С 2008 года в России Центральным Банком Российской Федерации было ликвидировано 689 кредитных организаций путём отзыва (аннулирование) лицензий на осуществление банковских операций [3] в соответствии со статьей 20 «Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций» Федерального закона от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018). Одной из причин таких последствий является неумение коммерческих банков грамотно управлять финансовыми рисками.
Под банковским риском понимается присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т. д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т. д.) [2].
Рассмотрим элементарный пример: банком был принят депозит в рублях под проценты, а также выдал кредит в валюте под более высокие проценты. В результате этих двух простых операций банк должен получить чистый процентный доход, однако при этом он принимает на себя набор рисков: что, если депозит извлекут досрочно или заемщик не сможет выплатить долг?
В условиях действующей экономики риски являются неизбежными, так как рынок функционирует в состоянии неопределенности и главной задачей банков становится грамотное управление рисками, то есть умение минимизировать разницу между ожидаемой и реальной прибылью.
На текущий момент каждый банк в Российской Федерации использует систему управления рисками, основанную на требованиях Банка России и рекомендациях Базельского комитета. Этот Комитет по банковскому надзору является основным мировым стандартом пруденциального регулирования банков и служит форумом для регулярного сотрудничества по вопросам банковского надзора. Основан в швейцарском Базеле в 1974 году президентами центральных банков стран «группы десяти» (G10). В комитет входят представители центральных банков крупнейших стран, в качестве наблюдателей в комитете работают представители основных международных финансовых организаций.
Основными документами Базельского комитета считаются:
- «Основные принципы эффективного надзора» (1997 год, пересмотрены в 2006 году);
- Базель-I («Базельское соглашение о капитале. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала») (1988), выпущен после кризиса ссудо-сберегательных учреждений США 1980-х гг. в 1998 г. Суть которого заключается в том, что: капитал банка для регулятивных целей должен быть подразделен на две категории — капитал первого и второго уровня, а все активы банка для регулятивных целей разделяются на 5 групп в зависимости от степени риска.
- Базель II (принят 26 июня 2004 года) разработан после кризиса 1997–1998 гг. в Юго-Восточной Азии и России. Это трёхкомпонентный стандарт, вводящий минимальные требования к капиталу (на основе Базель I), процедуры надзора и рыночную дисциплину;
- Базель III (принят в декабре 2010 года) принят после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. Представляет собой нормативы, усиливающие требования к капиталу и вводящие нормативы требований к ликвидности.
С 1990-х гг. в орбиту Базельского комитета активно вовлекается Банк России, и с тех пор его нормотворческая деятельность в сфере управления рисками, банковского регулирования и надзора всецело проходит в соответствии с принципами и стандартами Базельского комитета.
Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями эмиссии денег и регулирования всей кредитно-банковской системы. На текущий момент действуют отдельные положения Банка России, в которых выделяются следующие виды рисков:
- Кредитный риск (Положение от 6 августа 2015 г. № 483-П)
- Операционный риск (Положение Банка России 03.11.2009 № 346-П)
- Риск потери деловой репутации и правовой риск (Письмо от 30 июня 2005 г. № 92-Т).
- Стратегический риск (Письмо Банка России от 13.09.2005 № 119-Т)
- Риск потери ликвидности (Письмо Банка России от 27.07.2000 № 139-Т)
- Рыночный риск (Положение Банка России от 3.12.2015 г. № 511-П)
- Процентный риск (Письмо Банка России от 2.10.2007 г. № 15–1-3–6/3995)
- Валютный риск (Инструкция Банка России от 15.07.2005 г. № 124-И)
Таким образом, возможно сделать вывод, что управление рисками является обязательной задачей каждого банка, которая регламентирована и находится под регулярным контролем и надзором.
Однако, во время быстрого развития экономики риски не только модифицируются, но и появляются новые. Это означает, что система управления рисками никогда не будет совершенной, и не в силах «обезопасить» банк от всех рисков. То есть стабильность банка зависит только от его умения регулировать риски.
Литература:
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)
- Положение Банка России от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированное в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489 («Вестник Банка России» от 4 февраля 2004 года N 7)
- Сайт Центрального Банка Российской Федерации http://cbr.ru/credit/likvidbase/#SL_3
- Сайт Базельского комитета https://www.bis.org/bcbs/index.htm