Разбой на протяжении становления социума был одним из наипопулярнейших разновидностей правонарушений, которое вычленялось среди других преступлений еще с древних времен. Множественные периоды уголовного законодательства о разбоях различаются не только временными промежутками, но и другим содержанием, в которое законодатель вкладывает в это понятие и его признаки. Исходя из этого в историческом развитии учения о разбое возможно выделение трёх периодов, каждый из которых будет рассмотрен детально.
- Досоветский период (уголовное законодательство Древней Руси X в до Октябрьской социалистической революции 1917 г).
Разбой, как разновидность правонарушения, упоминается еще в Псковской Судной грамоте (ХIV-XV вв.). Однако, исходя из Псковской Судной грамоты, разбой (как, впрочем, и наход, грабеж) не причислялся к самым тяжким преступлениям.
Разбой (наряду с наездом и грабежом) имеет упоминание и в Новгородской Судной грамоте [1, c.304–308]. Есть предположение, что она соотносила с разбоем, как и Псковская Судная грамота, насильственное корыстное завладение чужой собственности с применением насилия.
Разбой, несомненно, был упомянут в Судебниках 1497 и 1550 г. г. О санкции за разбой говорили ст. ст.8, 39 Судебника 1497 г. и ст. ст.53, 59, 60 Судебника 1550 г. Наряду с этим, судебники не определяли состава данного правонарушения.
Меры правового воздействия, направленные на борьбу с разбоем, в досоветский период, кроме судебников, были показаны и в остальных документах, а именно, в губных грамотах. К ним можно отнести Губную Белозерскую грамоту (1539 г), Медынский губной наказ (1555 г), Уставная земская грамота волостей Малой Пенежки, Выйской и Суры Двинского уезда (1552 г) Однако основной их деятельностью была регламентация порядка деятельности местного самоуправления по защите от разбоев и несколько других опасных правонарушений, данные документы имели и некоторые уголовно-правовые нормы, определяющие уголовную ответственность разбойников.
Для защиты от разбойных нападений и остальных правонарушений по всему Московскому государству, Иван IV создал особую организацию — Разбойный Приказ, который функционировал как служба розыска, следствия и дознания и уголовного суда высшей инстанции. В Разбойном Приказе занимались со случаями тятьбы и разбоя в ситуациях, когда тять и разбойником ловили с поличным, а также в отношении тех граждан, кого при полноценном обыске назвали лихим человеком, грабителем, разбойником и укрывателем краденных вещей. Разбойный Приказ ссылался на такие нормативные акты, главным из них была Уставная книга, помимо с уголовно-процессуальных, содержала уголовно-правовые нормы, определяющие ответственность за разбой. Вступление в действие Уставной книги Разбойного Приказа относится к 1555 г. — 1556 г. В дальнейшем она многократно претерпевала изменения и дополнения. В первой версии Уставная книга гласила, что гражданина, сделавшего разбойное нападение, признавшего свою вину, приговорить к смертной казни, а несознавшегося — необходимо заточить в темницу «до самой его смерти». Во время правления Бориса Годунова в эту норму были включены поправки. К примеру, если правонарушитель после использования против него пыток раскаивался в разбойном нападении, сопряженного с убийством или поджогом, ему назначалась смертная казнь. к этой мере пресечения подлежал и гражданин, признавшийся в трех разбоях, не связанных с убийством или поджогом. Разбойник, сделавший одно или два разбойных нападения, без указанных выше отягчающих обстоятельств, наказывался тюремным заключением на неопределенный срок — «до тех пор, пока не укажет государь».
В конце XVI в. — начале XVII в. в России приняли несколько законодательных актов, которые, вместе с Судебником 1550 г. и Уставной книгой Разбойного Приказа, дополнительно определяли меру пресечения за разбой. Например, такие, как Приговор о разбойных делах (1555 г), Указ о тятебных делах (1555 г), Указ о наказаниях тятей и разбойников (1637 г) и Указ о запрещении мировых сделок с разбойниками помимо судов (1646 г) Так, в соответствии с Указом о наказаниях тятей и разбойников «разбойники в середних и малых винах» подлежали «пятнанию» и выдаче на поруки. «А иных в середних и малых винах, запятнав, ссылали в Сибирь». «Пятнание» означало клеймение. Виновным в совершении разбоя раскаленным железом выжигали на щеках и лбу буквы «рзы», «земля», «буки» («р«, «з«, «б«). Под середней виной понималось совершение виновным двух разбоев без отягчающих обстоятельств (убийства или поджога), под малой — одного разбоя.
