Наибольшее внимание в статье уделено проблеме разграничения разбоя и грабежа как наиболее схожих преступлений. В частности, с учетом того, что обязательным признаком обоих составов преступлений является насилие, разграничение проводится по таким критериям, как интенсивность насилия, применяемого преступником, его последствия, наличие угрозы применения насилия и др. В статье проанализированы некоторые аспекты уголовно-правовой характеристики разбоя, а также вопросы отграничения данного вида хищения от смежных составов преступлений, в частности грабежа и вымогательства.
Ключевые слова: преступление, насилие, состав преступления, квалификация, отграничение, хищение, разбой, грабеж, вымогательство.
В настоящее время очень серьезной проблемой правоохранительной практики должны признать трудности, возникающие при разграничении различных насильственных посягательств на имущество. Это особенно очевидно в вопросах отделения от смежных составов преступлений такого опасного преступления, как разбой [2, с. 152].
В действующем уголовном законодательстве выделяются две формы хищения, которые сопровождаются насилием: насильственный грабеж (п. «г« ч. 2 ст. 161 УК РФ) и разбой (ст. 162 УК РФ). Отделение разбоя от насильственного грабежа, на мой взгляд, является самым насущным вопросом правоохранительной практики.
Позвольте мне напомнить Вам, что под насильственным грабежом понимается открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Разбой — это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.
Отграничение разбоя от грабежа с применением насилия должно проводиться по нескольким критериям:
Первым таким критерием является интенсивность применения насилия:
В случае грабежа преступник применяет насилие, которое не представляет угрозы для жизни и здоровья жертвы [3, с. 111]. При этом насилие может иметь как физический, так и психический характер. Физическое или психическое насилие может использоваться преступником не только как способ захвата вещей жертвы, но и как способ хранения вещей, захваченных им самим. Например, преступник забирает у потерпевшего часы с руки и, когда последний пытается вернуть себе свою вещь, то преступник применяет насилие (ударяет кулаком, ногой и т. п.) по отношению к потерпевшему, но при этом не наносит вреда здоровью, что угрожает его жизни и здоровью.
Физическое насилие во время грабежа может быть использовано для причинения боли жертве, чтобы преодолеть его сопротивление преступнику. Кроме того, насилие при грабеже должно также включать действия правонарушителя, направленные на ограничение свободы жертвы, нанесение ударов руками, подножки, заламывание рук, насильственное введение наркотического средства, сильнодействующего, психотропного или ядовитого вещества, не представляющего опасности для жизни или здоровья организма потерпевшего. Например, преступник, с целью завладения имуществом потерпевшего, заталкивает его в комнату, и запирает там.
В случае разбоя правонарушитель использует насилие, которое создает реальную опасность для жизни и здоровья потерпевшего (например, удушение; сбрасывание с высоты; толкание из движущегося транспортного средства или под движущееся транспортное средство; натравливание собак; избиение жертвы путем нанесения множества ударов; насильственное введение в организм потерпевшего наркотиков (наркотические, сильнодействующие, психотропные или ядовитые вещества, представляющие опасность для жизни или здоровья). При этом насилие может быть как открытым, т. е. очевидным для потерпевшего и других лиц, так и тайным, не замеченным этими лицами. Примерами тайного насилия являются неожиданный удар сзади, нападение на людей спящих, находящихся в состоянии сильного опьянения, и т. п.
Второй критерий различия между разбоем и грабежом с применением насилия — это содержание угрозы насилия.
Характерной чертой грабежа является то, что во время ограбления угрозы часто вообще не выражаются или выражаются, но высказывания эти содержат угрозу применить насилие, не опасное для жизни и здоровья.
В случае разбоя, в заявлениях нападавшего явно содержится угроза использовать насилие, представляющее серьезную опасность для жизни и здоровья жертвы (например, такие фразы как: «Я тебя убью!», «Сломаю тебе руки!» и т. п.). Кроме того, как разбой следует квалифицировать те случаи, в которых преступник не высказывает угрозы устно, а производит демонстративные угрожающие действия, такие как нарочитая демонстрация оружия, взведение спускового устройства пистолета, приставление ножа к горлу жертвы и т. д.
Такие демонстрации следует рассматривать как разбой только тогда, когда жертва воспринимала возможное насилие со стороны правонарушителя, как насилие опасное для своей жизни или здоровья. При этом преступник должен строить свой преступный замысел именно на подобном восприятии ситуации потерпевшим.
