Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 12.02.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Шиленко Г. К. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 857-858. — URL https://moluch.ru/archive/108/25766/ (дата обращения: 16.07.2018).



 

Игра является ведущей деятельностью ребёнка. У детей с недоразвитием речи игра носит стереотипный характер. Игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей эмоциональной окраски. Это вызвано не только биологическими факторами, но и низкой познавательной активностью, недостаточным жизненным опытом, отсутствием воображения. Для преодоления этих проблем и достижение лучших результатов в коррекции речи, особое внимание следует уделить театральной деятельности.

Большое значение в развитии театральных игр имеет создание предметно — развивающей среды: произведения народного фольклора, персонажи — куклы, иллюстрации к потешкам, костюмы для театрализации.

Фольклорные произведения доступны детям и способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения. На занятиях и в свободное время можно использовать потешки, прибаутки для составления описательных рассказов: «Моя любимая игрушка», «Опиши, расскажи», для формирования фонетического восприятия игра «Закончи потешку».

Театральные игры очень любимы детьми. Для них это не только игра, но интересный, творческий труд. Совместная работа с детьми позволила придумать пальчиковые игры, которые, как известно, способствуют развитию речевых центров мозга.

Игра «Пальчики и ручки». (Автор Шиленко Г. К.)

  1.              «Здравствуйте!» — Солнце встало:

«Здравствуйте!» — всем сказало.

(прикосновение ладоней друг другу)

  1.              «Дом» — дом лучами освещён,

очень радостно нам в нём!

(соединить ладони в виде крыши)

  1.              «Ёж» — ёжик к дому подбежал
  2.              молока ему я дал.

(соединить пальцы правой и

левой руки крест — накрест)

  1.              «Черепаха» — ха-ха-ха — к нам ползёт черепаха!

(соединить первые фаланги правой и левой руки в виде панциря)

  1.              «Веселимся» — мы весело играем и поём,

мы весело все вокруг живём!

(хлопать в ладоши)

  1.              «Сон» — будем мы тихонько спать

и друг другу не мешать.

(приложить ладони к щеке)

Стихотворение-игра «Солнышко». (Автор Шиленко Г. К.)

Солнышко, проснись,

Поскорее улыбнись!

Улыбнись Аришке,

Чтоб она читала книжки.

Улыбнись Наташе,

Чтоб она доела кашу.

Улыбнись Кириллке,

Чтобы спать не мешал Данилке.

Улыбнись милой мамочке,

Чтобы на щёчках ее

Появились ямочки.

Используя небольшие сказки «Тили-бом», «Серенький козлик», «Коза-дереза», которые передают несложный сюжет и разрешение конфликта, можно улучшить память, внимание, что важно для развития ребёнка.

Языковые средства: звукоподражание, метафоры, сравнения, развивают фонематическое восприятие, способствуют развитию просодики: ритма, темпа, выразительности и грамматического строя речи.

Дети очень любят прибаутки и небылицы. Это маленькие стишки и смешные случаи, над которыми задорно смеются дети, перевоплощаясь в своих героев. Они не хотят быть лентяями, как Тит, который не хочет «молотить», нескладёхами, как Акуля, которая «шьёт не оттуля».

Случай в рассказе А.Толстого «Козлики» научит детей быть терпеливыми, преодолевать упрямство, уважать мнение других.

Стихотворение «Упрямые козлики» (Автор Шиленко Г. К.)

(по рассказу А.Толстого)

Два козлика упрямых

Пошли на речку погулять.

Попрыгать, побегать,

И травку пощипать.

Один хотел на левый,

Другой на правый берег шёл,

Якобы там гуще репейник зелёный расцвёл.

Они бы трудный путь преодолели бы давно,

Но через речку лежало круглое бревно.

— Я — первый!

— Нет, ты второй!

Бодались козлики,

И считали всё игрой.

И оказались в речке

Упрямых два козла.

«Ха — ха!» — смеялись весело овечки.

«Вот до чего упрямость довела!»

Кто первый, кто второй,

Не надо выяснять,

А нужно дорогу друг другу уступать.

Таким образом, театрализованные игры воспитывают нравственные привычки и формируют положительные качества характера.

Интересную работу детской души представляет инсценирование сказок. Дети быстро запоминают слова персонажей,

часто импровизируют самостоятельно. Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать

новые слова, пословицы и поговорки. Русские пословицы помогают объяснить скрытый смысл в сказке.

«Колобок» — «На языке медок, да на сердце — ледок».

