Отзыв лицензий у банков как путь к монополизации банковского сектора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 801 раз

Библиографическое описание:

Голик, Д. В. Отзыв лицензий у банков как путь к монополизации банковского сектора / Д. В. Голик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37483/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье исследуется российская банковская система во главе с Банком России. Акцент сделан на отзыве лицензий у коммерческих банков. Такая политика центрального банка ведет к укреплению позиций банков с государственным участием. Кроме того, обсуждается необходимость санации коммерческих банков или их ликвидации. Также в статье анализируется состояние банковского сектора и перспективы его развития.

Ключевые слова: отзыв лицензий, санация, ликвидация банков, монополизация

Центральный Банк РФ — основной денежно-кредитный институт, от действий которого зависят бюджетная и налоговая политика государства. В условиях экономической напряженности этот орган оказывает решающее воздействие на важнейшие макроэкономические показатели.

Одной из функций ЦБ РФ является выдача и изъятие лицензий у коммерческих банков. В последнее время отзывы лицензий происходят довольно часто. Данная тема является актуальной, потому что такие процессы оказывают влияние на банковскую систему и на обычных россиян, которые связаны с этими банками финансовыми отношениями.

Целью данной работы изучение воздействия подобной меры на банковскую систему. Для ее достижения необходимо выявить причины отзыва лицензий, оценить результаты и предложить варианты для наиболее эффективного взаимодействия ЦБ с коммерческими банками.

Политика ЦБ РФ по отзыву лицензий у частных банков вызывает массу споров. С одной стороны, такая политика осуществляет «оздоровление» банковской сферы, с другой — данную политику называют «зачисткой» мелких банков, имея в виду необоснованный отзыв лицензий. За последние три года ЦБ отозвал более 200 лицензий. Общее количество банков сократилось на четверть. Несмотря на то, что большинство банков не были из числа первых двух сотен, регулярно попадаются и примеры, когда под «зачистку» попадали крупные организации, в которых хранились деньги миллионов россиян. Хотя большинство вкладчиков получили страховку от Агентства по страхованию вкладов (АСВ), у многих появляется вопрос: можно ли обойтись без таких радикальных действий? Ведь страдают крупные вкладчики, которые не получают страховку по своим сбережениям.

Основная причина для решительных действий ЦБ состоит в том, что значительная часть кредитных организаций занимается сомнительными и преступными действиями, такими как манипуляции с отчетностью и незаконный вывод средств из банков. В случаях, когда доказать существование этих операций проблематично, ЦБ запрещает недобросовестным сотрудникам банка работать в этой сфере в течение 5 лет.

Таким образом, постепенно идет процесс монополизации российской банковской системы. За последние 3 года доля пяти крупнейших российских банков в активах всей банковской системы выросла с 51 % до 55 %, а доля всех государственных банков составила на начало 2016 года 61 %. Однако такая ситуация не может устраивать обычных россиян: ставки по депозитам в госбанках на несколько процентов ниже, чем в коммерческих. Поэтому сберечь деньги от потери в крупном банке можно, но от обесценивания — нельзя. С другой стороны, ставки по кредитам (кроме ипотечных) для населения и малых предприятий выше, чем в небольших коммерческих банках [1].

В таблице 1 представлены данные по десяти крупнейшим российским банкам на конец 2016 года.

Таблица 1

10 крупнейших банков России

Место

Банк

Город

Активы, млн.руб.

Изм. за месяц

Изм. с начала года

Доля валютных активов, %

Прибыль, млн.руб.

