Внутренняя среда арктической части России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Богомолов, М. А. Внутренняя среда арктической части России / М. А. Богомолов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 169-172. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115210/ (дата обращения: 30.06.2024).



Арктическая среда представляет собой исключительно уникальную область человеческой деятельности.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и дальнейшую перспективу обозначены следующие ключевые характеристики Арктической зоны РФ, которые влияют на формирование государственной политики в регионе:

— суровые природно-климатические условия (включая постоянное ледяное покрытие или дрейфующие льды в арктических морях);

— очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территории и низкая плотность населения;

— удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

— низкая устойчивость экологических систем, которые определяют биологическое равновесие и климат Земли, и их уязвимость даже к незначительным антропогенным воздействиям.

Зона Арктики в России занимает обширную территорию в 4,2 миллиона квадратных километров (составляет почти четверть площади всей страны). Этот регион уникален своими географическими и климатическими особенностями, что влияет на всю деятельность, проводимую в ней. Экстремальный климат и суровые природные условия сформировали уникальную флору и фауну. Здесь обитает множество различных видов, включая белых медведей, северных оленей, песцов и множество перелетных птиц. Однако хрупкий баланс экосистемы находится под все большим давлением из-за изменений климата, которые ускоряют таяние морского льда и вечной мерзлоты, а также влияют на традиционный образ жизни коренных народов.

По данным Росстата численность населения составляет 2 миллиона 400 тысяч человек (1,63 % от населения РФ). Для анализа популяционных трендов, автор провел анализ численности за период с 2014 года по 2023.

Регион можно считать высокоурбанизированным, так как большая часть населения проживает в городах. За исследованный период времени замечено снижение численности городского населения. В последние годы наблюдается некоторое увеличение численности сельского населения, что может свидетельствовать о миграционных процессах. Наибольшее стандартное отклонение наблюдается у общего населения (71,069.97), что указывает на значительные колебания численности населения за анализируемый период.

Население отличается этническим разнообразием, значительную часть населения составляют коренные народы, такие как ненцы, чукчи, эвенки и якуты. Эти сообщества имеют глубокую связь с землей и зависят от традиционных видов хозяйственной деятельности, таких как оленеводство, рыболовство и охота. Эти практики не только обеспечивают пропитание, но и служат основой их культурной идентичности и социальных структур.

Однако стремительные изменения поставили под угрозу образ жизни коренных сообществ. Утрата доступа к землям, нарушение миграционных маршрутов и деградация окружающей среды способствуют разрушению их культурных практик и угрожают их средствам к существованию.

Признавая важность сохранения культурного наследия коренных народов, правительство пытается обезопасить их. Это включает создание территорий традиционного природопользования, где коренные сообщества получают исключительные права на, а также предоставление образовательных и социальных программ поддержки для передачи традиционных знаний молодому поколению.

Правительственные организации стремится включить местные сообщества для совместной работы. Это включает участие представителей коренных народов в оценках воздействия на окружающую среду, разработку совместных механизмов управления природными ресурсами и интеграцию традиционных умений в научные исследования и стратегии адаптации.

Тем не менее, баланс между сохранением традиционного образа жизни коренных народов и их участием в экономическом и социальном развитии Арктики остается сложной и продолжающейся задачей. Достижение устойчивого и справедливого подхода, уважающего права и благосостояние этих сообществ, будет ключевым для стабильности российской АЗРФ.

Ландшафт территории включает тундру, вечную мерзлоту и большие участки морского льда. Морские границы региона проходят через Баренцево, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Зимы здесь долгие и суровые, со средними температурами от -10°C до -40°C, а лето короткое и прохладное, иногда температура поднимается до 20°C. Вечная мерзлота, слой почвы, который остается замороженным круглый год, покрывает большую часть территории, создавая как трудности, так и возможности для развития инфраструктуры и добычи ресурсов.

Социально-экономическая стабильность края значительно зависит от добывающих отраслей, особенно от нефтегазового сектора. Развитие крупномасштабных энергетических проектов, таких как Ямал СПГ и Новатэк, существенно повлияло на местную экономику, привлекая значительное количество рабочих и стимулируя экономический рост в некоторых районах. Однако эта зависимость от добычи ресурсов также привела к ухудшению экологической обстановки и социальным напряжениям, так как выгоды от этих отраслей не всегда равномерно распределяются среди местного населения.

Местность богата природными ресурсами, включая огромные запасы нефти, природного газа, угля и минералов. По оценкам, в регионе содержится примерно 20 % мировых неразведанных запасов нефти и газа, что делает его важнейшим стратегическим запасом для энергетической безопасности России.

Помимо углеводородов, обладает значительными месторождениями редкоземельных элементов, драгоценных металлов и других ценных минералов. Добыча и использование этих ресурсов стали ключевым направлением для российского правительства, которое вкладывает крупные инвестиции в развитие инфраструктуры и технологий, поддерживающих добычу и переработку этих полезных ископаемых.

Экономический потенциал не ограничивается только добычей природных ресурсов. Уникальная география и климат Арктики предлагают возможности для развития научных исследований и расширение Северного морского пути, стратегического судоходного коридора, который приобретает все большее значение в связи с таянием арктического морского льда.