В Соборном Уложении от 1649 г. разбой был назван отдельным правонарушением. Его XXI глава, базисом для которой послужили множество положений Уставной книги Разбойного Приказа, имела названия — «О разбойных и тятебных делах». Здесь разбой уже не был связан с убийством. В Уложении разбой понимался в виде насильственного завладения чужим имуществом с опасностью для жизни, которое совершается шайкой [2,с.231]. Если сравнивать с действующими ранее законодательными актами в Уложении значительно ужесточилась уголовная ответственность за разбой. Лицо, которое совершило разбой, надлежало подвергнуть пытке и отрезать ухо. При совершении повторного разбоя наказанием была смертная казнь.
В 1699 г. в нормы Уложения 1649 г. были внесены некоторые изменения, также касающиеся уголовной ответственности за разбой, которые были зафисиксированы в документе под названием «Новоуказанные статьи о тятебных, разбойных и убийственных делах». Так, правонарушитель, признавшийся в преступлении, был подвергнут нанесению ударов кнутом, отрезанию двух пальцев на левой руке и освобождению на поруки. Лицо, которое призналось в совершении двух разбоев после пыток, подвергалось смерти. Такое же наказание применялось для преступников, совершивших одно разбойное нападение, сопряженного с убийством или поджогом [2,c.276,]. Присутствие данных жестких мир было необходимо во второй половине XVII в. в России в связи с обострением социальных разногласий, благодаря этому также резко выросло количество разбоев. Защита от разбоев воспринималась как дело государственной важности.
В следующих законодательных актах России точного разграничения разбоя и грабежа уже не было, понимая их как одно правонарушение. Воинские Артикулы Петра I гласили, что каждое получение чужой собственности с применением силы называлось грабежом. Также не выделялся в отдельное правонарушение разбой и уголовным кодексом времен Екатерины II.
Лишь в уголовном законодательстве XIX в. разбой снова выделили в отдельный состав преступления. В Своде законов Российской Империи (1832 г) он понимался как проникновение «в какое-либо место, жительство, на деревню, двор, или какое-либо здание для завладения имуществом, произведенное открытою силою и с явной опасностью для самого лица, насилием угрожаемого».
Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных (1845 г) дает нам определение понятия разбой, на базе которого основывается и современный термин этого правонарушения. Ст.1627 Уложения указала разбойное нападение как «всякое на кого-либо для похищения принадлежащего ему или находящегося у него имущества нападение, когда оно было учинено открытою силой с оружием или хотя без оружия, но сопровождалось или убийством, или нанесением увечья, ран, побоев или такого рода угрозами или иными действиями, от которых представлялась явная опасность для жизни, здравия или свободы лица или лиц, подвергшихся нападению» [3, c. 365].
Главный состав преступления отличался проявлением физического насилия, которое представляет явную опасность для жизни, здоровья или свободы потерпевшего или уже причинившего вред перечисленным объектам, либо угрозы, представлявшей явную и реальную опасность. Мы можем наблюдать, что в Уложении одним из объектов данного преступления названа свобода потерпевшего, и, кроме того, установлено большое количество обстоятельств, которые отягчают разбой, в виде примера можно назвать: разбой в церкви; разбой с нападением на дом или иное здание с людьми или целое селение; разбой на улице; ограблением почты или дилижанса с разбоем; разбой, который был совершен группой лиц, но без создания для этого шайки; разбой, который был совершен рецидивистами и т. п. Подводя итог, отягчающими критериями разбоя можно считать: место в котором было совершено преступление, совершение разбоя несколькими лицами, нанесение вреда жизни и здоровью, совершение разбоя рецидивистами.
Уголовное Уложение 1903 г. заметно изменило состав разбоя. Этот кодекс стал относить к разбою «похищение чужого движимого имущества, с целью присвоения, посредством приведения в бессознательное состояние, телесного повреждения, насилия над личностью или наказуемой угрозы» (ст.589).
Мы видим, что именно насилие является основной чертой этого преступления. Оно может быть самым различным, даже психическим, а объем угрозы ограничивается только признающимися наказуемыми по Уложению, т. е. угрозами совершения преступления или проступка.