1

СБЕРБАНК РОССИИ

Москва

23 295 605

-0,3%

-4,7%

28,4%

485 221

2

ВТБ

Санкт-Петербург

9 727 782

-2,9%

0,6%

32,0%

49 421

3

ГАЗПРОМБАНК

Москва

5 320 790

1,7%

0,4%

36,0%

33 910

4

ВТБ 24

Москва

3 252 885

2,3%

7,0%

30,2%

27 910

5

ФК ОТКРЫТИЕ

Москва

3 149 570

-0,8%

2,7%

53,9%

10 730

6

РОССЕЛЬХОЗБАНК

Москва

2 838 759

2,1%

4,7%

19,4%

1 583

7

АЛЬФА-БАНК

Москва

2 306 711

1,5%

-0,9%

47,3%

-6 673

8

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР

Москва

1 996 144

0,3%

21,3%

46,6%

20 337

9

МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК

Москва

1 362 597

4,5%

9,8%

44,0%

5 050

10

ПРОМСВЯЗЬБАНК

Москва

1 331 574

2,2%

1,8%

20,9%

3 282

В связи с этим возникает другая причина отзывов лицензий. Переток вкладов в крупные банки снижает устойчивость остальных. Кроме того, тяжелое положение большинства частных банков сильно усугубляется падением спроса на кредиты. В такой ситуации банкам не на чем зарабатывать, поэтому растет число убыточных организаций. За последний год их число увеличилось с 12 % до 22 %, а общий финансовый результат всей банковской системы (все прибыли минус все убытки) сократился на 22 %.

Однако ЦБ может оказывать помощь различным банкам, переживающим не лучшие времена. Например, каждый проблемный банк из числа крупных проходит процедуру оценки. Для этого ЦБ назначает в него временных управляющих, первая задача которых состоит в том, чтобы выяснить, что лучше — санировать или ликвидировать банк. Если в банке еще остались реальные активы, вероятность санации повышается. В таком случае ЦБ ищет санатора из числа крупнейших банкиров, а АСВ выделяет для этого деньги.

Однако процесс спасения банков очень неудобен и ресурсозатратен для государства. Российские власти в 2013–2015 годах потратили 3,36 трлн руб. на поддержку и «чистку» банковского сектора, подсчитали аналитики международного рейтингового агентства Fitch. Сумма эквивалентна около 4 % ВВП России за 2015 год. Около половины этой суммы ушла на рекапитализацию работающих банков, вторая половина — на спасение обанкротившихся банков и (или) выплаты их вкладчикам [2].

Из общей суммы 830 млрд. руб. — капитал от Агентства страхования вкладов по программе докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ). 880 млрд руб. — капитал от других государственных структур, в основном из Фонда национального благосостояния (ФНБ). 900 млрд. руб. — кредиты от АСВ санируемым банкам на конец прошлого года (большая их часть была выдана в 2013–2015 годах) и 750 млрд. руб. — выплаты АСВ вкладчикам банков с отозванной лицензией в 2013–2015 годах.

Одна из основных проблем банковского сектора, решение которой требует крупных затрат, — это наличие банков со слабым финансовым профилем. По состоянию на конец прошлого года в России насчитывалось более 600 банков. Это много, хотя за два года количество кредитных организаций сократилось почти с тысячи.

Используемые сейчас методы спасения и ликвидации банков несовершенны. Решение о том, спасать или ликвидировать банк, может зависеть от размера банка, уровня проблем и, вероятно, «отношений властей с акционерами и кредиторами банка», отмечает агентство.

«Чистка» и процессы консолидации сектора не затрагивают самые маленькие банки, не входящие в топ-200. Роль этих банков ограничена и не всегда ясна, поясняет агентство: на такие банки приходится всего около 3 % активов сектора. Планируемое повышение размера минимального капитала с 300 млн. руб. до 1 млрд. руб. затронет только федеральные банки (то есть менее 300 банков), что существенно снижает эффективность этой меры [3].

Власти оказывали денежную поддержку, как правило, государственным банкам, которые нуждались в дополнительном капитале из-за слабой прибыльности и большого объема плохих активов, поясняют аналитики Fitch.

Помимо АСВ к спасению банков хотят привлечь и крупных вкладчиков с депозитами более 100 млн. рублей. Согласно процедуре bail-in владельцы крупных депозитов будут вынуждены получить акции банка в обмен на деньги. В случае если банк выживет и заработает, эти акции можно будет продать. Подобная схема применялась на Кипре в 2013 году. В России данный механизм скорее всего будет внедрен во второй половине 2017 года.

Система bail-in поможет сократить затраты налогоплательщиков на поддержку сектора. Банк России также может создать специальный фонд санации банков, который напрямую будет обеспечивать банки капиталом — вместо дешевых кредитов АСВ [4].

