявляется толерантность, выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную. Благодаря индивидуальной толерантности у личности развивается ответственность. Аутотолерантность — отличительная черта человека, который изучает, принимает и имеет способность признать свое Я, умеет принимать себя таким, какой он есть, анализирует собственные слова, действия, поступки, в дальнейшем делая из них выводы. Межличностная толерантность предполагает отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без потери чувства сохранности собственного Я; готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми. Межэтническая толерантность — психологическая готовность и желание к терпимости ради позитивного и продуктивного взаимодействия с людьми другой культуры [2].

Внешняя толерантность (т. е. к другим людям) — убеждение в том, что все люди могут иметь свое мнение и позицию; определяет культуру отношений в обществе. Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) — умение сохранять спокойствие и равновесие к различным неожиданным и новым ситуациям: конфликтам, ссорам, неопределенности, ожиданию, риску, стрессу, угрозе, опасности; способность принимать решения и действовать. Кроме того, во внутреннюю толерантность входят психофизиологическая и фрустрационная толерантности: психофизиологическая — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности; фрустрационная — способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из нее [1].

М. А. Перепилицына выделяет в педагогической толерантности следующие содержательные компоненты: мотивационно-ценностный (социализация личности, осознание ценности толерантности в жизненном процессе), когнитивный (осознание многообразности мира, своей сущности), эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция, целеустремленность, инициативность в организации воспитания толерантности у школьников), коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия с различными представителями социума; самоорганизация и деловая активность, креативность в выборе форм и методов содержания и моделирования воспитательного процесса, способность уважать, изучать и принимать интересы, особенности, возможности учащихся). В итоге можно сказать, что сравнение разных взглядов, мнений и подходов раскрывает тот факт, что структура толерантности может быть описана по следующей схеме: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. В дополнение к этим составляющим многие исследователи настаивают на необходимости введения четвертого компонента: мотивационно-ценностного. Толерантность рассматривается как ценность, принимающаяся субъектом и мотивирующая на взаимодействие с другими людьми и, прежде всего, самим собой. Все эти составляющие связаны между собой и зависят друг от друга. Анализируя приведенные выше исследования, можно сделать следующий вывод: понятие и содержание толерантности находится на стадии развития; толерантность не равносильна терпимости, так как предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими взглядами; толерантность необходимо формировать на разных этапах становления и развития личности ребенка.

С целью подтверждения наших предположений о необходимости формирования толерантности среди учащихся общеобразовательных школ, нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 58 учеников 8, 9 и 10 классов 250 общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга. Для сбора массовых и достоверных данных по проблеме исследования мы применяли следующие методы: наблюдения на уроках, беседа и анкетирование учащихся, анализ результатов письменных и устных ответов. При обработке полученных данных проводился их качественный и количественный анализ. Основные результаты данного этапа эксперимента нами были получены в результате проведения анкетирования. При составлении анкеты мы старались придерживаться двух основ — краткость и понятность, ответы ученики представляли в свободной форме, т.е варианты ответов мы не предлагали. На первый вопрос анкеты «Что такое толерантность?» большинство учащихся ответили, что это терпение (47 %), многие под данным термином понимают «уважение» (36 %). Остальные учащиеся (10 %) ответили «слабость» или вообще не смогли ответить на этот вопрос анкеты (7 %). Анализируя ответы на следующий вопрос: «Чем толерантность отличается от терпения?» можно сделать вывод: 57 % учащихся не знают, чем толерантность отличается от терпения. Ребята, которые попытались объяснить разницу, понимают тонкую грань между толерантностью и терпением. Например, по ответам учеников можно понять, что они считают толерантность моральной, нравственной частью человека (27 %), которая или присутствует в человеке, или ее нет. Терпение, по мнению 16 % учащихся есть не у всех людей и не ко всему.

Отвечая на третий вопрос анкеты «Чем толерантность отличается от равнодушия?» большинство учеников (47 %) полагают, что различия нет. Эти результаты являются серьезным поводом понимания того, насколько важно уделять внимание в процессе обучения воспитанию толерантности. 25 % ребят не знают, чем толерантность отличается от равнодушия; 28 % опрошенных полагают, что толерантность — это участие, понимание, а равнодушие — отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. По отношению к людям других рас большая часть детей (48 %) относятся толерантно, 25 % — отрицательно и 18 % — нейтрально. Некоторые ребята ответили, что «главное сам человек, а не его раса» (9 %). Эти результаты позволяют нам понять, что дети в основном не видят ничего плохого в людях других рас. Тем не менее, некоторые учащиеся негативно относятся к другим расам. Чем это вызвано, сказать сложно. Скорее всего, основными факторами, влияющими на мнение детей в этом вопросе являются друзья, родители, средства массовой информации. На вопрос «Как вы относитесь к инвалидам?» большинство учеников (53 %) ответили, что им жалко этих людей; 42 % относятся нейтрально и 5 % негативно. Вызывают тревогу результаты ответов учеников на следующий вопрос анкеты «Как вы относитесь к приезжим в России?», так как 40 % ответили «негативно»; 14 % полагают, что приезжие должны уехать. Остальные ученики к приезжим относятся относительно толерантно.

После проведения анкетирования нами была проведена беседа с учащимися по проблеме толерантности. Необходимо отметить, что участие в ней носило добровольный характер и почти все ученики захотели пообщаться на эту тему. Наше участие в дискуссии было наблюдательным. Иногда мы задавали вопросы и помогали ребятам, когда им было трудно выразить свои мысли. Те ученики, которые принимали активное участие в дискуссии, были очень активными и воодушевленными. Складывалось впечатление, что только во время проводимой нами дискуссии они могли высказать свое мнение по различным вопросам, связанным с толерантностью. Например, во время беседы мы спрашивали детей о том, случались ли лично с ними или их родными, знакомыми ситуации, которые могли бы негативно повлиять на их отношение к приезжим из других стран (хамство, преступные действия). Практически все дети отвечали отрицательно, примеров привести не могли. Однако, по результатам анкетирования мы поняли, что довольно большое количество учащихся отрицательно относится к приезжим. Скорее всего, это связано с узким мышлением, отсутствием своего личного, объективного мнения по данному вопросу, не владением достоверной информацией. Ведь знакомых и друзей приезжих из других стран у школьников не много, а плохого они слышат больше, чем хорошего. К тому же, подросткам свойственно все преувеличивать и яростно защищать ошибочные представления.

Таким образом, в настоящее время среди ученых нет единого, четкого понимания термина «толерантность». Однако, благодаря толерантному обществу можно избежать множество непониманий, конфликтов и войн, которые терпит мир уже множество столетий. Формируя толерантность, у людей развиваются такие качества, как уважение, понимание, чувство сопереживания. Они учатся мыслить критически, относиться к чему-то новому, неизвестному с интересом. За интересом следует расширение кругозора и мыслительного процесса. Можно сказать, что толерантность — это ступень в развитии любого человека. И важно, чтобы она была прочной, на которую человек может с уверенностью вступить. В связи с этим, толерантность необходимо формировать и развивать в юном возрасте, когда формируется личность. Очень важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учителя на разных уроках уделяли внимание формированию толерантности.

Литература:

  1. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза. Монография. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 228 С.
  2. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2006. — № 2.- С. 3–13
  3. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. — Монография, Ростов-на-Дону, 2000. — 356 с.
  4. Декларация принципов толерантности. http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
Основные термины (генерируются автоматически): «Чем толерантность, виды толерантности, принципов толерантности, формирования толерантности, вопрос анкеты, политическую толерантность, Внешняя толерантность, Межэтническая толерантность, анкеты «Чем толерантность, Межличностная толерантность, Внутренняя толерантность, внутреннюю толерантность, декларации принципов толерантности, толерантность моральной, следующую классификацию толерантности, следующие виды толерантности, толерантности следующие содержательные, действие толерантности, проявлению толерантности, осознание ценности толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос