Автор: Бойцова Яна Сергеевна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 09.03.2016

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Бойцова Я. С. Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра при реализации индивидуальных образовательных маршрутов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 68-72.



Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет с помощью простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов.

В словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная. Активный (продуктивный) словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный (рецептивный) словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

В дошкольном возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.

Активизировать детский словарный запас — значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Основными источниками активизации словарного запаса являются (Н. А. Седых):

 наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т. д.);

 общение со взрослыми и сверстниками;

 речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

 художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [37, с. 87].

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. п.

В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей частью представлены имена существительные и глаголы. Меньшую часть словарного запаса составляют слова, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. «Неумение пользоваться словообразовательными способами препятствует использованию вариантов слов, поэтому дошкольникам не всегда удается подобрать однокоренные слова, а также образовать новые слова с помощью приставок или суффиксов. Часто дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению» [30, с. 513–528].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследователи выделяют целый комплекс трудностей, который приводит к неправильному овладению словарным запасом:

 трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

 отсутствует умение сравнивать и обобщать;

 недостаточная активность процесса поиска слова;

 ограниченность объема словарного запаса, что затрудняет выбор нужного слова;

 непонимание слов с противоположным (антонимы) и равнозначным (синонимы) значением, а также неумение использовать данные слова в своей речи.

Дошкольники с ОНР III уровня неполноценно используют имеющийся у них словарь, так как значение употребляемых ими слов большей частью не соответствует их действительному значению. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных детям, составляет пассивный словарь, который медленно переходит в активный. Такой разрыв, в виде преобладания пассивного словарного запаса над активным, сохраняется достаточно долго.

При организации логопедической работы необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. «Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу, с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой — затронуть «мир образов» [27, с. 11].

Одним из наиболее доступных и любимых детьми дошкольного возраста видов театра является кукольный театр, представляющий собой разновидность театрального представления, в котором главные герои — куклы-марионетки, приводимые в движение кукловодами, чаще всего скрытыми ширмой от зрителей [53].

Л. В. Куцаковой [21] и С. И. Мерзляковой [21] дана классификация кукольного театра для детей дошкольного возраста, в которой выделяются:

 настольный кукольный театр (основа театра — плоская картонка, кружок, магнитный настольный, конусный, готовый и самодельный театр);

 стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стендовый, стенд-книжка);

 театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

 верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

 напольные куклы (марионетки, конусный театр);

 театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок).

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее оптимальным является использование пальчикового театра. Это обусловлено влиянием речевого нарушения на состояние мелкой моторики дошкольников, испытывающим затруднения при правильном укладе пальцев рук, удержания их в одной позе, смене поз, последовательных движениях пальцев и т. п. В результате проведенных исследований Н. С. Жукова [15], Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [44] пришли к выводу, согласно которому тренировка мелкой моторики стимулирует речевую деятельность старших дошкольников с ОНР III уровня.

«Пальчиковый театр способствует организации стимуляции развития речи, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений, двигательно-моторной координации, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, т. е. имеет ярко выраженный имеет психокоррекционный и психотерапевтический эффект».

По сравнению с другими видами кукольного театра, пальчиковый театр обладает рядом преимуществ (Н. А. Медова):

 способствует развитию мелкой моторики и формированию тонких дифференцированных движений пальцев рук;

 доступен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений для участия в спектакле;

 знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его в разных видах непосредственной образовательной деятельности;

 в инсценировке пальчикового театра ребенок может показать сразу несколько персонажей, т. к. фигурки-персонажи могут быть надеты на все пять пальцев;

 куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат;

 существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности дошкольников (О. Акулова [1], Н. А. Медова [28], Э. Г. Чурилова [46], И. Н. Шевченко [47], А. В. Щеткин [48]).

Атрибуты, необходимые для инсценировки, ребенок надевает на пальцы и действует за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая необходимый текст.

Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев (2–3 минуты), которая может быть проведена в форме пальчиковой игры или пальчиковой гимнастики.

Используются некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Ребенок учится управлять куклой как левой, так и правой рукой, при этом педагог внимательно следит за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

«Для пальчикового театра отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность представления составляет около 5–7 минут. В качестве текстов для пьес используются знакомые и любимые народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов» [48,с.15].

Этюды позволяют подготовить ребенка с ОНР III уровня к будущему пальчиковому театру, знакомят детей с игрушками и особенностями манипулирования и управлениями пальчиковыми куклами. В ходе этюдов распределяются роли, читается текст будущего спектакля, разучиваются основные движения. Важным приемом работы на подготовительном этапе является использование художественного слова (чтение сказок).

Второй этап работы по организации пальчикового театра — основной: ознакомление ребенка с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки;

 уточнение понимания прочитанного: беседа;

 обсуждение характера, внешнего вида героев;

 обсуждение сюжета;

 подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой;

 совместное составление пересказа с использованием пальчикового театра.

В работе над сказками в пальчиковом театре используются:

1. Индивидуальные игры с ребенком с ОНР III уровня. Если не получаются какие-либо элементы пальчикового театра, с ребенком необходимо уточнить последовательность движений, положение пальцев, сопровождение текста.

2. Подгрупповые игры, на которых целесообразно разучивать с детьми новые постановки пальчикового театра, распределять роли, отрабатывать движения героя в соответствии с репликой.

3. Групповые игры с детьми с ОНР III уровня используются на этапе закрепления разученных пальчиковых постановок.

Инсценировка пальчикового театра: самостоятельное составление пересказа ребенком с ОНР III уровня без использования пальчикового театра.

На начальном этапе работы у ребенка с ОНР III уровня наблюдаются значительные трудности в выполнении предложенных игр и заданий, отмечаются множество допускаемых ошибок, сложности в манипулировании пальчиковыми куклами, поэтому необходимо полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны педагога.