В 2016 году ожидается рост розничного кредитования на уровне 3 % (0 % в первом полугодии). Ситуация с розничным кредитованием — один из вызовов для банковского сектора. По мнению аналитиков, оно недостаточно развитое и высокорисковое: банки концентрируются на продуктах с высокими рисками и высокой доходностью. В частности, слабо развита ипотека: она составляет всего 8 % от кредитов сектора, а ее развитие сдерживают высокие ставки и низкая доступность жилья. Кроме того, свыше 55 % розничных кредитов в стране не обеспечены, имеют короткий срок и высокие ставки, поэтому средние платежи по ним очень небольшие по отношению к доходам. Высокие процентные ставки повышают долговую нагрузку, ограничивают спрос и рост кредитования.

В 2016 году также планируется слабый рост корпоративного кредитования — на уровне 5 %. В то же время ожидается 10-процентный рост объема депозитов в связи со значительной рублевой эмиссией ЦБ в рамках финансирования дефицита бюджета.

В первом полугодии рост депозитов составил 4 %. Депозиты росли главным образом в госбанках, что отражает заинтересованность вкладчиков в размещении средств в более надежных банках, так как чистка сектора продолжается. Ввод системы bail-in, который состоится предположительно в 2017 году, может вызвать переток депозитов в более надежные банки, что даст импульс к консолидации сектора, считают аналитики агентства.

Прибыль банковского сектора в 2016 году ожидается на уровне около 300 млрд руб. В январе — июне, по оценке Fitch, основная прибыль банков (чистая прибыль за вычетом полученных дивидендов и результата от признания отложенных налоговых активов/обязательств) составила 163 млрд руб. Прибыль Сбербанка в первом полугодии составила 120 % прибыли сектора, отмечает агентство.

В заключение стоит сказать, что политику ЦБ РФ по спасению банков можно назвать неэффективной. Банк проще ликвидировать, чем спасти. Это приводит к монополизации банковского сектора, где доля государства уже довольно высока. С другой стороны, монополизация банковского сектора позволяет в какой-то степени сделать банковскую систему России более устойчивой к кризисам в условиях существующей экономической напряженности.

Литература:

  1. Россия потратила на «чистку» банковского сектора более 3 трлн. руб. // РБК. URL: http://www.rbc.ru/finances/14/09/2016/57d92d4c9a7947029d835068 (дата обращения: 24.12.2016).
  2. Новостной портал Московский комсомолец. URL: http://www.mk.ru/economics/2016/02/18/banki-rossii-zachistka-ili-ozdorovlenie.html
  3. Bankir.ru — информационное агентство. URL: http://bankir.ru/rating
  4. Банк России. URL: http://www.cbr.ru/dkp
Основные термины (генерируются автоматически): банк, москва, банковский сектор, банковская система, отзыв лицензий, Россия, банк России, конец прошлого, розничное кредитование, российская банковская система.


Похожие статьи

Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность

В статье рассматривается практика финансового оздоровления банковского сектора РФ с применением механизма санации. Санация банков как инструмент государственного регулирования оздоровления кредитных организаций начала использоваться с 2008 года, но ш...

Факторы развития банкротства кредитных организаций

В последнее время наблюдается нестабильность в банковском секторе РФ, поскольку Центробанк проводит «оздоровление» системы, то есть выявление неблагонадежных кредитных учреждений и их ликвидацию либо санацию. В статье изложены основные факторы развит...

Конкурентоспособность АБ «Россия» и его рейтинг среди остальных банков России

В условиях экономической нестабильности для руководителей предприятий, и владельцев фирм важно понимать насколько надежными являются банки в которые размещают накопленные денежные средства собственники финансовых ресурсов. В данной статье раскрыты ос...

Ликвидность банка как предмет банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с изменениями, внесенными в структуру Базель III, которые оказывают влияние на российский банковский сектор, особенно по вопросам, касающимся ликвидности в управлении коммерческим банком. На примере ПАО «Сб...

Влияние COVID-19 на финансовую устойчивость международных банков

В данной статье рассматривается влияние пандемии на состояние международного банковского сектора, в частности на рейтинги, отражающие финансовую устойчивость крупнейших банков. В рамках изучения поставленных вопросов проводится комплексный анализ вли...

Банковские риски как угроза финансовой безопасности страны

Формирование устойчивой, конкурентоспособной противостоять и адаптироваться как к внутренним, так и к внешним угрозам и рискам позволяют делать выводы о стабильности той или иной экономической системы. Рост финансовой нестабильности и снижение инвест...

