О стоимостных критериях обязательного аудита в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 11.07.2020

Статья просмотрена: 90 раз

Библиографическое описание:

Жиганов, Ю. Н. О стоимостных критериях обязательного аудита в России / Ю. Н. Жиганов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72548/ (дата обращения: 19.11.2024).



Развитие аудита в современной России началось в 90-х годах прошлого века. Первым нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность, был Указ Президента от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», согласно которому были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ были утверждены Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Они являлись основным регулирующим документом до 2001 года, когда был принят Закон об аудиторской деятельности. Практически в одно время с Законом был принят ряд Постановлений правительства, которые регламентировали отдельные стороны аудиторской деятельности.

Толчком к достаточно динамичному развитию аудита в 90-х годах стало принятие Постановления Правительства РФ от 07.12.1994 № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». Кроме стоимостных критериев по выручке и активам были установлены отраслевые критерии по видам деятельности: банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Функционирование множества коммерческих банков, страховых компаний, бирж и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодно аудит, объективно привело к необходимости формирования широкой сети аудиторских организаций.

К сожалению, несмотря на значительный период времени развития аудита в России, стабильности в регулировании аудиторской деятельности до сих пор не достигнуто.

Очередным дестабилизирующим фактором развития аудиторской профессии стал законопроект № 975888–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (в части освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства)», внесенный 19 июня 2020 года в Государственную Думу ФС РФ [1].

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) обязательный аудит в настоящее время проводится в случаях если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей [2].

Указанные критерии по выручке 400 миллионов рублей или сумме активов 60 миллионов рублей. действуют с 01.01.2011 на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Законопроектом № 975888–7 предлагается повысить финансовые критерии обязательного аудита, соответственно: по выручке с 400 до 800 млн. рублей; по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн. рублей.

По мнению инициаторов законопроекта, данная мера позволит освободить от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, то есть снизить в отношении них финансовое и административное обременение.

Аудит направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов, то есть относится к инструментам финансового регулирования и имеет публично-правовой характер. Институт независимого аудита — один из важнейших элементов, обеспечивающих стабильность национальной экономики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере экономики.

Федеральным законодательством на участников экономических отношений возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям.

В связи с внесением изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» с 1 января 2020 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности предоставляется в налоговый орган и размещается в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО) [3]. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется в налоговый орган вместе с такой отчетностью.

На основании бухгалтерской отчетности, содержащейся в ГИРБО, субъекты экономической деятельности будут оценивать финансовое состояние организаций, и принимать управленческие решения в отношении ведения бизнеса, в том числе оценивать финансовые, налоговые, кредитные риски своих контрагентов.

Указание в Конституции Российской Федерации на официальный характер бухгалтерского учета предполагает его публичность, а значит, необходимы гарантии, которые позволяли бы в публичных целях обеспечить достоверность информации, что невозможно без соответствующего контроля.

Одной из гарантий обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности является предусмотренный статьей 5 Закона № 307-ФЗ обязательный аудит, который проводится независимыми аудиторскими организациями, уполномоченными законом и не имеющими права заниматься иной деятельностью, помимо аудита и сопутствующих ему услуг.

Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, имеют публично-правовой характер. Осуществляющая проверку аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольной инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера.

По официальным данным Минфина России в 2018 и 2019 гг. доля клиентов аудита с выручкой менее 400 млн. руб. составляла 64 % от общего количества клиентов, с выручкой от 400 млн. руб. до 1 млрд. руб. — 16,8 % [4].

Фактически законопроектом отсечется от обязательного аудита около 80 % клиентов.

Всего количество юридических лиц в РФ по данным Федеральной службы информации по состоянию на 31.12.2018 составляло — 4 098 279, а по состоянию на 31.12.2019–3 739 143 [5]. Количество клиентов, бухгалтерская отчетность которых проаудирована всего в 2018 составило 78 688, в 2019–79 528 [4]. То есть, в 2018 году аудиту было подвергнуто 1,9 % зарегистрированных юридических лиц, и 2,1 % — в 2019 году.

