Состояние отраслей экономики региона, а соответственно — и социально экономическая безопасность региона — всегда тесно связаны с достаточностью финансирования и эффективностью исполнения расходов. И поскольку обеспечение необходимого уровня региональной безопасности — одна из приоритетных задач региональных властей, то и вопросами обеспечения инфраструктуры отраслей экономики должно заниматься государство в лице региона.
План и направления расходов бюджета в регионе утверждаются законами Красноярского края о краевом бюджете на определенный год и плановый период (два последующих года), т. е. действует трехгодичное планирование. Такие законы утверждаются ежегодно путем корректировки и индексации предыдущих законов и приведения их в соответствие с бюджетной политикой государства.
Экономическую безопасность Красноярского края следует рассматривать как совокупность текущего состояния, условий и факторов, которые характеризуют стабильность, устойчивость развития экономики региона.
Структура региональной безопасности аналогична структуре национальной безопасности. Экономика региона зависит от наличия и степени выраженности внутренних и внешних угроз. Внешние угрозы являются следствием состояния государства и мировой экономики. Внутренние угрозы возникают под влиянием текущего состояния региональной экономики. [1]
Наиболее информативными показателями, характеризующими социально-экономическую безопасность региона, являются следующие (рис. 1, 2.)
Рис. 1. Структура статистических показателей экономической безопасности региона
Рис. 2. Структура статистических показателей социальной безопасности региона
В. Сенчагов, под региональной экономической безопасностью, понимает способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействием внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциал и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Его определение достаточно полно характеризует состояние экономической безопасности региона. [3]
Серьезной проблемой Красноярского края остается несовершенство использования его собственности. Около половины денежных средств, которые могли бы поступить в бюджет, теряются из-за несоответствия реальной цены объекта собственности и той, которую край получает за его аренду или продажу. В среднем, 10–20 % объектов не используются. Примерно 30 % имущества требует капитального ремонта, после которого смогло бы приносить прибыль еще в течение 50 лет, тогда как без ремонта выходит из строя или становится непригодным для дальнейшего использования. Все это связано с несколькими причинами:
– необъективная оценка стоимости имущества (вследствие чего аренда и продажа имущества осуществляется по крайне низким ценам);
– неграмотное управление имуществом, некомпетентность государственных служащих;
– недостаток программ, касающихся управления государственным имуществом;
– отсутствие регулярных конкретных методов оценки эффективности государственного имущества;
– несовершенство законодательной базы в отношении управления государственным имуществом.
Перечисленные проблемы в управлении государственной собственностью существенно снижают экономическую безопасность Красноярского края. В настоящее время происходят обезличивание собственности, размывание границ предприятий и потеря ответственности за результаты управления. Внедрение в процесс управления государственной собственностью технократических идей ведет к разрушению иерархических структур. Вместо них происходит создание сетевых структур, что усиливает процессы координации вместо управления [4].
Кроме того, представляется, что на территории Красноярского края недостаточно эффективно осуществляются:
– взыскание задолженности по арендной плате и неосновательного обогащения за пользование краевым имуществом, а также штрафных санкций в принудительном порядке;
– защита права собственности Красноярского края.
Можно выделить ряд тенденций изменения состояния основных фондов социальной сферы в организациях здравоохранения Красноярского края:
– в 2014 году была проведена масштабная модернизация учреждений здравоохранения, был закуплен значительный объем нового оборудования. При этом, значительного увеличения ликвидации фондов не наблюдалось, что свидетельствует скорее о доукомплектации учреждений здравоохранения, нежели об обновлении их материальной базы. С одной стороны, это носит положительный эффект, так как новое оборудование позволяет проводить исследования и прочие операции на более высоком уровне, а с другой стороны такая «односторонняя» политика модернизации здравоохранения выявляет проблему несвоевременного обновления, с соответственно — и ухудшающегося качества — уже имеющегося оборудования;
– состояние основных фондов социальной сферы в Красноярском крае значительно лучше, чем в целом по России. Однако, динамика коэффициентов годности и износа показывает постепенное устаревание основных средств с начала анализируемого периода. Нормативный износ основных фондов организаций социальной сферы (здравоохранения) по России увеличивается с 47,5 % до 53,6 %, по Красноярскому краю — с 41,5 % до 45,9 %. Таким образом, несмотря на ежегодное увеличение стоимости основных средств, речь пока не может идти об их реальном обновлении;
– несмотря на позитивные итоги 2016 года по капитальному строительству учреждений здравоохранения и обновлению основных фондов, наблюдается некоторый перевес в пользу нового строительства, нежели реконструкции и ремонта уже существующего фонда недвижимости. [2]
Таким образом, требование обеспечения социально-экономической безопасности регионов должно быть включено в число основополагающих принципов формирования и реализации региональной политики.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Обеспечение экономической безопасности, как страны, так и региона не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Литература:
- Авеков В. В. Актуальные вопросы управления собственностью субъекта Федерации. Монография / Под научной редакцией д. э.н., д.т.н., профессора Б. А. Райзберга. -М.: Маросейка, 2010. –С.
- Специфика социальной инфраструктуры сибирских городов и перспективы ее совершенствования: монография/А. С. Ямщиков, А. В. Лихтер. — РИО Красноярск: СФУ, 2008. — C.
- Сенчагов В. К. Финансовый кризис и обострение угроз и вызовов экономической безопасности. // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 2. с. 52.
- Официальный Портал Красноярского края, инвестиционный паспорт «Красноярск — территория развития» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://passport.krskstate.ru/