Автор: Ганаева Есита Эминовна

Рубрика: Воспитание в высшей школе

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Ганаева Е. Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 25-27.



Определяя сущность толерантности, необходимо отметить свойство её устойчивости, представляющее толерантность органической составляющей менталитета и личностным качеством индивида, сформированным на системе приобретённых прочных предрасположенностей, порождающих и организующих человеческие практики взаимодействия.

Устойчивость как свойство толерантности обосновывает психологическое понимание сущности толерантности как интегрального свойства целостной личности, характеризующееся системой психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности: индивидный, субъектный, личностный. Необходимо также отметить три вида толерантности, выделяемые Г. Олпортом: толерантность как система установок, связанных с этическими и расовыми различиями; конформную толерантность; толерантность как черту характера. [1,с.12]

При сопоставительной характеристике этих видов толерантности самим учёным предпочтительней выглядит именно толерантность как черта характера, поскольку она охватывает более широкий круг социально-психологических явлений нежели только расовые или межэтнические проблемы и позволяет строить взаимодействие представителей различных культур и рас.

Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что многоаспектность феномена толерантности позволяет рассматривать её как интегративное личностное качество, которое определяется: психологической устойчивостью; системой позитивных установок; совокупностью индивидуальных качеств; системой личностных и групповых ценностей, то есть теми характеристиками индивида, которые определяют его способность активного позитивного взаимодействия с самим и внешней средой, восстановления своего психического равновесия и успешной социоадаптации.

В социально-культурном аспекте толерантность определяет уровень зрелости общества, готовность к общему поиску путей бесконфликтного сосуществования, основанного на осознании объективного многообразия в обществе, необходимости определённых ограничений его членов с учётом разных культур его характеризующих.

Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире. В то же время даже в рамках одной культуры каждый человек обладает своей индивидуальной толерантностью, и она не является константой — она может меняться и меняется на протяжении его жизни. Таким образом, по мнению исследователей, толерантность имеет не только коллективное, но и индивидуальное измерение [2, с.114].

Таким образом, категория толерантности приобретает действенные социальные характеристики и рассматривается как условие успешной социогармонизации: умение жить в гармонии с микро- и макросредой (собой и миром других людей); установление уважительных субъект-субъектных взаимоотношений.

В процессе формирования толерантности в образовании ведущую роль играет педагог и его толерантность. Педагогическая толерантность несёт в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, а также является профессионально важным качеством. Важным аспектом с педагогической точки зрения выступает нравственный критерий толерантности: духовное начало личности как источник её толерантности. По нашему мнению, только человек, обладающий сформированной внутренней духовной аксиологией и выстраиваемой вертикалью ценностей, способен на построение толерантных отношений с окружающим его миром.

Рассмотрение толерантности как общечеловеческой ценности, определяет необходимость вхождения толерантности в состав инструментальных ценностей каждой личности, поскольку в этом случае толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через образовательную систему и жизненный опыт.

В поликультурном обществе разнородной социальности возникает потребность в толерантности как способности ценить не только свою индивидуальность, но и принимать индивидуальность другого как ценность. Поэтому образование становится тем механизмом, который способствует формированию толерантности как базовой ценности общества. Становится очевидным необходимость создания в образовании ситуаций, способствующих осознанию толерантности в контексте расширения студентом собственного опыта и критического диалога. Адаптация образовательного процесса к формированию и развитию толерантности происходит в рамках продуктивного взаимодействия с представителями иных (иноязычных) культур, поскольку сами процессы глобализации и явились следствием принятия и развития принципов толерантности современным мировым сообществом.

При этом необходимо учитывать специфику российского менталитета: во- первых, относительная терпимость в религиозной сфере; во-вторых, достаточно высокая степень нетерпимости по отношению к государственным интересам, к идеям космополитизма. С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры. Эти тенденции сохраняются и даже будут усиливаться, что ставит вопрос о дальнейшей разработке программ и направлений, в первую очередь образовательных, направленных на преодоление интолерантности в обществе. Следует также отметить, что политическая толерантность, как и любая другая, это не потворство или уступка любой идеологической системе или смирение перед общественным или бытовым злом. Это активная гражданская позиция толерантной личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, воспринимает инаковость как объективно существующую реальность. Но активная позиция политической толерантности не возникает сама по себе, она должна сформироваться в определенной среде, являясь отражением этой среды.

Рассмотрение толкования толерантности как полинаучной категории, выявление её философского, психологического, социально-культурного и педагогического аспектов позволило сформулировать базовое для нашего исследования понятие толерантности, раскрывающее его сущность. Обобщая рассмотрение сущности и содержания понятия толерантности, представляется важным отметить, что толерантность рассматривается учёными по отношению к разным объектам, при этом выделяют толерантность в сфере культуры, религиозной сфере, к разной (другой) национальности, политическую толерантность и др. В то же время сущность толерантности как активная гражданская позиция личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной сферы позволяет рассматривать толерантность как интегративное качество личности, формирование которой является актуальной проблемой педагогической науки и образовательной практики.

Таким образом, рассмотрение сущности и структуры толерантности позволило прийти к следующим выводам и результатам:

Установлена терминологическая неопределённость понятия толерантности, что определило необходимость его конкретизации.

Выявлены различные аспекты понятия толерантности: философский аспект как отсутствие монополии на истину, открытость для конструктивной критики, плюрализм взглядов и мнений; правовой статус толерантности как признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми; психологический аспект толерантности как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор; социально-культурный аспект как инструментальная норма, определяемая на основе базовых культурных ценностей, один из универсальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и приумножение многообразия социокультурной реальности, но и живую заинтересованность в специфике Другого, её творческое использование и приумножение ради общего блага; педагогический аспект толерантности как универсальный принцип ненасилия в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, создание пространства активного взаимодействия людей и сообществ, отличающихся по взглядам, манере поведения и общения.

Выявлены характеристики толерантности, позволяющие определить сущность понятия: признание многообразия мира: различия в образах мысли, политических, этнических и других взглядов; воздержание от употребление силового воздействия для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей; стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения методами разъяснения и убеждения в условиях диалога.

Толерантность представляет собой интегративное качество человека, включающее в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие компоненты когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социокультурных групп и проявляющееся в активной жизненной позиции человека, предполагающей расширение личностных ценностей за счёт конструктивного взаимодействия с другими культурами, формами самовыражения и способами проявления человеческой индивидуальности.

Литература:

  1. Олпорт Г. Природа предубеждения [текст] / Г. Олпорт // Век толерантности. — 2003. — № 5. — С. 11–25
  2. Осипова С. И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» //Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 6. — С. 114–131.
Основные термины (генерируются автоматически): понятия толерантности, сущность толерантности, аспект толерантности, понимание сущности толерантности, вида толерантности, свойство толерантности, многоаспектность феномена толерантности, основной принцип толерантности, содержания понятия толерантности, видов толерантности, необходимость вхождения толерантности, нравственный критерий толерантности, категория толерантности, процессе формирования толерантности, формированию толерантности, уровней толерантности, неопределённость понятия толерантности, Рассмотрение толерантности, педагогический аспект толерантности, позиция политической толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос