Инновационная концепция корпоративного управления машиностроительным холдингом
Автор: Анциферов Павел Александрович
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 882 раза
Библиографическое описание:
Анциферов, П. А. Инновационная концепция корпоративного управления машиностроительным холдингом / П. А. Анциферов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1420/ (дата обращения: 16.11.2024).
В России необходимо формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа, требуется проведение последовательной реструктуризации и модернизации, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики в целом для формирования ресурсного базиса, необходимого для полноценного функционирования инновационной сферы.
Экономическое развитие страны возможно на основе многоукладной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на внедрении новых информационных, инновационных технологий и обеспечивающей переход к новым стандартам качества жизни, строительства современного демократического общества.
Однако существует множество проблем, препятствующих развитию инноваций, например кризисное состояние многих предприятий машиностроения обусловлено неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа оборудования и, как следствие, неэффективной работой организаций данных отраслей, а также большими потерями ресурсов.
Для реализации экономического потенциала развития отрасли необходимо внедрение механизма оптимального сочетания экономических методов государственного регулирования и рыночных саморегуляторов.
В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий. В свою очередь решение данной проблемы возможно исключительно за счет технического перевооружения и активной поддержки государством развития машиностроения, которое может стать "локомотивом" роста и создаст заделы для качественных изменений во всей хозяйственной системе.
Для постепенной концентрации ресурсов для реконструкции экономики, все хозяйствующие субъекты в отрасли должны выстраивать свою перспективу развития.
В машиностроении необходимо дальнейшее развитие промышленного производства на основе финансового оздоровления предприятий и организаций, повышения уровня технической оснащенности и технологического уровня производства; формирование конкурентных и эффективных рынков продукции.
Происходит интеграция предприятий в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках.
Для экономического роста необходима поддержка частных инвестиций в машиностроении; улучшение инвестиционной привлекательности машиностроения за счет исправления накопленных структурных деформаций (реструктуризация убыточных предприятий, создание новых рабочих мест). Постепенное наращивание инвестиций позволит увеличить объем производства, активизировать инновационные процессы в отрасли.
Переход машиностроения на инновационный путь развития признан Правительством РФ в качестве важнейшей общегосударственной задачи стратегического характера, решение которой обеспечит перевод отрасли на более высокий технологический уклад и, в конечном счете, ее глобальную конкурентоспособность.
Основным институциональным условием успешного развития машиностроения по инновационному пути является формирование инновационной системы.
Формирование и функционирование инновационной системы отрасли как целостного, взаимоувязанного комплекса институтов правового, финансового, научно-технического характера позволит машиностроению своевременно включиться в процесс развития инновационной деятельности.
В машиностроении имеются предпосылки для активизации инновационного процесса. При этом наблюдается разобщенность в работе субъектов управления инновационной деятельностью в отрасли, отсутствует целевая ориентация и единая инновационная политика. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса.
Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в отрасли, для решения ключевой задачи – перевода машиностроения на инновационный путь развития.
Структурные и технологические преобразования, необходимые для повышения темпов роста экономики, требуют комплексного подхода, предполагающего разработку и реализацию системы взаимосвязанных мер, направленных на поддержку и координацию деятельности всех участников инновационного процесса (органов региональной власти, ученых, представителей финансовых и промышленных кругов).
Переход машиностроения к инновационному развитию предполагает поиск направлений активного использования накопленного инновационного потенциала и определение возможностей, путей и форм его аккумуляции и совершенствования.
Современное развитие экономики, обусловливает возможность успешного развития тех предприятий, которые уделяет приоритетное внимание поиску инновационных форм и методов функционирования бизнеса.
Основные направления инновационного развития: расширение ассортимента товаров и услуг, соответствие требованиям правил и стандартов, расширение традиционных рынков сбыта, увеличение затрат на обучение и подготовку персонала.
Анализ использования инновационного потенциала выявил возрастание доли инновационной продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки.