В Уголовном уложении 1903 г. были систематизированы последние крупнейшие законы, относящиеся к области уголовно права времен Российской Империи. Ввести этот акт планировали поэтапно — главами или статьями. Эта кампания затянулась и нормы, которые регламентировали уголовное наказание за разбой, не успели вступить в силу. Империя была уничтожена и превратилась в Советское государство.
- Время существования СССР (1917 г. — конец 80-х гг.). Создание нового государства ознаменовалось появлением новых законов, в том числе и уголовных. До 1922 г. в РСФСР была гражданская война, поэтому процесс создания нового права был непростым. Кроме того, уголовное законодательство РСФСР не являлось кодифицированным, а нормы уголовного права были в декретах, а в некоторых случаях и в подзаконных актах. В Инструкции для народных следователей по производству предварительного следствия (1920 г) определение разбоя звучало так: разбой — это хищение имущества, с последующим убийством или нанесением тяжелого вреда здоровью. [4,c.53]
1 июня 1922 г. появилось первое определение разбоя во вступившем в силу первом УК РСФСР. Под разбоем понималось «открытое, с целью похищения имущества, нападение отдельного лица на кого-либо, соединенное с физическим или психическим насилием, грозящим смертью или увечьем».
УК РСФСР 1922 г. не принял во внимание состав разбоя Уложения 1903 г. В нем, как и в Уложении о наказаниях 1845 г., к разбою было отнесено насильственное хищение чужого имущества, являющееся опасным для жизни и здоровья лица, которое было подвергнуто нападению. Предметом разбоя являлось имущество. Степенью опасности насилия в законе являлось: физическое или психическое насилие грозило смертью или увечьем.
УК 1922 г. дифференцировал разбой на:
– разбой, совершенный группой лиц (бандитизм);
– разбой, совершенный лицом, признанным судом особо социально опасным (до постановления ВЦИК РСФСР от 11 ноября 1922 г. — рецидивистом).
УК РСФСР 1926 г. исключил из статьи 167 о разбое понятие бандитизм; в статье речь также не шла и об угрозе применения насилия как способе совершения преступления. УК 1926 г. выделял следующие признаки разбоя:
– повторность;
– причинение смерти или тяжкого увечья потерпевшему;
– вооруженность (вооруженный разбой в первой редакции УК 1926 г. не упоминался и был введен в ст.167 в 1929 г).
УК РСФСР 1960 г. определял разбой как нападение для завладения имуществом (государственным, общественным, личным), объединенное с насилием, являющимся опасным для жизни и здоровья (лица, подвергшегося нападению, потерпевшего), или с угрозой применения такого насилия (ст. ст.91, 146 УК РСФСР в ред. от 27 октября 1960 г.; ст.146 УК РСФСР в ред. от 1 июля 1994 г. квалифицировала разбой как нападение для хищения чужого имущества, объединенное с насилием, являющимся опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или угрозой применения такого насилия) [5,c.294]. Многие признаки разбоя соответствовали признакам иных форм хищения, предусмотренных УК 1960 г.
3. Современный период (с 1996 г. по настоящее время). УК РФ 1996г. по-своему интерпретировал понятие разбой. В статье 162 кодекса УК РФ разбой определяется следующим образом «нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». Мы видим, что действующий кодекс определяет цель разбоя во множественном числе (в ст.146 УК 1960 г. в ред. от 1 июля 1994 г. говорилось, что разбой — это «нападение с целью хищения чужого имущества»). Кроме того, по-другому обозначена объективная сторона разбоя: разбой является нападением, совершенным с применением насилия (по УК 1960 г. разбой составляло нападение, «соединенное с насилием»). Но, в общем, мы видим, что конструкция состава разбоя осталась прежней; разбой — это агрессивное действие (нападение с применением физического или психического насилия, опасного для жизни и здоровья) с целью хищения чужого имущества.
Литература:
- Чистяков О. И. Российское законодательство X — XX веков в 9 т. Акты Земских соборов –Т.1 — М.: Юридическая литература, 1985. — 512 c.
- Чистяков О. И. Российское законодательство X — XX веков в 9 т. Акты Земских соборов –Т.3 — М.: Юридическая литература, 1985. — 512 c.
- Беляев И. Д. История русского законодательства. — СПб.: Лань, 1999. — 639 c.
- Жижиленко А. А. Преступления против имущества и исключительных прав. — Л.; Рабочий суд, 1928. — 287 c.
- Кригер Г. Л., Пионтковский А. А., Ромашкин П. С. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Т.5. — М.: Наука, 1971. — 572 c.