В последние годы в России не обходится без обширного спектра преобразований, которые затрагивают все сферы жизни — экономику, политику, социальную и культурную сферу, и, конечно, правовую. Данные изменения напрямую связаны с динамикой и структурой преступности, особенно в одной из базовых отраслей Иркутской области — сферой лесопромышленного комплекса.
Лесная промышленность является приоритетным направлением деятельности в Иркутской области ввиду широкого распространения лесных массивов на территории региона и вносит существенный вклад в экономику области. Леса в Иркутской области занимают порядка 70 млн гектаров, а это 92 % от всей ее территории. Регион, располагающий 12 % российских лесных запасов при наличии дешевой электрической и тепловой энергии и практически неограниченных водных ресурсов — все это способствует успешному развитию лесопромышленного комплекса. Следовательно, в данной сфере наблюдается высокий уровень преступности, чем и вызвана необходимость пресечения экологической преступности, в частности незаконной рубки лесных насаждений.
Права и обязанности, связанные с пресечением незаконных порубок леса возложены на компетентные уполномоченные органы. Установить факт незаконной рубки леса может, к примеру, работники местных участковых лесничеств лесопромышленного комплекса, однако задержать правонарушителей имеют право только органы полиции с соблюдением всех процессуальных требований законодательства.
В лесных регионах страны появилось большое количество организованных групп и преступных сообществ, специализирующихся на незаконных лесных промыслах. В практике работы правоохранительных органов возникает немало проблем по выявлению и пресечению данные организованных групп в ЛПК. Данные проблемы связаны, во-первых, с нехваткой квалифицированных кадров для выявления и пресечения данного вида правонарушений. Во-вторых, недостатки в уголовной и социальной политике государства в борьбе с экологической преступностью в общем также не способствуют пресечению незаконной порубке лесных насаждений в Иркутской области.
Сотрудниками полиции во взаимодействии с территориальными отделами министерства лесного комплекса проводятся мероприятия, направленные на контроль за выполнением должностными лицами пунктов приема, переработки и отгрузки древесины, требований нормативных документов, регулирующих их деятельность. Данную деятельность регламентирует Закон Иркутской области № 100-ОЗ от 30.11.2016 г. «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области», который устанавливает административную ответственность для нарушителей положений данного нормативного акта.
За 12 месяцев 2017 года на территории Иркутской области сотрудниками полиции совместно с заинтересованными структурами и ведомствами в лесу проведено 1 723 рейдовых мероприятия. Данный вид оперативной работы задействует большое количество человеческих ресурсов, имеет эффективность, так как осуществляется как профилактика правонарушений, так и непосредственное пресечение незаконной деятельности при явном обнаружении.
Статистические данные на региональном уровне, в частности по Иркутскому региону, показывают следующую картину поставленных на учет уголовных дел по ст. 260 УК РФ за последние четыре года:
Отчетный период |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
Количество выявленных и зарегистрированных в отчетном периоде преступлений в сфере лесопромышленного комплекса |
3664 |
3376 |
3113 |
2615 |
Как мы видим из вышеуказанных данных, количество установленных и зарегистрированных фактов «лесной» преступности по сравнению с 2014 годом увеличилось на 40,1 %. На конец апреля 2018 года данный показатель составляет уже 592 заведенных уголовных дела по ст. 260 УК РФ.
Из вышеуказанной цифры зарегистрированных преступлений динамика раскрытия отразилась так:
Отчетный период |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
Количество раскрытых в отчетном периоде преступлений в сфере лесопромышленного комплекса |
930 |
1015 |
1050 |
835 |
Количество не раскрытых в отчетном периоде преступлений в сфере лесопромышленного комплекса |
3011 |
2330 |
1918 |
1571 |
Раскрываемость преступлений в сфере незаконных рубок имеет неоднозначную динамику. Если в 2015 году заметно явное увеличение раскрытых уголовных дел «лесной» направленности, то к 2017 году заметно снижение. Предпринимаемые преступниками действия по сокрытию следов незаконной рубки лесных насаждений позволяют отнести данные преступления к латентным: согласно проведенному опросу уровень латентности составляет более 75 %. Анализ эмпирических данных свидетельствует, что несмотря на то, что количество регистрируемых преступлений данной категории постоянно растет, остается низким уровень их раскрываемости. А анализ состояния экологической преступности в современных условиях свидетельствует об устойчивой тенденции ее роста, возрастающей масштабности, организованности, профессионализме.
Установление лиц, ответственных за незаконную рубку лесных насаждений, является еще одним основным критерием результативности пресечения данного вида преступлений. На местах незаконных рубок в 2017 году с поличным было задержано 1 468 лиц, в отношении 304 подозреваемых применены меры процессуального принуждения, 105 в дальнейшем были арестованы. Ввиду того, что в незаконной рубке леса за последние годы стала ощущаться яркая тенденция к организованности, созданию множества преступных групп с четким распределением ролей в них (чокеровщик, вальщик, фишкарь и пр.), особая роль уделяется организаторам рубок. Зачастую изобличить организатора незаконной рубки не представляется возможным по причине его отсутствия на лесоделяне при обнаружении правонарушения, нежелании его пособников раскрывать установочные данные организатора, также может иметь место коррупционная составляющая.
Основными проблемами выявления и пресечения незаконной рубки лесных насаждений в Иркутской области являются:
1. Недостаток кадрового обеспечения в организациях, уполномоченных проводить рейдовые выезды для пресечения незаконной рубки лесных насаждений ввиду большого территориального охвата лесных массивов региона;
2. Возрастающая латентность данного вида преступлений
3. Организованная преступность;
4. Коррумпированность, должностные преступления, злоупотребления полномочиями лицами, причастными к лесозаготовкам, переработке и отгрузке древесины на территории Иркутской области;
5. Несанкционированная торговля лесными ресурсами на международном уровне. В Иркутской области находится большое количество сел, поселений, поселков, деревень, которые расположены вблизи лесных массивов, где стоит большая проблема по обеспечению населения рабочими местами. Зачастую иностранные граждане (в частности из КНР) пользуются отдаленностью сел от районных центров, нанимают местных жителей для совершения незаконных рубок.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что только совокупное регулировании всех сфер жизнедеятельности государства — политики, экономики, международных отношений, административного и хозяйственного сектора, правового спектра — приведет к стабильному улучшению сложившейся ситуации в лесопромышленном комплексе Иркутской области.
Таким образом, в ходе выявлений и пресечений незаконных рубок лесных насаждений необходимо использовать комплекс оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных и административно-хозяйственных средств, предусмотренных законодательством.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6. 12.01.2002.
- Закон Иркутской области от 30 ноября 2016 года № 100-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области» // СПС КонсультантПлюс;
- Вирясова Н. В. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: автореф. дис. … к.ю.н. М., 2007. 23 с.
- Грошев А. В. Ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины // Научный журнал КубГАУ. 2015 № 113(09). С. 1637–1645.
- Дерюга А. Н. Причины незаконной рубки леса и пути их устранения // Право и практика. 2013. № 1. С. 95–100.
- Кузнецова Н. И. Общественная опасность экологических преступлений: криминологический аспект // Вестник Омской юридической академии. 2018. № 1. С. 64–69.
- Петрова Т. Г. Современное состояние экологической проблемы, связанной с незаконной рубкой, нелегальной заготовкой и оборотом древесины в России и за рубежом // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2016. № 2. С. 31–36.
- Лавыгина И. В. Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности: автореф. дис… к.ю.н. Иркутск. 2003. 20 с.
- Полещук О. В. Анализ предмета незаконной рубки лесных насаждений // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 3. С. 137–141.