Систематизация факторов, препятствующих реализации инновационного потенциала на предприятиях, в три группы, позволила выявить среди них ключевые:
среди экономических факторов: высокая степень нововведений и недостаток финансовых средств со стороны государства;
среди производственных: недостаток информации о новых технологиях, низкий инновационный потенциал предприятий;
среди прочих: неразвитость рынка технологий и инновационной инфраструктуры.
В современной инновационной сфере наблюдается существенное несоответствие инновационных предложений потребностям бизнеса, так как разработка подавляющей части технологических инноваций в отрасли инициируется не производителями, а региональными администрациями и федеральными структурами, не участвующими в их непосредственном использовании. Это вызывает необходимость создания эффективного механизма взаимодействия разработчиков продуктовых и технологических новаций и товаропроизводителей.
На предприятиях отрасли необходимо активизировать процессы создания инноваций, внедрения инноваций в практическую деятельность, распространения инноваций, применения инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях.
Совершенствование концепции корпоративного управления на предприятиях машиностроения очень высоко. В условиях экономического кризиса существует объективная необходимость разработки и практического применения инновационной концепции управления предприятиями машиностроительной отрасли, предусматривающей коренные изменения организационных схем управления и экономических отношений на предприятиях.
Развитие конкурентной среды в машиностроительной отрасли в будущем сделает этот сектор экономики более эффективным, что, в свою очередь, повысит его инвестиционную привлекательность и активизирует инновационные процессы.
Развитие инновационного бизнеса в машиностроительной отрасли возможно на основе привлечения инвестиций, используемых для реализации инновационных проектов по развитию производственной базы и организации эффективной системы сбыта продукции.
Для обеспечения эффективного использования и дальнейшего развития имеющегося инновационного потенциала машиностроения необходимо создание общероссийских холдингов, объединяющих машиностроительные предприятия во всех регионах страны.
В качестве основных целей совершенствования управления предпринимательской деятельностью на предприятиях машиностроительной отрасли в работе выделены, во-первых, разработка модели организации бизнеса общероссийского машиностроительного холдинга; во-вторых, концепция управления бизнесом на уровне региона в филиале общероссийской корпорации (машиностроительного холдинга); в-третьих, формирование адаптивной системы управления предприятием машиностроения, непосредственно взаимодействующим с потребителями, в-четвертых, создание в рамках системы управления машиностроительного холдинга методических центров, которым будет поручен мониторинг, анализ и разработка инновационных предложений по совершенствованию форм и методов управления в холдинге, а также информационное обеспечение всех звеньев управления.
Управление инновационными процессами в машиностроении должно осуществляться на основе функционирования общероссийского холдинга, который должен быть создан с целью повышения качества продукции, для формирования добросовестной конкуренции на рынке машиностроения и укрепления промышленной базы РФ.
Создание общероссийского холдинга будет мероприятием, аналогичным ранее принятым органами власти мерам по созданию нескольких крупных промышленных (машиностроительных) холдингов в целях модернизации производства и перевода предприятий на инновационный путь развития.
Холдинг должен стать крупным игроком на рынке в России. Институциональная стратегия компании – комплекс долгосрочных мер, направленных на развитие всей совокупности внешних условий в сфере машиностроения, влияющих на условия экономической деятельности компании.
Принципиальная позиция холдинга в отрасли исходит из того, что развитие бизнеса в машиностроении возможно на основе долгосрочных контрактов делегированного управления с принятием на себя инвестиционных обязательств.
На пути укрепления партнерства власти и бизнеса в отрасли стоят препятствия и проблемы, быстрое решение которых, по определению невозможно, так как оно предполагает осуществление целого ряда институциональных преобразований.
- Литература:
Горшков, В.Г. Корпоративное управление: учебное пособие / В.Г. Горшков, В.А. Яшкин, Ю.В. Шеншинов. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2010. – 148 с.
Производственный менеджмент: учебное пособие / К.Т. Джурабаев, А.Т. Гришин, Г.К. Джурабаева. – М.: КНОРУС, 2005. – 416 с.
Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией / Под редакцией И.В. Беликова – М.: Эксмо, 2008. – 624с.