Библиографическое описание:

Чупракова О. В., Куликова А. В. Социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения // Молодой ученый. — 2016. — №16.1. — С. 68-71.



Толерантность представляет собой весьма сложное понятие. В широком смысле слова «толерантность» — это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям и верованиям [1]. Сегодня понятие «толерантность» употребляется достаточно широко. Повышенный интерес к толерантности обусловлен ее научной междисциплинарностью и потребностями социальной практики, которая активно развивается в условиях политической модернизации и порождает новые социальные процессы и события, способствующие как возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирующие различные по своему характеру проявления интолерантности.

В своих исследованиях В. А. Липатов указывает на то, что в состав дифференцированного понимания психологической феноменологии толерантности входят:

 естественная (натуральная) толерантность — открытость, любознательность, доверчивость (толерантность типа «А»);

 моральная толерантность — терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью (толерантность типа «Б»);

 нравственная толерантность — принятие, доверие (толерантность типа «В»).

Толерантность типа «А» — это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта. Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам — он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем — тем инструментом, что ему доступен. Родители учат ребенка терпению.

Толерантность типа «Б» является производной процесса персонализации в возрастном аспекте. Толерантная личность стремится сдерживаться, используя механизмы психологических защит (рационализации, проекции). Толерантность типа «Б» по сути дела есть квазитолерантность — неподлинная, частичная, видимая, условная.

Толерантность типа «В» построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию, такое взаимодействие предполагает, как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств.

Понятие «толерантность» активно используется в психологии развития личности, где оно рассматривается как личностное образование, включающее в себя:

— адекватную самооценку;

— знание себя и признание других;

— способность к рефлексии;

— отсутствие тревожности;

— ответственность за свои поступки;

— чувство юмора;

— самообладание;

— терпение;

— отсутствие стереотипов и предрассудков;

— умение выражать свое несогласие и аргументировать отказ от сотрудничества [6].

Подростковый период — это период развития между детством и взрослой жизнью, который имеет биологическое начало и определяемое культурой завершение. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер.

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения. Например, Л. С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14–18 лет и два кризиса (кризис 13 и 17 лет) [3]. Согласно периодизации Э. Эриксона, подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет, в то время как Л. Ф. Обухова отмечает, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет.

Некоторые исследователи делят подростковый возраст на младший и старший.

По мнению Л. И. Божович, периодизация предполагает разделение этого возраста на две фазы:

Ι фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, появляется целеполагание как центральное новообразование;

ΙΙ фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни, появляется новая жизненная перспектива, как центральное новообразование возраста [2].

Социальная ситуация развития переходного возраста включает в себя целый ряд автономных взаимосвязанных процессов (сдвиги, происходящие в организме, завершение физического и полового созревания; изменения в содержании деятельности, общественном положении и структуре социальных ролей; перемены в структуре общения; развитие психических процессов и способностей, включая интеллект и эмоции; сдвиги в мотивационной сфере и ценностных ориентациях), стимулирующих рост самосознания.

Для подростков особое значение приобретает понятие «группового статуса», важными характеристиками которого являются их престиж и авторитет среди окружающих.

Как утверждает С. Ю. Головин, социометрический статус — это показатель социально-психических свойств личности как объекта коммуникации в группе, фиксирующий позицию и величину престижа человека в его общении с другими [5].

Однако, Л. И. Божович указала на еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода подростков — самоопределение. С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда подросток стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Но подлинное самоопределение, как отмечала Л. И. Божович, не заканчивается в это время, оно как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и завершает последний этап онтогенетического развития личности ребенка [2].

Мотивационно-волевая и эмоционально-личностная сферы психики претерпевают значительные изменения, меняются социальные отношения, развивается особая субъективная реальность — самосознание (рефлексия).

Важным для подростков является приобретение навыков общения как со сверстниками, так и со взрослыми, поэтому этот возраст является сенситивным для развития социальной толерантности.

Система ценностей подростков, основанная на дуализме добра и зла, жестка и бинарна, но именно ее они пытаются наложить на окружающий мир. В подростковом возрасте обнаруживается своего рода «зазор» между толерантностью типа «А» и толерантностью типа «Б»: подростки уже не способны к тому типу принятия, которое было характерно для детей и еще не способны к тому терпению, которое характерно для взрослых.

Этническая толерантность подростков развивается на основе позитивного уровня сформированности этнической идентичности, предполагающей наличие позитивного образа собственной этнической группы и позитивных ценностных отношений к представителям других этнических групп. Позитивная этническая идентичность выражается в виде позитивного «мы-образа», включающего этнические особенности, чувство сплоченности, эмоциональную приверженность группе и общую удовлетворенность ее представителей своей этнической принадлежностью.

Формирование этнической толерантности в подростковом возрасте включает в себя следующие этапы:

 отождествление себя как члена общества;

 обособление от других;

 принятие константности этнических признаков;

 включение в свою Я-концепцию общие характеристики своих групп;

 актуализация когнитивного оценивания сверстников — представителей других этнических групп;

 принятие усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения;

 появление позитивного образа собственной этнической группы;

 интеграция позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы;

 активное воспроизводство системы межэтнических отношений.

Достижение подростком сформированной этнической толерантности зависит от социальной ситуации развития, которая, будучи полиэтнической, дает ему больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует формированию межэтнического понимания и коммуникативных навыков.

Н. Л. Сомова выделяет следующие психологические предпосылки развития толерантного сознания:

  1. Потенциал для развития самосознания и сформированная эго-идентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от интолерантной (совпадение «Я-идеальное» с «Я-реальное»).
  2. Принятие на себя ответственности за происходящие события.
  3. Потребность в личной независимости. Обнаружено, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. Такие люди стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам. У интолерантных людей сильно выражено стремление принадлежать к тем или иным социальным группировкам.
  4. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека, воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого, структурирование мира по его образцу. Развитие эмпатии предполагает наличие комплекса умений, связанных с неосуждающим пониманием эмоциональных и мотивационных состояний других людей, принятием их обычаев и образа жизни. Интолерантные личности в меньшей степени социально чувствительны и менее адекватны в оценках других людей.
  5. Открытость новому опыту. Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям, склонны к творчеству. Интолерантные личности настороженно относятся к неопределенности, проявляют повышенное стремление к упорядоченности и приветствуют авторитаризм как максимальное проявление социального порядка.

Исследования Н. В. Вязовец, В. А. Лавровой показывают, что в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения [4]. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности также существует.

Необходимыми условиями формирования толерантности являются важнейшие институты социализации — институт образования и воспитания, а также институт семьи. Кроме того, неотъемлемыми условиями формирования толерантности в современном обществе являются средства массовой информации и искусство.

В подростковом возрасте эмоции бинарны, в них часто отсутствует палитра оттенков. В подростковом периоде происходит формирование идентичности, подросток осваивает доступный ему репертуар социальных ролей, а также происходит становление ценностной сферы личности.

В Кинель-Черкасском филиале ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» обучается более 500 студентов, среди которых 90 — студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Анализ возрастного состава обучаемых показал, что доминирующее положение занимают следующие возрастные категории: до 20 лет — 38,8 %; 21–35 лет– 50,3 %; более 40 лет — 10,9 %. В ходе выявления причин потери зрения было установлено, что 249 (75,5 %) студентов имеют врожденные, 81 (24,5 %) — приобретенные в результате ДТП, болезней гриппа, опухоль головного мозга, беременности, производственных травм и др. [7].

Как показывает анализ исследований ученых (В. З. Кантор, Л. А. Колывановой, М. Е. Литвак, Т. М. Носовой, В. П. Соломина), в процессе обучения студенты с нарушением зрения испытывают ряд проблем: адаптация в период обучения, экзистенциальные проблемы (проблема смысла жизни, самоопределения, индивидуализации, самоактивности, свободы выбора и др.), поэтому в ходе образовательного процесса используются здоровьесберегающие технологии, личностный подход к студенту, мотивация на успех, формирование навыков общения с окружающими людьми [8].

Кроме этого, процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями, осуществляется благодаря толерантному отношению к ним зрячих сокурсников.

Так, важным компонентом в реализации взаимодействия слепых и слабовидящих студентов со зрячими обучающимися является:

— участие в общественно-значимых мероприятиях («День здоровья», «Свежий ветер», «Скажи наркотикам — НЕТ!», «Я выбираю — здоровье!», «День медицинского работника», «День инвалидов», «День защиты детей», «День молодежи»);

— осуществление волонтерской деятельности студентами ΙΙ и ΙΙΙ курсов на базах ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» и ГБОУ школы № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании и СПИДа среди подростков;

— выступление в ежегодных региональных и российских конкурсах профессионального мастерства по отдельным видам массажа;

— участие в спортивных параолимпийских играх по дзюдо, сумо, голболу;

— содействие в разработке социальных проектов и программ по реабилитации, адаптации и интеграции инвалидов в общество, способствующих их «безбарьерному» взаимодействию с социальной средой.

Кроме того, студенты с нарушением зрения ежегодно принимают участие в акции «За жизнь без барьеров», проводимой Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области совместно с общественными организациями инвалидов на территории губернии, основная цель которой заключается в предоставлении возможности людям с инвалидностью проявить свои способности, получить образование, найти работу, выйти за пределы домашних стен, встретить единомышленников и друзей, начать новую полноценную жизнь в обществе.

Таким образом, социально-психологические особенности формирования толерантности студентов в условиях профессионального обучения способствуют не только развитию комфортной образовательной среды, но и социокультурной адаптации студентов с инвалидностью и не имеющих таковую.

Литература:

  1. Апресян Р. Г. Толерантность: уточнение понятий [Электронный ресурс] / Р. Г. Апресян — Режим доступа: http:// www.nrc.nnov.ru//
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: учеб. для вузов / Л. С. Выготский. — М., 2007. — 354 с.
  4. Вязовец Н. В., Лаврова В. А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии. -2003. — № 3. — с. 12–19.
  5. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / Под ред. С. Ю. Головина. — М.: АСТ, Харвест, 2008. — 800 с.
  6. Ищенко Ю. А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль, 2000. — № 4.
  7. Колыванова Л. А., Носова Т. М., Караханян Л. В. Инклюзивное профессиональное образование в области безопасности жизнедеятельности студентов с нарушением зрения. Молодой ученый. 2015. № 6–4 (86). С. 27–30.
  8. Колыванова Л. А., Носова Т. М. Инклюзивное биоэкологическое образование в аспекте модернизации профессиональной подготовки студентов колледжа. В сборнике:Модернизация естественнонаучного образования: методика преподавания и практическое применениесборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО ПГСГА. Самара, 2014. С. 98–104.
Основные термины (генерируются автоматически): формирования толерантности, Толерантность типа, типа «Б», формирования толерантности студентов, особенности формирования толерантности, Толерантность типа «Б», этнической толерантности, условиями формирования толерантности, толерантность типа, подростковом возрасте, нарушением зрения, этнической идентичности, этнических групп, Формирование этнической толерантности, условиях профессионального обучения, психологической феноменологии толерантности, развития социальной толерантности, толерантность типа «В», развития личности, Колыванова Л.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос