Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 29.01.2018

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Никифорова А. В. Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 207-210. — URL https://moluch.ru/archive/190/48096/ (дата обращения: 23.02.2019).



Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. Это порождает трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Как следствие, у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости.

Проблема снижения речевой активности детей, подтолкнула меня к поиску способов решения выхода из данной ситуации. Поэтому в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, использую сочетание различных способов обучения с привлечением дополнительных источников положительной мотивации. Использование разнообразных мотивов в работе с дошкольниками возможно только в игре, в том числе через организацию театрализованных игр. С помощью театрализованных игр, побуждаю ребенка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному, что способствует ускорению введения исправленного звука в повседневную речь, а также развивает природные речевые возможности и способности ребенка.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны речи, поэтому использую метод сенсорной интеграции, позволяющий решить следующие задачи:

– совершенствование общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторики;

– развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия;

– развитие высших психических функций, коррекция эмоционально-волевой сферы;

– совершенствование игровой, предметно-практической деятельности.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Что послужило основанием для разработки образовательного проекта «Мы-юные актёры».

Цель данного проекта: создать условия для формирования навыков связной речи и коррекции речевых нарушений у детей с ОНР через театрализованную деятельность. Работа над реализацией проекта проходила в несколько этапов:

1 этап — подготовительный: «Что такое театр?»

2 этап — основной: «В мире удивительных эмоций!»; «Ложка в ладошке»; 3 этап — заключительный: «Театрализованное представление».

Есть вещи, предметы, которые не устареют, будут на все времена, к ним относится обыкновенная кукла. Куклы окружают нас давно, с их помощью можно решить самые разнообразные проблемы, в том числе нравственные. Концентрируя на себе внимание, куклы выступают в роли собеседника, побуждают детей к общению друг с другом, тем самым предоставляет возможность почувствовать себя раскованно.

На этапе проекта: «Ложка в ладошке», я предлагаю детям деревянную ложку и огромный выбор различных материалов (одежда, головные уборы, аксессуары, части лица, выражающие различную мимику), где они самостоятельно по-своему желанию, ощущению, воображению создают образ ложковой куклы.

Если раньше, чтобы сказать о герое дети пользовались словами: «плохой –хороший», то при самостоятельном создании образа, всё чаще проговаривают слова: «смешной, ворчливый, забавный, сердитый, хмурый, злой, смелый…»

Таким образом, театрализованные игры с «Ложковым театром» являются эффективным средством в подготовке детей к этапу «Театрализованное представление».

Конспект организованной образовательной деятельности из серии занятий «Ложка владошке».

Занятие разработано с использованием игровой технологии и метода сенсорной интеграции.

Авторская новизна заключается, в использовании игровых технологий для проведения логоритмических, лексико-грамматических упражнений с опорой на сенсорно-интегративный метод.

Практическая значимость в том, что применение в работе инновационных педагогических технологий, таких как игровые технологии и нетрадиционных методов логопедической работы, а в частности сенсорно-интегративного метода повышает мотивацию и интерес детей к занятиям, и способствует более успешному усвоению программы и коррекции недостатков речи.

Используемые методы и приемы подобраны с учетом ведущих видов детской деятельности. Создание мотивации общения в совместной творческой деятельности ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Цель: Создание условий для активизации речевой деятельности дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, развития фонематического восприятия и анализа собственных кинестетических ощущений, уточнение и расширение словаря, формирование грамматического строя речи и связного высказывания.

Категория детей: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 2-го года обучения 6–7/8 лет

Оборудование: экран, ноутбуки 2 шт, запись легкой веселой музыки, деревянные ложки, лэпбук «Ложковый театр своими руками».

Предварительная работа: Беседа о видах театра, рассматривание иллюстраций театральных атрибутов, просмотр презентации «Добро пожаловать в театр», чтение русских народных сказок.

Ход занятия

1 этап: Вводная часть

Методы иприемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников.

Планируемые результаты

Организационный метод:

Приветствие

Прием мобилизации внимания путем использования загадки

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на парад театральных кукол. А где же куклы? Как нет?

Вот же приглашение.

Что же делать?

А может что-нибудь придумаем?

— Я совсем забыла, в гости не ходят без подарков, вот и я вам приготовила подарок.

А какой узнаете, отгадав загадку:

Соберёмся за столом

Ждут нас каша, суп, окрошка

А поможет есть их….