В тех ситуациях, когда угроза применить насилие не определена, необходимо принимать во внимание множество различных обстоятельств, чтобы отличить разбой от насильственного грабежа, таких как место и время совершения преступления, количество преступников, наличие или отсутствие предметов, представляющих угрозу, субъективное восприятие жертвой характера преступления, угроз и т. д.
При отграничении разбоя от грабежа с применением насилия следует учитывать дополнительный объект преступного посягательства (основным объектом в обоих случаях являются имущественные отношения). При разбое дополнительным объектом является жизнь и здоровье человека.
Важным критерием отграничения разбоя от грабежа с применением насилия являются последствия применения такого насилия.
В случаях грабежа жертве преступления могут быть причинены побои, другие насильственные действия, причиняющие физическую боль или ведущие к ограничению свободы потерпевшего, но это не вредит его здоровью.
В случаях разбоя потерпевшему причиняются тяжкий и средней тяжести вред здоровью, либо легкий вред здоровью, повлекший кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Необходимо понимать, что разбой с его построением структурировано как преступление с формальным составом, т. е. для признания данного преступления оконченным не требуется наступления обязательных вредных последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего, достаточно того, чтобы насилие представляло реальную угрозу наступления таких последствий. В то время как грабеж является преступлением с материальным составом.
На практике также возникают определенные трудности с отделением разбоя от вымогательства [4, c. 73]. В правоприменительной практике спорные аспекты отграничения вымогательства от разбоя возникают в ситуациях, когда умыслом вымогателя является завладение имуществом жертвы, используя насилие.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве» говорится следующее:
«Решая вопрос об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, судам следует учитывать, что если при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, то при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их окончания, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем».
Отграничение разбоя от вымогательства, при котором используется насилие, следует производить по нескольким основаниям.
Особенно важным критерием отграничения выступает способ совершения преступления. Если при вымогательстве насилие используется как средство принуждения жертвы к формально «добровольной» передаче собственности, то при разбое преступник использует насилие как средство завладения имуществом потерпевшего, в качестве средства преодоления сопротивления жертвы и для удержания имущества после его захвата.
Если при разбое насилие не разделено во времени с моментом преступного завладения имуществом, то в случае вымогательства это способ завладения имуществом или правом на него в будущем. Более того, если при разбое насилие направлено только на потерпевшего, то при вымогательстве угрозы применения насилия могут распространяться не только на самого потерпевшего, но также и на его родных или близких.
Сочетание вымогательства и разбоя появляется тогда, когда сначала по очереди совершается сначала одно преступление, а затем другое. Например, преступник, демонстрируя потерпевшему, наличие у него холодного оружия, потребовал передать материальные ценности, на что потерпевший ответил, что у него с собой ничего не имеется. После чего преступник, угрожая убийством, потребовал принести ценные вещи в течение двух часов [5, c. 845].
При разграничении разбоя и вымогательства необходимо учитывать предмет преступления. Если при разбое предметом преступного посягательства является только имущество, то в случае вымогательства, помимо имущества, предметом могут быть также и документы имущественного характера, а также другие имущественные льготы (например, получение наследства, погашение долгов, выполнение определенных работ, оказание услуг и т. д.).
В заключении следует сказать, что правильная квалификация такого опасного и широко распространенного преступления как разбой, четкое определение критериев, отличающих конкретное преступление от смежных составов, является необходимым условием устранения ошибок в правоприменительной практике, или, по крайней мере, их минимизации. Только в этом случае можно эффективно бороться с преступностью и поддерживать соответствующий уровень законности и правопорядка в обществе.
Литература:
- Акаева Х. А., Геляхова Л. А. Некоторые вопросы отграничения грабежа от смежных составов преступлений // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2018. — № 4. — С. 276–279.
- Жабский И. А. Вопросы отграничения разбоя от смежных составов преступлений // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2020. — С. 152–158.
- Геворков Г. Э. Отграничение грабежа с применением насилия от разбоя //Вестник Московского университета МВД России. — 2016. — №. 3 — С. 111–113.
- Кобец П. Н. Отграничение разбоя от других составов преступлений по действующему отечественному законодательству // Символ науки. — 2015. — № 1–2. — С. 71–73.
- Попов А. Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. — СПб., 2003. — 898 с.