«Теремок» — «Легко взято, легко и потеряно».

«Заюшкина избушка» — «На чужой каравай — рот не разевай».

«Крошечка-Хаврошечка» — «Кто добро творит, того Бог благословит».

Занятия детей в кукольном театре развивают фантазию, память, мышление, артистические способности. Но сочувствуя отрицательным героям, дети хотят, чтобы они изменились: ленивая Стрекоза перезимовала бы у Муравья,

Волк обманул бы Лису и наелся досыта рыбы, Снегурочка бы не растаяла.

Итак, театрализованные игры:

          способствуют развитию и обогащению родного языка, постижению душевной красоты;

          формируют понятия о законах мироздания: о происхождении человека, о смысле жизни, о честности, справедливости;

          развивают детское творчество, фантазию, память, мышление, артистические способности, помогают разрешать жизненные ситуации, осознавать причинно-следственные связи;

          воспитывают положительные эмоции: радость, любовь, сострадание, жалость, любовь к родному дому;

          укрепляют и развивают традиции русской культуры и воспитывают маленького гражданина.

 

Литература:

 

  1. Андрианова-Голицина И. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Театр. М. 2000г.
  2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М. Высшая школа. 2001г.
  3. Калинина Г. Давай устроим театр! М. Яуза. Пресс. 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, левая рука, друг.


Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты. Могу почитать, Раскрываем ладони «книжечкой».

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

ребенок, фигура, геометрическая фигура, квадрат, куб, предмет, игра, ознакомление детей, правая рука, левая рука.

Использование дидактических игр как средства развития...

Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

3) Передавать ножницы друг другу кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 3. Физическая минутка. — А сейчас немножко отдохнем, вспомнив игру с

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая рука, Лисенок, волчонок, правая рука, Ребенок, яблоко...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку — белобока, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как

5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными...

Начинаем знакомить их друг с другом. − 1 игра «Как тебя зовут?» Дети стоят в кругу.

Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена, и наоборот. − 14 игра «Тишина».

Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком

ребенок, игра, взрослый, левая рука, предмет, содержание, действие, любимый вид деятельности, схема.

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ход игры: По хлопку педагога дети двигаются по залу, не сталкиваясь друг с другом, стараясь заполнять пустое место. КАКТУС ИИВА.

Определенные части тела -(правая рука, левая нога …) соответствующие части тела напрягаются, дети превращаются в ледяную скульптуру...

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений у дошкольников...

Ход игры: Дети садятся так, чтобы не мешать друг другу и чтобы педагог всех видел.

Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где — левая». При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и...

Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение...

Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга: «Догонялки», «Ловишки», «Салки»; игры с прыганием и лазанием по деревьям

Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, игрок, ребенок, колечко, содержание игры, ладонь соседа, правая рука, левая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников

Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты. Могу почитать, Раскрываем ладони «книжечкой».

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей...

ребенок, фигура, геометрическая фигура, квадрат, куб, предмет, игра, ознакомление детей, правая рука, левая рука.

Использование дидактических игр как средства развития...

Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному.

Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

3) Передавать ножницы друг другу кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. 3. Физическая минутка. — А сейчас немножко отдохнем, вспомнив игру с

Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, левая рука, Лисенок, волчонок, правая рука, Ребенок, яблоко...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку — белобока, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как

5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными...

Начинаем знакомить их друг с другом. − 1 игра «Как тебя зовут?» Дети стоят в кругу.

Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена, и наоборот. − 14 игра «Тишина».

Игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком

ребенок, игра, взрослый, левая рука, предмет, содержание, действие, любимый вид деятельности, схема.

Методическая разработка «Специальные театрализованные игры»

Ход игры: По хлопку педагога дети двигаются по залу, не сталкиваясь друг с другом, стараясь заполнять пустое место. КАКТУС ИИВА.

Определенные части тела -(правая рука, левая нога …) соответствующие части тела напрягаются, дети превращаются в ледяную скульптуру...

Фоpмиpование пpостpанственных пpедставлений у дошкольников...

Ход игры: Дети садятся так, чтобы не мешать друг другу и чтобы педагог всех видел.

Давай все-таки определим точно, где у тебя правая рука, а где — левая». При допущении ошибок и неуверенности в правильности своего выполнения дети обычно оглядываются на соседей и...

Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение...

Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга: «Догонялки», «Ловишки», «Салки»; игры с прыганием и лазанием по деревьям

Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, игрок, ребенок, колечко, содержание игры, ладонь соседа, правая рука, левая...

Задать вопрос