— Правильно, держите свой подарок! Присаживайтесь на стульчики.

Прослушивают загадку и отгадывают (ложка)

Дети рассаживаются на стулья

2 этап: Основная часть

Словесно-наглядный метод

Прием рассматривания и беседа о ложке.

Сенсорно-интегративный метод с использованием

приема передачи темпоритмического рисунка слова

Прием фантазирования

Прием создания ситуации занимательности

Словесно-наглядный метод

Просматривание и беседа.

Двигательная деятельность

Прием создания ситуации занимательности

Продуктивная деятельность.

Метод моделирования и конструирования.

Изготовление ложковой куклы

— Что это? Из чего сделана ложка? — Какая это ложка? Какая она на ощупь?

— Как мы можем использовать ложку?

Предлагаю попробовать поиграть на ложках.

— На что она похожа?

— Ребята, так хочется увидеть парад кукол, а их нет!

— А где мы можем встретить театральных кукол? (Но, я ещё знаю, такое замечательное место, где можно встретить куклу).

Приглашаю вас на видеоэкскурсию в настоящий театр, а ваши подарки возьмём с собой? Нам понадобятся билеты. Держите.

Пройдите за тот стол, где лежит билет того же цвета, что у вас в руках.

У каждой команды своя видеоэкскурсия, нажимая на кнопку просмотрите внимательно, запомните и по сигналу подойдите ко мне.

О чём была ваша видеоэкскурсия? Какие виды театра вы видели, расскажите друг другу.

— Что нам понадобится, чтобы из ложки сделать куклу?

Физминутка.

Предлагаю отправиться в творческую мастерскую, где есть всё необходимое! Тогда отправляемся! (Звучит музыка, выполняем движения под музыку).

— А это что? Костюмерная. — Посмотрите, что у нас здесь есть? (подбор обобщающих слов).

— Какая одежда? Головные уборы?

— Какое настроение выражают эти части лица?

Выбирайте себе одежду, подходящий головной убор, части лица, присаживайтесь и приступайте к работе!

Одежду мы на куклу (надеваем)

Головные уборы примеряем, надеваем.

Какая ваша кукла может быть по настроению? Выберите глаза, рот, которые выражают это настроение.

Педагог сопровождает процесс изготовления кукол пояснениями, помогает в случае затруднений, продолжает работу по активизации словаря в непринужденной творческой обстановке.

Попробуем придумать своим куклам имена!

Вот какой у нас получился театр из ложек. Значит театр какой?

— А сейчас мы можем провести парад кукол!!! Значит, я не зря пришла?

- из дерева -деревянная,

—гладкая, твердая. легкая

—чтобы есть, мешать, перемешивать, размешивать, переливать, отстучать..

Дети отстукивают темпоритмический рисунок слова «лож-ка в ла-дош-ке»

—на поварешку,

— на лопатку,

— на лодочку,…

на голову

(Куклу)

Магазине, дома, ….. театре.

Дети откликаются на предложение педагога и рассаживаются за соответствующими столами.

Дети высказываются об увиденном.

Одежда, части лица, головные уборы….

Дети выполняют движения по музыку.

Введение нового понятия «костюмерная»

рассуждают о том, что видят (кукольную одежду, головные уборы, части лица)

(одежда- маленькая, нарядная, новая, красивая, кукольная;)

Дети отвечая на вопросы педагога упражняются в словообразовании, подбирают слова-признаки к заданному объекту

Самостоятельная творческая деятельность детей

— Ложковый театр.

Планируемый результат

Способность к проявлению инициативы и принятия собственного решения

Речевая активность детей

3 этап: заключительная часть

Метод повышения эмоциональной активности

Представление результата продуктивной деятельности

Метод сравнения

Рефлексия.

Мы можем нашу костюмерную использовать как ширму.

Внимание! Внимание! Парад открывается!

— Представьтесь, пожалуйста, как зовут вашу куклу? А какое настроение у вашей куклы?....

— Чем куклы похожи? Чем отличаются?

— В каких сказках можно встретить вашу куклу?

— Спасибо, ребята, я так рада, что парад кукол состоялся!

— Ребята, как вы думаете, а нам ещё смогут пригодиться наши ложковые куклы?

К спектаклю нужно подготовиться!

— В самом начале нашей встречи, я вам подарила ложки, а от вас хочу в подарок смайлик с вашим настроением.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_1.png

Дети рассказывают о своих ложковых куклах, какие они, как их зовут, какие они по настроению, характеру

Планируемый результат

Формирование навыков словесного оценивания своей деятельности.

Развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования.

Таким образом, данный образовательный проект по коррекции речевых нарушений позволяет эффективно решать большой объём задач коррекционно-педагогической и воспитательной работы.

В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты.

Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи.

Данная работа способствовала полноценному развитию всех сторон речи: диалогической и монологической. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, это поможет ребенку стать общительным, преодолеть застенчивость, у него разовьётся уверенность в своих силах. А значит, будет способствовать успешному обучению в школе.

Литература:

  1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -Москва: ТЦ «Сфера», 2003.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — Москва: «Просвещение», 1991.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- Москва: «Аркти»,2002- 144с.
  4. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. -Москва: «Вако», 2007.
  5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. -Москва: Издательство «Мозаика-синтез», 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, часть лица, ложок, кукла, парад кукол, ваша кукла, этап, Ложковый театр, ложковая кукла, какое настроение.


Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Каждое занятие может начаться с любой части, будь-то: попевка, пальчиковая игра, слушание, музыкально-ритмическое движение, звучащие жесты, игра на ложках. Всё зависит от детей, с каким настроением они пришли на занятие, и какая цель поставлена на занятии.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Родители рассказывают и показывают сказку куклами, изготовленными на основе деревянных ложек, часть детей озвучивают сказку игрой на ложках, шумовых и музыкальных инструментах, остальные – выполняют изобразительные ритмические движения (скачет Заяц...

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Их готовили из поставленных крест-накрест деревянных палок, из отрезков карпета, кожи или из соломы, иногда наряжались ложка или половник.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки.

Кукла в ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

4. Кукла — третье лицо, предмет разговора. Игровые задания могут быть такими: «Ваша кукла плохо учится (не помогает по хозяйству), скажите об этом учительнице куклы, попросите у нее совета, как следует поступить».

Театрализованная деятельность как средство развития творческих...

В ходе беседы рассказали дошкольникам о видах театров, что существует театр марионеток, театр би-ба-бо, театр кукол на гапите. Выделили настольный театр, теневой, театр ложек и пр. Пояснили, что актерами могут быть куклы, а могут быть и сами дети.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Народные куклы являются частью традиционной культуры.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой), театр ложек и пр.

Ведь робкому ребенку легче выразить свои эмоции от лица куклы, чем что-то сказать от своего лица.

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Приобщение детей дошкольного возраста к игре на деревянных...

Каждое занятие может начаться с любой части, будь-то: попевка, пальчиковая игра, слушание, музыкально-ритмическое движение, звучащие жесты, игра на ложках. Всё зависит от детей, с каким настроением они пришли на занятие, и какая цель поставлена на занятии.

Приобщение детей к истокам русского народного творчества...

Родители рассказывают и показывают сказку куклами, изготовленными на основе деревянных ложек, часть детей озвучивают сказку игрой на ложках, шумовых и музыкальных инструментах, остальные – выполняют изобразительные ритмические движения (скачет Заяц...

Расширение представления об обрядах (на примере кукол)

Их готовили из поставленных крест-накрест деревянных палок, из отрезков карпета, кожи или из соломы, иногда наряжались ложка или половник.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях в детском театре кукол.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

Назначение: Игровая кукла для ребёнка, оберег, подарок своими руками, украшение любимого уголка в доме.

К различным событиям, например, как новый урожай, уход зимы, другим жизненно важным этапам года делались обрядовые куколки.

Кукла в ролевой игре | Статья в журнале «Молодой ученый»

4. Кукла — третье лицо, предмет разговора. Игровые задания могут быть такими: «Ваша кукла плохо учится (не помогает по хозяйству), скажите об этом учительнице куклы, попросите у нее совета, как следует поступить».

Театрализованная деятельность как средство развития творческих...

В ходе беседы рассказали дошкольникам о видах театров, что существует театр марионеток, театр би-ба-бо, театр кукол на гапите. Выделили настольный театр, теневой, театр ложек и пр. Пояснили, что актерами могут быть куклы, а могут быть и сами дети.

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Народные куклы являются частью традиционной культуры.

Психогимнастика «Улыбнись, кукла» (создание мимических выражений лица).

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года — и с ширмой), театр ложек и пр.

Ведь робкому ребенку легче выразить свои эмоции от лица куклы, чем что-то сказать от своего лица.

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла...

Задать вопрос