Государственное регулирование территориального развития для Арктической зоны Архангельской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 01.06.2018

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Казанков В. И. Государственное регулирование территориального развития для Арктической зоны Архангельской области // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 407-410. — URL https://moluch.ru/archive/208/51019/ (дата обращения: 17.06.2019).



В статье рассказывается о развитии Арктической зоны через государственное регулирование развития территории, политике, которая применяется по отношению к северным регионам России. Рассмотрены проблемы Арктической зоны в пределах Архангельской области и обозначены векторы к их минимизации. Предложено переосмысление принципа индустриализации Архангельской области и описана многовариантность государственного регулирования территориального развития.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, стратегическое планирование, проект Белкомур, демография, государственное регулирование развития территории, Архангельская область

Необходимость написания статьи на данную тему обусловлена непосредственной близостью Арктической зоны на частях территории Архангельской области. В недалеком прошлом, ученые и промышленники задумывались над возможностью целенаправленного освоения северных территорий. Проекты и стратегии, реализованные в СССР в приарктических субъектах, включенных в Арктическую зону РФ, безусловно, и по сей день, явлются посильной опорой, для развития и улучшения условия проживания жителей этих территорий.

С принятием закона об Арктической зоне РФ разговоры о больших природных запасах и важности северного морского пути обрели новый вектор. Многие специалисты-полярники задумались над стратегией устойчивого развития данных территорий. Большой материал собранный, в том числе на безе Северного (Арктического) Федерального Университета им. М.В. Ломоносова является уникальным и основополагающим для вдумчивого и постепенного выполнения принятых законодательных актов.

Политики, проживающие на северных территориях, тоже с огромной радостью восприняли федеральный порыв к развитию вменённых им территорий, надеясь на рост бюджетных инвестиций и реализацию мега-проектов, на которых можно заработать и обеспечить работой проживающее на севере население депрессивных городов и районов. Однако не всё из запланированного удаётся исполнить. Кризисные явления в Российской экономике являются затормаживающим элементом развития АЗ РФ.

На протяжении последних лет, некоторые мега-проекты, такие как освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море и другие были отложены, из-за нерентабельности, ведь при сегодняшней конъюнктуре рынка нефте-газа нет смысла в убыточной добыче сырья. Такие ключевые инициативы на территории Архангельской области как: строительство глубоководного порта в городе Архангельске и строительство железной дороги «Белкомур» тоже приостановлены, что говорит об их небольшой важности

при реализации стратегии развития АЗ РФ. Безусловно, Архангельская область старается возродить эти проекты, в надежде на их успех. Так, на ПМЭФ-2018 Председателем правления Евразийского банка развития (ЕАБР) тов. Бельяниновым и генеральным директором «Белкомура» тов. Щегловым было подписано «соглашение о намерениях» где значится, что ЕАБР готов рассмотреть возможность о финансировании проекта строительства железнодорожной магистрали, в том числе в качестве организатора синдиката по финансированию 278 млрд. руб. необходимых для реализации проекта. Возможно, принятие закона развития АЗ РФ ускорит реализацию этих мега-проектов. [1]

Указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», о необходимости которого спорили многие годы, говоря об отступлении от отраслевого подхода и регулирования территории российской Арктики особым образом, был принят 2 мая 2014 года Президентом России В.В. Путиным, в целях реализации основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. [2] Таким образом, государство определило объект управления. Образованная, крупнейшая в мире, Арктическая зона имеет обширную площадь континентальной суши — 4,9 млн. км. Острова занимают площадь 0,2 млн. км. Шельфовые и внутренние моря АЗРФ достигают площади 4 млн. кв. км. [3] Девять субъектов, частично или полностью вошедших в АЗ РФ образуют макрорегион вокруг Северного морского пути.

