В условиях постоянных изменений, цикличности финансовых кризисов, перехода на новые уклады технологического развития существует необходимость в модификации экономических систем разного уровня. Особо важным при этом является преобразование экономических территориальных систем под вниманием федеральной государственной власти. Особое внимание приковывают к себе территории с большим стратегическим и инвестиционным потенциалом. Такой территориальной системой является Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ). Однако наряду с большой значимостью геополитического значения данной территориальной системы, а также присутствия на ней природно-ресурсного потенциала существует и огромное количество проблем развития.
Одной из ключевых проблем развития АЗРФ является неотработанность территориального подхода в законодательной практике Российской Федерации в целом, порождающая отставание в социально-экономическом развитии. Так, инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами, которые касаются взаимоотношений с политической, социальной и экономической средой на территории приема капиталовложений, что, несомненно, предполагает выработку соответствующего адаптационного механизма к правилам и условиям ведения бизнеса.
Дефицит инвестиций в АЗРФ обусловлен целым набором проблем, ключевыми из которых являются: недостаточно проработанный механизм по управлению финансово-инвестиционными потоками; неблагоприятный инвестиционный климат некоторых регионов; отсутствие алгоритма оценки потенциала с позиции инвестиционной привлекательности субъектов, что способствует недооценки территорий. Поэтому актуальность исследования состоит в том, что управление изменениями в экономических территориальных системах требует применения конкретных и прогрессивных инструментов, способствующих переходу данных систем из текущего в желаемое состояние с минимальными рисками и потерями с целью развития экономики и повышения конкурентоспособности, а также инвестиционной привлекательности территории. Данным инструментом является формирование управляющих компаний под контролем исполнительной власти Российской Федерации.
Так, управляющей компанией (УК) Арктической зоны и территорий опережающего развития (ТОР)в АЗРФ наделена Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2020 г. № 472 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 432» [2] АО «Корпорацию развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ»).Также для решения институциональных проблем АЗРФ 7 июля 2020 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [1], в частности, в ФЗ определяются полномочия и функции управляющих компаний для обеспечения рационального управления территорией. Так, в ст. 6 ФЗ УК осуществляют следующие полномочия с целью рационального и стратегического управления территорией [1]:
– прием заявок и заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
– ведение реестра резидентов Арктической зоны;
– осуществление контроля за выполнением резидентами Арктической зоны соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;
– выдача письменного свидетельства о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности.
Таким образом резидентам АЗРФ и резидентам ТОР со стороны управляющей компании и ее дочерних представительств предоставляется комплекс полномочий и функций по упрощению административных процедур, которые существенно экономят инвесторам средства, время и устраняют институциональные барьеры к ведению бизнеса [8,9]:
– применение свободной таможенной зоны;
– получение земельных участков на отдельных территориях АЗРФ от УК;
– обеспечение необходимой инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой;
– сокращение сроков и ограничение проверок — особый режим контрольно-надзорной деятельности;
– персональное сопровождение резидента в режиме одного окна;
– правовая защита интересов резидента в суде компанией;
– круглосуточный режим работы пунктов пропуска;
– формирование возможности привлечения иностранных работников без квот.
Таким образом присутствие управляющей компании на территории инвестирования АЗРФ положительно сказывается на потенциал ее развития, привлечения кадровых ресурсов, упрощения административных процедур, формирования у инвестора доверия к осуществлению деятельности.
Хотелось бы отметить, что статус резидента АЗРФ может получить инвестор с проектом свыше 1 млн руб. В свою очередь, налоговыми преференциями участия в реализации инвестиционных проектов на территории АЗРФ в качестве резидента являются:
– в течении десятилетия после получения первой прибыли ставка налога на прибыль — 0 %, зачисляемая в федеральный бюджет для всех видов деятельности, за истончением деятельности по добыче полезных ископаемых. Региональные льготы устанавливаются до конца 2020 г.;
– снижение ставки налога на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, налога на имущество, земельного налога вплоть до 0 %;
– снижение ставки по режиму упрощенной системе налогообложения до 1 %;
– возмещение страховых взносов, уплаченные в государственные внебюджетные фонды до конечной ставки 7,6 % для всех видов деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых. При этом для новых рабочих мест субсидирование составляет 75 % объема страховых взносов;
– осуществление налогового вычета из налога на добычу полезных ископаемых на объем осуществленных капитальных вложений в развитие инфраструктуры, необходимой при освоении нового месторождения твердых полезных ископаемых, а также инвестиций в новые обогатительные и перерабатывающие мощности.
– ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 % в отношении услуг ледокольной проводки, морской перевозки и перевалки экспортно- ориентированных грузов.
