В статье рассматривается вопрос актуальности аудита в коммерческих банках с базовой лицензией.
Ключевые слова: базовая лицензия, коммерческий банк, обязательный аудит, универсальная лицензия, Банк России.
Деятельность коммерческих банков представляет особый интерес для широкого круга лиц: акционеры, инвесторы, клиенты, государственные службы. При этом наиболее заинтересованным лицом можно отметить Центральный Банк Российской Федерации. По его инициативе проводится постоянный финансовый контроль за деятельностью всех действующих в стране коммерческих банков. Такая форма контроля необходима для своевременного выявления проблем в деятельности того или иного коммерческого банка, а также для проверки достоверности отчетности. В связи с этим каждый коммерческий банк в России обязан каждый год проходить процедуру аудита.
Аудит — это деятельность по проведению проверки финансовой отчетности и данных учета организации, по итогам которой аудитор выражает обоснованное мнение о достоверности отчетности в форме письменного аудиторского заключения. Результаты аудиторской проверки позволяют всем заинтересованным лицам ознакомиться с текущим положением компании и по его итогам принять то или иное коммерческое решение.
1 июня 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 года N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому нормативно-правовому акту с января 2018 года все коммерческие банки, действующие в стране, будут поделены на банки с универсальной лицензией (к ним также относятся системно значимые банки) и банки с базовой лицензией. Данный законопроект направлен на создание регулятивного баланса банков с разными объемами и характерами операций.
Банки с универсальной лицензией смогут осуществлять полный спектр банковских операций и должны будут соблюдать полный перечень нормативных требований. К кредитным организациям с базовой лицензией будет применяться упрощенное регулирование, они не смогут проводить операции с иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с иностранными физическими лицами.
После принятия закона незамедлительно возникла инициатива освободить банки с базовой лицензией от ведения отчетности по стандартам МСФО и обязательного аудита. Данная инициатива была предложена Председателем комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым и в данный момент ведется активная работа над подготовкой нового законопроекта [3]. Ранее первый зампредседателя Банка России Дмитрий Тулин сообщил, что Центробанк готов поддержать освобождение банков с базовой лицензией от составления отчетности по МСФО в случае соответствующей законодательной инициативы со стороны депутатов Госдумы [4].
Считаем, что данная инициатива позволит банкам с базовой лицензией упростить процесс ведения отчетности, так как объем операций будет существенно ниже, чем до принятия нововведений. Однако считаем, что в случае освобождения коммерческих банков с базовой лицензией от обязательного аудита может привести к проблеме сокрытия информации.
Эта проблема связана с тем, что банки с базовой лицензией будут отчитываться только по 5 обязательным нормативам: 2 норматива достаточности капитала (совокупного и основного), текущей ликвидности и 2 норматива концентрации кредитного риска [2]. По нашему мнению, этого недостаточно, и данная ситуация способна привести к выявлению фактов недостоверности предоставляемой отчетности. Также считаем, что в необходимых случаях (например, расследование уголовных дел) сотрудники силовых ведомств могут столкнуться с проблемой получения точной и достоверной информации.
Помимо прочего уверены, что отсутствие проводимого аудита позволит собственникам коммерческого банка и другим заинтересованным лицам проводить различного рода «серые схемы». Данные ситуации способны привести к тому, что из банка могут быть выведены средства физических и юридических лиц. Все это приведет к утрате банком своих клиентов, потере деловой репутации и применению различного рода санкционных мер Банком России вплоть до отзыва лицензии и заведению уголовных дел. Всё это дестабилизирует банковскую систему и вынуждает Центральный Банк избавляться от «слабых» участников рынка.
В коммерческих банках вопрос проведения аудита стоит наиболее остро, так как банки в своей деятельности используют ресурсы своих клиентов. Это значит, что возникает необходимость строгой отчетности не только перед собственниками банка, но и перед его клиентами. Именно поэтому считаем, что нет необходимости освобождать банки с базовой лицензией от процедуры обязательного аудита, который способствует своевременному выявлению тех или иных возможных проблем в деятельности и их скорейшему решению.
Литература:
- Федеральный закон от 1 мая 2017 года N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс»;
- Развитие пропорционального регулирования банковского сектора в Российской Федерации — Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Банк России, август 2017;
3. Банки с базовой лицензией могут освободить от отчетности по МСФО и обязательного аудита — Аксаков // ТАСС Информационное агентство России — URL — http://tass.ru/ekonomika/4276126 (дата обращения 10.04.2018);
4. Официальный сайт Банка России // URL — http://www.cbr.ru/ (дата обращения апрель 2018).