В составе территории Арктической зоны в границах Архангельской области оказались 7 муниципальных образований: 3 городских округа: Архангельск, Северодвинск, Новодвинск и 3 муниципальных района: Онежский, Приморский, Мезенский, а также административно-территориальная единица: Новая Земля. Руководством области и муниципальных образований данная новость была воспринята позитивно и обозначалась как новый импульс развития Поморья. [4] Усмотрев в указе положительные стороны, депутаты Архангельской области задумались расширить АЗ РФ и поспешили предложить включить в макрорегион — Арктическую зону РФ, ещё два муниципальных района: Пинежский и Лешуконский сославшись на то, что обеспечивать социально экономическое развитие и стратегическое планирование со статистическим наблюдением в Архангельской области станет проще. [5] Стоит отметить, что Пинежский и Лешуконский муниципальные районы не граничат непосредственно с морем, имеют на своей территории лишь впадающие в Белое море реки: Кулой, Мезень. Возможность включения данных районов области в АЗ РФ будет рассмотрена на 54-й конференции парламентской ассоциации Северо-Запада России. [6]

Архангельская область на протяжении веков и без всяких законов участвовала в деятельности в Арктике: осваивала новые территории, на которых расселялись люди, создавала на побережье и островах инфраструктуру. Предприятия производили различные вещи: оборудование, транспорт для освоения новых «высот». Сейчас ситуация остаётся практически такой же, как и до принятия закона об АЗ РФ.

Проблемы развития Арктической зоны в границах Архангельской области, на мой взгляд, связаны, во-первых, с убылью населения из «арктических» муниципалитетов (рис.1). http://skrinshoter.ru/i/310518/D6fYFGp1.png

Рис. 1. Численность населения муниципальных образований Архангельской области входящих в Арктическую зону РФ (без НАО).

Во-вторых, с малой заселенностью территории муниципальных образований, где основная часть населения сконцентрирована в трех городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и деревнях, поселках Приморского района в непосредственной близости от трассы М8 «Холмогоры» и аэропортов «Талаги», «Васьково».

В-третьих, не развитость инфраструктуры: например, к городу Онега нет асфальтированной дороги, в малых деревнях, селах и поселках нет мобильной связи. А ведь

проехать к образованной 16 марта 2018 г. Постановлением Д.А. Медведева ТОСЭР «Онега» весной и осенью из-за размытых грунтовых дорог не просто. По планам в ТОСЭР должно быть реализовано 5 крупных проектов, привлечено около 265 миллионов рублей тем самым создав более 90 рабочих мест. [7]

В-четвертых: вся территория Архангельской области характеризуется как энерго-дефицитный регион. Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы абсолютно зависимы от топливо-поставок для локальных электростанций. Только представьте, себестоимость выработки 1 кВт/час 64 рубля. Следовательно, себестоимость производимой продукции на территории Мезени будет выше, чем в других районах.

В-пятых, с многовариантностью государственного регулирования развития территории АЗ РФ через: особые экономические зоны, опорные зоны, территории опережающего развития, территории опережающего социально-экономического развития (для моногородов), свободные порты, зоны территориального развития, инновационные территориальные кластеры, промышленные парки, технопарки, туристические кластеры, промышленные кластеры, особо охраняемые природные зоны, национальные парки, наукограды и другие. Добавлю, что, по всей видимости, новые концепции государственного регулирования территориального развития АЗ РФ формировались постепенно, по мере создания законодательной и нормативной базы, экономической необходимости, поэтому только на федеральном уровне их шестнадцать и они имеют некоторые сходства.

Если стратегически взглянуть на будущее в условиях технологической революции, то в Архангельской области потребуется принимать политические решения, направленные на уход от лозунга, выбитого на Обелиске Севера (установленного 07 ноября 1930 года возле здания правительства Архангельской области на Троицком проспекте в честь

объединения в 1929 году нынешних Архангельской и Вологодских областей, Ненецкого автономного округа и республики Коми в единый Северный край): «…край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север». [8] Так как сейчас идёт цифровая трансформация всего в условиях агрессивной неопределенности, то неплохой вариант поменять смысл лозунга и превратить край суровый и отсталый в индустриальный сервер. Для этого потребуется и увеличение энергетических мощностей, возможно с помощью новых плавучих АЭС, создание инновационных центров, технопарков, кластеров не только на базе предприятий судостроения и обороны, но и в гражданских отраслях. Главное, чтобы решения по государственному регулированию территориального развития принимались в тесном взаимодействии между федеральным центром, регионами и обществом, иначе мы получим архангельский Морской-Речной вокзал в виде иллюстрации того, что творится, когда решения принимаются людьми, не живущими на Севере и наплевательски относящимися к его проблемам.

