В статье рассматриваются познавательная активность студентов как необходимое сущностное свойство личности, пути формирования их готовности к непрерывному образованию и сознательной реализации приобретённых во внеаудиторной работе знаний.
In this article speaks about students activity as a needful maintains of personality and the lines of formation of their preparation to the education and the realization of the studies on the outworks.
В условиях независимого развития Республики Узбекистан возрастает потребность общества в инициативных, предприимчивых людях, обладающих социальной и профессиональной зрелостью, высоким уровнем развития творческих способностей. Достижение стратегических целей общественного развития — реформирования, либерализации и модернизации, в первую очередь экономики страны, диверсификации ее структуры, а также обновления всех сфер общественной жизни — невозможно без активности (и познавательной в том числе) субъектов социального действия.
Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала молодежи необходимо всячески расширять ее знания, развивать активность и самостоятельность в познавательной деятельности. Познавательная деятельность — это особый вид мыслительной деятельности, протекающий на эмпирическом и теоретическом уровнях, творческий по сути, где в единстве выступают эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы.
Познавательная активность является компонентом социальной, творческой, гражданской, профессиональной активности личности и представляет собой определенную совокупность свойств. Активность в познании характеризуется интенсивностью и продуктивностью деятельности человека, направленной на изучение и преобразование окружающей действительности. Она обусловлена и индивидуальным развитием личности и общим социальным контекстом, а также удовлетворением ее духовных потребностей.
Критериями сформированности познавательной активности учащихся являются:
‒ устойчивость познавательного интереса;
‒ общественная направленность деятельности;
‒ практическая подготовленность студентов к самостоятельной, познавательной деятельности, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках.
В современном информационном обществе актуальность развития и совершенствования активной познавательной деятельности студенческой молодежи значительно возрастает.
Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе гуманитарных наук, является исследование развития познавательной активности личности.
Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом и познавательной активностью в процессе профессиональной подготовки с одной стороны, и системой взаимоотношений, складывающихся между средой и личностью, способствует пониманию личности студента, его возможностей для будущей преобразовательной, инновационной деятельности.
Среда и общественные условия оказывают социализирующее воздействие на личность студента, но, в тоже время, значимые для человека ценностные ориентиры определяются им самостоятельно и зависят от его способности осознанно и свободно выбирать цели и средства деятельности, проявлять активность во взаимодействии с обществом. Внутренняя активность личности как импульс преобразования воплощается в профессиональном творчестве.
В практике реформирования общества в условиях независимого Узбекистана познавательная активность личности является обязательным условием формирования и ее правовой грамотности, развития ее духовного мира, повышения профессиональной компетентности и определения активной гражданской позиции.
Активизация познавательной деятельности в ее различных формах и проявлениях, превращение личности в субъекта деятельности — активного и творческого — это важнейшая проблема практической работы в ВУЗах.
В решении поставленных задач наряду с учебно-воспитательным процессом важна и необходима и внеаудиторная работа, которая, оказывая разностороннее воздействие на личность, интенсифицирует образовательный познавательный процесс в целом.
Акцентирование внимания на внеаудиторной работе, как ресурсе формирования познавательной активности, является новым аспектом в исследовании проблемы познавательной активности.
Внеаудиторная работа — это форма реализации активной жизнедеятельности учащейся молодежи, наиболее соответствующая ее потребностям и интересам.
Задачи этой работы многообразны:
‒ формировать активную личность, способную самостоятельно расширять знания;
‒ развивать интересы и познавательную активность студентов;
‒ развивать способности и творческий потенциал личности;
‒ обогащать опыт социальной деятельности студенческой молодежи;
‒ выявлять склонности и формировать профессиональные интересы учащихся.
Внеаудиторная работа в вузе позволяет разнообразить общественно-значимую деятельность студентов посредством таких форм как учебная, научно-исследовательская, поисковая, дискуссионная, творческая, организационно–пропагандистская. Сущность внеаудиторной работы заключается в приобщении студентов с первого курса к различным видам общественной деятельности, что позволит не только определить, с каким «багажом» пришёл каждый из них в вуз, но и укрепить, и развить их способности и творческие возможности. Включаясь в перечисленные виды деятельности, студенты не только приобретают соответствующие умения и навыки, но и получают возможность на практике реализовать свои способности и различные виды активности.
Механизм развития активности личности представляет собой взаимодействие целей, потребностей, интересов и мотивов деятельности, от направленности которой зависят убеждения, чувства и способы поведения человека, что особенно важно в процессе воспитания.
Организаторы внеаудиторной работы имеют дело с множеством потребностей и различными интересами. Поэтому они должны обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов, учитывать мотивы участия в общественной деятельности.
Для того, чтобы сформировать у студентов положительное отношение к общественно-значимой деятельности, педагогам необходимо обладать значительным воспитательным потенциалом, быть увлеченными своим делом людьми, умеющими организовать и совершенствовать межличностные отношения и общение. Они должны обладать современным стилем мышления, предлагать новые формы и виды деятельности, что позволит обеспечить разнообразие и комплексность познавательных процедур, способных вызвать интерес студентов и стимулировать их активность. Руководитель внеаудиторной работы должен использовать проблемно–поисковые методы работы, позволяющие глубже познать изучаемые явления, обеспечить общественно значимую практическую направленность познавательной деятельности и области интересов личности. При этом преподавателю важно понимать, что познавательная активность — это не только результат деятельности, но и определенная система (комплексное образование) из знаний, навыков, умений, интересов и способностей личности. С этой целью необходимо актуализировать имеющийся у студентов познавательный опыт, организовывать их интеллектуальное общение, открывать каждому перспективу дальнейшего развития его духовных потребностей.
Развитие познавательной активности осуществляется путём использования таких форм деятельности, при которых возникает потребность в познании. «Познавательная потребность характеризуется тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутствующих, т. е. неизвестных ему знаниях и способах действия. Познавательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечит открытие человеком этих знаний» [1]. Влияние общественно значимой деятельности на процесс формирования познавательной активности студентов будет эффективней если:
во-первых, создано положительно-эмоциональное отношение к деятельности;
во-вторых, организована систематическая поисковая деятельность созидательного характера;
в-третьих, создана перспектива для профориентации на будущую профессию, на непрерывное самообразование.
Практика показывает, что студенты смело включаются в поисковую деятельность, активно вооружаются способами самостоятельного поиска знаний и осваивают методы научного познания. Следует отметить, что уже ко 2–3 курсу у большинства студентов формируется осознанное отношение к участию в общественно–значимой деятельности как к возможности их духовного и профессионального развития.
Одним из приоритетов в Узбекистане является воспитание активной творческой личности, что выступает, в свою очередь, важной составной частью системы обучения и воспитания, направленной на формирование всесторонне развитого поколения.
Активизация познавательной деятельности студента посредством внеаудиторной работы способствует гармонизации в развитии личности, формированию у него активной жизненной позиции, что, как следствие, побуждает к социальному творчеству.
Литература:
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: 1972.
- Маркова А. К. Формирование ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.: 1985.
- Шукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М. Педагогика. 1988.