Таким образом устранение административных барьеров, формирование налоговых преференций позволяет инвестору нивелировать большой объем проблем финансового, организационно-управленческого, ресурсного (материальные, человеческие ресурсы) характера. В результате на декабрь 2020 г. резидентами АЗРФ стали уже 26 корпоративных структур с общей сумой 89103 млрд. руб. инвестиций. Это позволило создать более 3531 новых рабочих мест. [10, 11].
Отдельно бы хотелось отметить созданную на территории АЗ РФ ТОР Столица Арктики (Постановлением Правительства Российской Федерации № 656 от 12.05.2020 года) [3], управляющей компанией которой является дочернее общество АО «Корпорации развития Дальнего Востока» ООО «УК «Столица Арктики», соучредителем которого выступило АО «Корпорация развития Мурманской области». Появление такого института в Мурманской области, входящей в состав АЗРФ является совершенно новым уровнем для развития бизнеса с применением всех стандартов работы федерального института поддержки, включая информационные системы, единое окно для инвестора и полный доступ к информации о всех возможных мерах поддержки бизнеса в Арктике.
Показателями развития ТОР Столица Арктики являются [10]:
– количество резидентов — 4 ед.;
– объем инвестиций — 94937 млрд. руб.
– количество вновь созданных рабочих мест — 2021 ед.
Специализацией ТОР Столица Арктики является портовая деятельность, логистика, промышленное производство. Якорным резидентом является компания ООО «Новатэк-Мурманск», реализующая один из крупнейших инвестиционных проектов на территории Мурманской области — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, на котором уже ведется строительство линий сжижения природного газа для очередного проекта «НОВАТЭКа» — «Арктик СПГ 2». На рисунке 1 представим налоговые преференции для ТОР Столица Арктики.
Рис. 1. Налоговые преференции ТОР Столица Арктики [10]
Таким образом широкие налоговые преференции, охватывающие большую часть важных налогов, участвующих в налоговой нагрузке на бизнес, позволяют привлекать на территорию инвесторов, что влияет на социально-экономическое ее развитие: рост экономики и инвестиций в основной капитал (рис. 2), повышение производственного потенциала, формирование рабочих мест и улучшение демографических и миграционных процессов в долгосрочной перспективе.
Рост инвестиций в основной капитал до 2017 г. обусловлен формированию условий для привлечения капитала на территорию АЗРФ.В последние годы было отмечено снижение притока инвестиций до 1876,1 млрд. руб., что связано с недостаточным вниманием государственных органов к территории.
Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в АЗРФ за 2010–2019 гг., млн. руб. [12, 13]
Именно поэтому в 2020 г. Правительство РФ стало активно внедрять проекты и программы по эффективному управлению Арктикой на основе формирования управляющих компаний. Внедрение в Арктической зоне специального экономического режима, способствует переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проекты.
Не исключено и формирование кластеров, как по отраслевой принадлежности, например, в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, так и разнородных компаний [6]. Капитализация кластера будет происходить за счет государственно-частного партнерства, вовлекая малые и средние масштабы бизнеса, что внесет большой вклад в экономику Арктики.
Синергетический эффект от функционирования управляющей компании в АЗРФ и государственного внимания к территории в виде налоговых преференций будет способствовать дальнейшему формированию инфраструктурных условий по реализации задач и функций в АЗРФ для притока инвестиционного капитала и созданию социально-экономического потенциала.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/
- Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 № 472 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 432» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202004100018
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005130028
- Милославский, В. Г. Инвестиционный потенциал Российской Арктики в федеральном и местном ракурсе // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 144–149.
- Серова Н. А., Гутов С. В. Ключевые тенденции развития инвестиционных процессовв Арктической зоне РФ в 2008–2017 гг. // Арктика и Север. — 2019. -№ 34. — С. 77- 89.
- Слипенчук М. В. Дорожная карта арктического хаб-кластера // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2019. № 2.– С. 7–27.
- Цветков В. А., Дудин М. Н., Ермилина Д. А. Управление развитием Арктики:финансовое обеспечение регионаи выбор критериев оценки эффективностиинвестиционных проектовдля его освоения // Управленческие науки. — 2019. — № 2. — С. 62 -77.
- Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока // Об Арктической зоне URL: https://erdc.ru/about-azrf/
- Официальный сайт Корпорации развития Дальнего Востока // Отчеты о деятельности URL:https://erdc.ru/about/reports/
- Официальный сайт инвестиционного портала Арктической зоны России // Инвестиционный проектАрктической зоны РФURL: https://investarctic.com/azrf.php
- Реестр резидентов АЗРФ URL:https://investarctic.com/docs/registry.pdf
- Федеральная служба государственной статистики // Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13279
- Федеральная служба государственной статистики // Статистическая информацияо социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/region_stat/arc_zona.html