Примеры пальчиковых кукол, которые используются в работе.

Деревянные наперсточные пальчиковые куклы по-разному расписаны, могут быть применимы к разным сказкам. Героев можно комбинировать и, собрав достаточную коллекцию, отыграть десятки разных сказок. Ко всему прочему, такие пальчиковые куклы способны сами устойчиво стоять на столе или полочке. Так что мини-театр может быть в последствии уже не обязательно пальчиковым.

Инсценировки пальчикового театра создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, дети чувствуют более себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью пальчикового театра вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с героями пальчикового театра позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

Литература:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4. — С. 34–36.
  2. Алексеева, М.М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — Москва: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.. Антипина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.
  4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. — Москва: Просвещение, 1991. — 127 с.
  5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] / О. А. Белобрыкина. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  6. Бондаренко, Л. Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Бондаренко // Логопед. — 2008. — № 1. — С. 33–40.
  7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — Москва: Просвещение, 1981. — 256 с.
  8. Бурдышева, Т. Ю. Пальчиковые игры. От 3 до 7 [Текст] / Т. Ю. Бурдышева. — Москва: ИЦ КАРАРУЗ, 2006. — 88 с.
  9. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. — 2004. — № 1. — С.34–40.
  10. Войдинова, Н. М. Куклы в доме [Текст] / Н. М. Войдинова. — Москва: Просвещение, 1998. — 110 с.
  11. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. — Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. — Москва: Академия, 2002. — 256 с.
  12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте — психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е издание [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1991. — 431 с.
  13. Гвоздев, А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка [Текст] / А. Н. Гвоздев // Детская речь: Хрестоматия. Ч.III. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 399 с.
  14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. — Москва: Русский язык, 1985. — 180 с.
  15. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие / Н. С. Жукова. — Москва: Соц.- полит, журн., 2000. — 110 с.
  16. Еремина, В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами [Текст] / В. Н. Еремина // Дефектология. — № 5. — 2002. — С. 73–75.
  17. Климченко, Т. Играем в театр кукол [Текст] / Т. Климченко // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. — С. 34–36.
  18. Красильникова, Н. А. Пальчиковые игры для детей. Веселое путешествие [Текст] / Н. А. Красильникова / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 5. — С. 50.
  19. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (для детей 4–7 лет) [Текст] / О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Литера, 2008.- 33с.
  20. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст] / Э. В. Кузнецова. — Москва: Просвещение, 1982. — 280 с.
  21. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка — дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно — творческого. В мире прекрасного [Текст] / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.- Москва: Владос, 2004.- 368 с.
  22. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
  23. Леонтьев, А. А. Деятельность и общение [Текст] / А. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1979. — № 1. — С. 90–94.
  24. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. соч. в 2- х тт. Т. 2 [Текст] / А. Н. Леонтьев. — Москва: Наука, 1989. — С. 303- 323.
  25. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст] / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2000. — 192 с.
  26. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Под ред. Е. Д. Хомской. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 340 с.
  27. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Маханева. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — С.9–16,76–121.
  28. Медова Н. А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром [Текст] / Н. А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 3. — С. 22–25.
  29. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для дошкольников дошкол. пед. уч- щ. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А.Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. — Москва: Просвещение, 1984. — 240 с.
  30. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения [Текст] / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 10. — С. 22–24.
  31. Моторина, Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н. Н. Моторина. — Режим доступа: http://www.logoped- sfera.ru/formirovanie- predmetnogo- slovarya- u- detej- s- obshhim- nedorazvitiem- rechi.html. — Загл. с экрана.
  32. Нищева, Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно- методическое пособие-конспект / Н. В. Нищеева. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. — 47 c.
  33. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Под ред. Е. Ф. Соботович. — Москва: Классикс стиль, 2003. — С. 40- 50.
  34. Рогожникова, М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры — сказки [Текст] / М. В. Рогожникова / / Логопед. — 2008. — № 2.- С 66–73.
  35. Рузина, М.С., Афонькина, С. Ю. Страна пальчиковых игр [Текст] / М. С. Рузина, С. Ю. Афонькина. — Санкт-Петербург: Кристалл, 1997. — 145 с.
  36. Самотик, Л. Г. Лексика современного русского литературного языка [Текст] / Л. Г. Самотик. — Москва: Флинта, 2012. — 510 с.
  37. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия [Текст] / Н. А. Седых. — Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. — 279 с.
  38. Спирова, Л. Ф. Развитие лексической системы языка у детей с общим недоразвитием речи // Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. — Москва: Просвещение, 1980. — 211 с.
  39. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой. — Москва: Наука, 1982. — 118 с.
  40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. — Москва: Просвещение, 1981. — 111 с.
  41. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. — Москва: Просвещение, 1984. — 240 с.
  42. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Фесюкова. — Харьков: Фолио, 1996. — 464 с.
  43. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О. Ю. Филимонова.- Санкт-Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. — 128 с.
  44. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 4- е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2007. — 224 с.
  45. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. — Нижний Новгород: Флокс, 1995. — 32 с.
  46. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников [Текст] / Э. Г. Чурилова. — Москва: Владос, 2011. — 160 с.
  47. Шевченко, И. Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников [Текст] / И. Н. Шевченко // Логопед. — 2011.- № 1. — С.45–59.
  48. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет [Текст] / А. В. Щеткин. — Москва: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, пальчикового театра, общим недоразвитием речи, словарного запаса, старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, детей дошкольного возраста, Методика развития речи, речи детей, развития речи детей, недоразвития речи, словарного запаса детей, активизации словарного запаса, общего недоразвития речи, речи детей дошкольного, запаса детей старшего, Активизация словарного запаса, детьми дошкольного возраста, грамматического строя речи, личного словарного запаса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос