Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 662 раза

Библиографическое описание:

Кореева, Я. В. Театрализованная деятельность как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Я. В. Кореева, Г. А. Поваляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50499/ (дата обращения: 26.04.2024).



Развитие речи ребенка — это важный этап в период дошкольного возраста. Главной задачей данного этапа является педагогически грамотная организация игровой деятельности, способствующей дальнейшему гармоничному развитию личности ребенка. На сегодняшний день актуально является пополнение словарного запаса детей, ведь логически богатая речь — это успех во множественных областях знания, первая из задач воспитания. Задержка или нарушение в ходе речевого развития детей негативно отражается на их жизнедеятельности и поведении, что беспокоит педагогов, родителей и самих детей. Для предотвращения этого, необходимо создавать благоприятные условия, тогда речь, появляясь в раннем детстве, будет активно развиваться, и обогащаться в течение дошкольного периода.

Современные дошколята хорошо владеют различными гаджетами и планшетами, отлично разбираются в новомодных игрушках, но совершенно не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, выстраивать диалоги, вести монологический рассказ, им тяжело вовлекать сверстников в коллективные игры без участия взрослого. Родители активно занимаются развитием детей, водят их на различные секции и кружки, учат языки, посещают школы раннего развития, совершенно забывая о важности такого вида деятельности как, детская игра. Игра непосредственная, инициативная, активная и самостоятельная. У современных детей так мало времени на любые занятия. Поэтому задача современного дошкольного образования создать условия для гармоничного детства.

Многие литературные источники свидетельствуют о большом интересе исследователей различных областей научного познания к вопросу активизации словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. По словам Л. С. Выготского, «грандиозную сложность» представляет качественное развитие значений слов в словаре ребенка.

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня наблюдается ограниченный словарный запас, так же характерно расхождение объёма пассивного и активного словаря, актуализация и употребление слов в экспрессивной речи, вызывает большие затруднения. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка тормозит развитие связной речи. Театрализованная деятельность для таких детей в детском саду является универсальным средством, как для развития творческих потенциалов детей, так и для обогащения словарного запаса. Ни для кого не секрет, что за последние годы увеличилось количество таких детей. Поэтому как следствие выросла необходимость использования различных новых технологий и методик. Театрализованная деятельность — это методика, которая входит во все образовательные области, будь — то коммуникация или развитие словаря.

Для детей с ОНР 3 уровня театрализованная деятельность позволяет проявлять интерес к занятиям, сохранять внимание, раскрепощать, развивать элементы репродуктивного и творческого воображения, элементарно — логического мышления, памяти и, самое главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Дети, имеющие это нарушение, в речевое взаимодействие вступают неохотно, избегают инициативы, но стоит взять кукольный театр в руки, как даже самый нелюдимый ребенок стремится принять участие в данной игре.

В ходе театральной деятельности, мы можем играть в лицах литературных произведений таких как — рассказы, сказки, специально написанные инсценировки. Герои литературных произведений становятся актерами, а их приключения, жизненные события, измененные детской фантазией, являются предметом игры.

На сегодняшний день существует большое количество разработок и по тематическим неделям, и по возрастным группам. Любой педагог может подобрать для себя подходящий материал. Не нужно рассматривать театрализованную деятельность, только как постановку спектакля. Ведь это не единственная ее форма!

Одна из организационных форм театрализованной деятельности включает в себя упражнения на создание выразительности, упражнения на артикуляцию и дикцию, а также на развитие интонации и мимики.

Театрализованная деятельность как средство развития словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня хорошо подходит для воспитателей, для специалистов, также и дома родители могут использовать отдельные упражнения и задания. Главное что такой подход окажется весьма действенным, ребята сразу же включатся в работу по развитию речи и творческих возможностей.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст]/ М. М. Алексеев, В. И. Яшина.-М.: Академия, 1999.-160с.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128с.
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
  4. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2010. — 352с.
  5. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998. — С. 616–625/
  6. Жога Л. Н., Саяпова Н. Г., Епрева Е. Ю., Овчинникова Е. В., Рукосуева Л. А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. — 2007. — № 4. — с. 46–75
  7. https://profhelp.net/2443017/
  8. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/23/formirovanie-intonatsionnoy-storony-rechi-u
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, словарный запас, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

«Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е

— 400 с. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.. Антипина.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер.

Фольклорные произведения доступны детям и способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя...

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи

Для этого мы разработали один из конспектов театрализованной деятельности для детей 4–5 лет.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

— автоматизировать вызванные звуки,- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,- совершенствовать

Июдина.Л.В. ст. «Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи», /Логопед в детском саду/№ 7 за 2008 г., с18–20.

Развитие коммуникативных способностей детей посредством...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР. Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

ребенок, III, образовательная инновация, общее недоразвитие речи, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, речевое развитие детей, связная речь, словарный запас, слуховое восприятие. Использование современных педагогических технологий как...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Похожие статьи

Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня...

«Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е

— 400 с. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.. Антипина.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался

Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер.

Фольклорные произведения доступны детям и способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя...

У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, ограниченный словарный запас, недостаточно сформирован грамматический строй речи

Для этого мы разработали один из конспектов театрализованной деятельности для детей 4–5 лет.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

— автоматизировать вызванные звуки,- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,- совершенствовать

Июдина.Л.В. ст. «Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи», /Логопед в детском саду/№ 7 за 2008 г., с18–20.

Развитие коммуникативных способностей детей посредством...

ребенок, речевое развитие, диалогическая речь, развитие, диалогическая речь детей, связная речь, общее недоразвитие речи, нарушение, родитель, словарный запас.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале...

За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР. Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства...

Организация коррекционной работы по развитию связной речи...

ребенок, III, образовательная инновация, общее недоразвитие речи, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, речевое развитие детей, связная речь, словарный запас, слуховое восприятие. Использование современных педагогических технологий как...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ.

Задать вопрос