Важно отметить серьезные экологическими проблемы, и влияние изменений климата представляет особую угрозу для хрупкой экосистемы региона. Таяние морского льда и вечной мерзлоты, а также учащение и усиление экстремальных погодных явлений, оказывают значительное воздействие на местные сообщества, дикую природу и общий экологический баланс.

Погодные изменения, вызванные добывающими отраслями, такими как разливы нефти, факельное сжигание газа и утилизация отходов, еще больше усложняет проблемы. Отдаленность и ограниченная инфраструктура также затрудняют эффективный мониторинг и смягчение этих экологических воздействий.

В ответ на эти вызовы российское правительство реализовало различные инициативы, направленные на охрану окружающей среды. Это включает инвестиции в возобновляемые источники энергии, такие как ветровая и солнечная энергетика, а также усилия по улучшению экологического регулирования и механизмов контроля. Кроме того, правительство поддерживает программы по изучению последствий климатических изменений и разработке стратегий адаптации для местных сообществ.

Инфраструктура в целом недостаточно развита, с существенными пробелами в транспортных, коммуникационных и энергетических сетях. Огромные расстояния, суровый климат и удаленные локации представляют значительные трудности для строительства и обслуживания необходимой инфраструктуры.

Дорожные и железнодорожные сети также ограничены, и многие населенные пункты зависят от сезонных ледовых дорог и воздушного транспорта для связи с остальным миром. Развитие этих транспортных систем затруднено высокими затратами на строительство и обслуживание, а также проблемами, связанными с вечной мерзлотой и экстремальными погодными условиями.

Энергетическая инфраструктура в регионе недостаточно развита: многие сообщества все еще зависят от дорогостоящих и экологически вредных дизельных генераторов для удовлетворения своих энергетических потребностей. Правительство предпринимает усилия по расширению использования возобновляемых источников энергии, таких как ветровая и солнечная энергия, но внедрение этих технологий в арктических условиях остается значительным вызовом.

Коммуникационные и сетевые технологии ограничены, и многие удаленные сообщества не имеют надежного доступа к высокоскоростному интернету и мобильной связи. Этот цифровой разрыв, в сочетании с пробелами в инфраструктуре, представляет значительные трудности для предоставления основных услуг, таких как здравоохранение и образование.

На федеральном уровне российское правительство разработало ряд инициатив, направленных на устойчивое развитие арктического региона. В их число входит принятие «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года», принятой в 2020 году. Эта стратегия определяет ключевые приоритеты и цели для региона, такие как развитие инфраструктуры, расширение добывающих отраслей и охрана арктической среды.

Реализацию этих политик контролируют различные государственные органы и регулирующие структуры, включая Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, и Государственную комиссию по развитию Арктики. Эти органы координируют действия различных заинтересованных сторон, обеспечивают соблюдение экологических норм и оказывают поддержку местным инициативам и проектам.

На территории АЗРФ находятся ключевые военные объекты, включая военно-морские и воздушные базы, а также важная инфраструктура для добычи и транспортировки энергоресурсов. Правительство вложило значительные средства в усиление своего военного присутствия и возможностей в Арктике с целью защиты своих территориальных претензий и обеспечения доступа к ресурсам и стратегическим морским путям.

Россия стремится укрепить свои позиции в регионе, используя сочетание дипломатических, экономических и военных стратегий. Это включает создание новых правовых и управленческих рамок, таких как Арктический экономический совет, целью которого является продвижение регионального сотрудничества и устойчивого развития. Страна также работает над укреплением международных партнерств и взаимодействием с другими арктическими государствами, одновременно усиливая свое военное присутствие.

Существуют перспективы для расширения Северного морского пути, стратегически важного судоходного коридора, который может значительно сократить время и затраты на транспортировку между Европой и Азией. Были созданы значительные инвестиции в развитие этого маршрута, включая строительство новых ледоколов, модернизацию портовой инфраструктуры и внедрение передовых навигационных и систем безопасности.

Литература:

  1. Кондрашев А. А., Зенкина А. Б., Роньжина О. В. Правовой режим арктических территорий РФ и предоставление особых прав коренным (аборигенным) народам //Антиномии. — 2018. — Т. 18. — №. 1. — С. 59–78.
  2. Потравный И. М. и др. Использование возобновляемых источников энергии в Арктике: роль государственно-частного партнерства
  3. Жаворонкова Н. Г., Агафонов В. Б. Правовые проблемы пространственного развития Арктической экологической зоны Российской Федерации //Lex russica. — 2020. — №. 3 (160). — С. 105–113.
  4. Росстат. Предварительная оценка численности постоянного населения субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] Электрон. дан. — режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13282]?print=1
  5. Козлов А. В. Определение уровня развития цифровой инфраструктуры в регионе: методика и сравнительный анализ на примере территорий российской Арктики //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2019. — №. 2 (58). — С. 13.
  6. Гумелёв В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Арктика как объект геополитики //Концепт. — 2018. — №. 11. — С. 20–20.
  7. Журавель В. П., Назаров В. П. Северный морской путь: настоящее и будущее //Вестник Московского государственного областного университета. — 2020. — №. 2. — С. 140–158.
Основные термины (генерируются автоматически): вечная мерзлота, Арктика, морской лед, окружающая среда, развитие инфраструктуры, Российская Федерация, российское правительство, сообщество, арктическая среда, Северный морской путь.


Похожие статьи

Задать вопрос