Банки и офшорный бизнес: проблемы регулирования и контроля трансграничных операций

В данной статье рассматриваются вопросы регулирования и контроля, связанные с трансграничными сделками с участием банков и офшорных хозяйствующих субъектов. С ростом глобализации финансовых рынков офшорные юрисдикции стали привлекательными для междун...

Ликвидация несостоятельных кредитных организаций как процесс укрепления надежности банковской системы

В статье рассмотрены порядок ликвидации кредитной организации при признании её банкротом, процедура конкурсного производства, перечень задач и полномочия конкурсного управляющего. Ликвидация характеризуется как необходимая мера, позволяющая вывести и...

Формирование системы финансовой помощи как одна из перспектив развития денежно-кредитной политики России. Причины уменьшения Резервного фонда Российской Федерации и раскрытие проблем банковской системы Российской Федерации

В данной статье рассмотрены ключевые проблемы уменьшения резервного фонда России за последние несколько лет, так же проблемы банковской системы в Российской Федерации, которые связаны с кризисом в экономике. В связи с этим будут рассмотрены перспекти...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Похожие статьи

Практика санации кредитных организаций в РФ и ее эффективность

В статье рассматривается практика финансового оздоровления банковского сектора РФ с применением механизма санации. Санация банков как инструмент государственного регулирования оздоровления кредитных организаций начала использоваться с 2008 года, но ш...

Факторы развития банкротства кредитных организаций

В последнее время наблюдается нестабильность в банковском секторе РФ, поскольку Центробанк проводит «оздоровление» системы, то есть выявление неблагонадежных кредитных учреждений и их ликвидацию либо санацию. В статье изложены основные факторы развит...

Конкурентоспособность АБ «Россия» и его рейтинг среди остальных банков России

В условиях экономической нестабильности для руководителей предприятий, и владельцев фирм важно понимать насколько надежными являются банки в которые размещают накопленные денежные средства собственники финансовых ресурсов. В данной статье раскрыты ос...

Ликвидность банка как предмет банковского надзора

Статья посвящена актуальной теме, связанной с изменениями, внесенными в структуру Базель III, которые оказывают влияние на российский банковский сектор, особенно по вопросам, касающимся ликвидности в управлении коммерческим банком. На примере ПАО «Сб...

Влияние COVID-19 на финансовую устойчивость международных банков

В данной статье рассматривается влияние пандемии на состояние международного банковского сектора, в частности на рейтинги, отражающие финансовую устойчивость крупнейших банков. В рамках изучения поставленных вопросов проводится комплексный анализ вли...

Банковские риски как угроза финансовой безопасности страны

Формирование устойчивой, конкурентоспособной противостоять и адаптироваться как к внутренним, так и к внешним угрозам и рискам позволяют делать выводы о стабильности той или иной экономической системы. Рост финансовой нестабильности и снижение инвест...

Банки и офшорный бизнес: проблемы регулирования и контроля трансграничных операций

В данной статье рассматриваются вопросы регулирования и контроля, связанные с трансграничными сделками с участием банков и офшорных хозяйствующих субъектов. С ростом глобализации финансовых рынков офшорные юрисдикции стали привлекательными для междун...

Ликвидация несостоятельных кредитных организаций как процесс укрепления надежности банковской системы

В статье рассмотрены порядок ликвидации кредитной организации при признании её банкротом, процедура конкурсного производства, перечень задач и полномочия конкурсного управляющего. Ликвидация характеризуется как необходимая мера, позволяющая вывести и...

Формирование системы финансовой помощи как одна из перспектив развития денежно-кредитной политики России. Причины уменьшения Резервного фонда Российской Федерации и раскрытие проблем банковской системы Российской Федерации

В данной статье рассмотрены ключевые проблемы уменьшения резервного фонда России за последние несколько лет, так же проблемы банковской системы в Российской Федерации, которые связаны с кризисом в экономике. В связи с этим будут рассмотрены перспекти...

Организация внутреннего контроля в коммерческом банке как ключевой фактор его экономической безопасности

В статье рассматривается система внутреннего контроля коммерческого банка и указывается на то, что она выступает инструментом, который направлен на стабильную работу кредитной организации, сокращению рисков и их профилактики, а значит и на укрепление...

Задать вопрос