В политике бюджетного федерализма финансирование окраин — по остаточному принципу. А значит, государственное регулирование устойчивого развитие АЗ РФ в кризисных экономических условиях возможно только по отдельным государственным программам и через механизмы государственного регулирования территориального развития (ОЭЗ, ОЗ, ТОР, ТОСЭР, ЗТР, ИТК, СП, промпарки, технопарки, туркластеры, прокластеры и др.), а также в рамках закона о стратегическом планировании № 172-ФЗ.

С середины 2016 года в Архангельской области ведется разработка «Стратегии 2035». [9] Стратегия необходима для понимания того, куда области необходимо

стремиться в будущем, что нужно развивать, куда инвестировать ресурсы, и что должно получиться в результате. Без понимания цели и без четкого формирования образа будущего все действия по государственному регулированию территориального развития становятся хаотичными и не способны достигать масштабных эффектов в долгосрочной перспективе.

Архангельская область должна стать конкурентоспособным динамично развивающимся регионом с высоким качеством жизни, созданными условиями для самореализации и развития каждого жителя региона. Благодаря государственному регулированию территориального развития эти цели возможно осуществить.

Литература:

  1. Проект Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ) [Электронный ресурс], URL: http://base.garant.ru/56733035/ (Дата обращения 30.05.2018)
  2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [Электронный ресурс], URL: https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (Дата обращения 30.05.2018)
  3. Образовательный портал «АРКТИКА БЕЗ ОПАСНОСТИ» [Электронный ресурс], URL: http://arctica.igps.ru/ (Дата обращения 30.05.2018)
  4. Тайные войны за севера [Электронный ресурс], URL: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/news/murmanskaya-oblast-arktika/taynye-voyny-za-severa (Дата обращения 30.05.2018)
  5. В ближайшем будущем Арктика может раздвинуть свои границы до Лешуконья и Пинежья [Электронный ресурс], URL: http://www.news29.ru/novosti/obschestvo/V_blizhajshem_buduschem_Arktika_mozhet_razdvinut_granicy_do_Leshukonja_i_Pinezhja_/71920 (Дата обращения 30.05.2018)
  6. Российская Арктика может расширить территорию [Электронный ресурс], URL: http://pro-arctic.ru/15/03/2018/news/30907 (Дата обращения 30.05.2018)
  7. Онега — первая в области территория опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс], URL: https://region29.ru/2018/03/23/5ab4e98a12f17b0ba651ee02.html (Дата обращения 30.05.2018)
  8. «...край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север» [Электронный ресурс], URL: http://www.dvinainform.ru/ society/2014/11/07/29602.html (Дата обращения 30.05.2018)
  9. Разработка Стратегии социально-экономического развития региона 2035 [Электронный ресурс], URL: https://strategy29.ru/about-strategy/ (Дата обращения 30.05.2018г.).
Основные термины (генерируются автоматически): архангельская область, государственное регулирование, Арктическая зона, территориальное развитие, Арктическая зона РФ, АЗ РФ, территория, стратегическое планирование, Архангельск, Северный морской путь.


Похожие статьи

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в свойстве стратегической ресурсной основы РФ, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства

Перспективы развития Северного морского пути...

СМП: территория сотрудничества или конфликта? Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Северный морской путьтерриториальные воды России или...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет

История территориальных притязаний государств в арктическом... Арктика, Россия, Канада, Северный Ледовитый океан...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации.

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Похожие статьи

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в свойстве стратегической ресурсной основы РФ, которая обеспечивает разрешение вопросов социально-экономического развития государства

Перспективы развития Северного морского пути...

СМП: территория сотрудничества или конфликта? Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Северный морской путьтерриториальные воды России или...

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический Совет

История территориальных притязаний государств в арктическом... Арктика, Россия, Канада, Северный Ледовитый океан...

Меры по обеспечению интересов России в Арктике

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Инновационный потенциал развития Арктической зоны...

Ключевые слова: инновационное развитие, социально — экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации.

Морская транспортная система, и, прежде всего Северный морской путь (далее — СМП), занимает особое место в транспортном комплексе...

СМП: территория сотрудничества или конфликта?

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический регион, Арктическая зона России, авиационная инфраструктура.

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет

Северный Морской Путь, Россия, архангельск, Арктика, суд, Российская Федерация, круглогодичная навигация, Арктический...

Задать вопрос