Предложенное законопроектом повышение критериев обязательного аудита освобождает от обязательного аудита множество организаций, и тем самым лишает пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности гарантий, выраженных в аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При невысоком уровне корпоративного управления только аудиторская проверка в большинстве случаев становится механизмом обеспечения прозрачности финансовой отчетности и сдерживающим фактором для менеджмента компаний в отношении искажения отчетности.

В сложной экономической ситуации, вызванной последствиями эпидемии коронавируса, при осуществлении государством мер по поддержке экономики, тем более необходима достоверная информация о финансовом состоянии предприятий и организаций, о способность организаций продолжать деятельность непрерывно, о ликвидности, кредитоспособности и кредитных рисках.

Поскольку на данном этапе развития экономической ситуации трудно предсказать все последствия влияния пандемии, руководству экономических субъектов сложно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности их действительное финансовое положение и финансовые результаты. В данной ситуации именно аудиторское заключение служит источником информации для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и позволяет им принимать обоснованные решения, способствует сокращению рисков предпринимательской деятельности и стабильности экономики в целом.

Малые аудиторские организации представляют собой 91,0 % в общем количестве аудиторских организаций (на 29 июня с. г. в Реестре СРО ААС 3504 организации), 68 % в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций. Малыми аудиторскими организации проаудирована отчетность 38,8 % общественно значимых организаций. Доля в общем объеме оказанных услуг составляет 21,8 %, доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита общественно значимых организаций — 4,1 %.

Рынок аудиторских услуг Российской Федерации сконцентрирован в Москве. Аудиторские организации Москвы составляют 33,9 % в общем количестве аудиторских организаций и 30 % в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности общественно значимых организаций.

Доли организаций Москвы в объеме оказанных услуг равны или превышают 75 %:

− доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита — 76,9 %;

− доля в объеме оказанных услуг по проведению обязательного аудита — 75 %;

− доля в объеме оказанных услуг по проведению инициативного аудита — 90,8 %;

− доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита общественно значимых организаций — 95,6 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный законопроект направлен не на снижение нагрузки на субъекты МСБ, а на уничтожение малых аудиторских фирм в регионах!

В отношении критерия 60 млн. руб. стоимости активов стоит признать его неактуальность. В качестве разумного и объективного подхода для обоснования данного показателя можно обратиться к похожему критерию, установленному пп. 16 ст. 346 НК РФ. Указанной нормой установлен порог в 150 млн. руб. стоимости основных средств в целях применения упрощенной системы налогообложения. Следует отметить, что с начала действия нормы в 2002 году лимит составлял 100 млн. руб. Повысил её законодатель в 2016 году до 150 млн. руб., за 14 лет на 50 %.

Законопроектом же предлагается в сравнении с установленными в 2011 году показателями, повысить лимит по активам на 567 %, а лимит по выручке на 100 %.

В связи с вышесказанным, представляется, что внесение изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не имеет весомых оснований и способно принести больший экономический вред, чем та польза, на которую рассчитывают инициаторы законопроекта.

По моему мнению, в настоящее время следует

− сохранить критерий обязательного аудита по объему выручки на существующем уровне «более 400 миллионов рублей»,

− установить критерий по сумме активов бухгалтерского баланса «более 150 миллионов рублей», что предполагает гармонизацию законодательства, так как похожий критерий содержится в статье 346.12 НК РФ, которая содержит условия, при которых налогоплательщики имеют право применять упрощенную систему налогообложения.

Литература:

  1. Законопроект № 975888–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/975888–7 (дата обращения 07.07.2020);
  2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» // СПС КонсультантПлюс;
  3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» // СПС КонсультантПлюс;
  4. https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=130374-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2019_g;
  5. https://xn--h1ari.xn--p1ai/Main/StatisticalInformation.
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, обязательный аудит, Российская Федерация, аудиторское заключение, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, внесение изменений, проведение аудита, публично-правовой характер, РФ.


Задать вопрос