В сфере регулирования внешнеторговой деятельности реализует свои полномочия группа органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит регулирование и контроль отдельных вопросов конкуренции. Политика обеспечения конкуренции, правовое регулирование конкуренции и монополии, осуществляемые в рамках и посредством регулирования внешнеторговой деятельности, связаны с проведением таможенно-тарифной политики, введением мер, направленных на защиту от негативного воздействия иностранной конкуренции в отношении отечественных производителей, отечественной экономики, экономических интересов Российской Федерации, в том числе ее экономической безопасности. Среди указанных органов, осуществляющих регулирование и контроль в сфере внешнеэкономических отношений, которые являются также частью конкурентного регулирования, следует назвать прежде всего Президента России, Правительство России, Министерство экономического развития России, ФАС России.
Правительство Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование конкуренции и монополии в пределах своих полномочий, на основе, в соответствии и во исполнение федерального законодательства, соответствующих указов президента России. В ведение Правительства России входит целый ряд федеральных органов исполнительной власти, ответственных за различные направления реализации конкурентной политики, в том числе Минэкономразвития России, ФАС России, Роспатент. При этом в отношении ФАС России Правительство РФ осуществляет непосредственное руководство и контроль.
В целом Правительство России как высший орган исполнительной власти несет ответственность за осуществление руководства деятельностью органов исполнительной власти в целях реализации государственной политики страны в различных сферах своей компетенции, в том числе в сфере экономики, торговли, промышленности, хозяйственной деятельности, включая конкурентные аспекты такой деятельности, является ответственным руководящим органом исполнительной власти по вопросам конкурентной политики России.
Для этих целей Правительство России не только принимает нормативные правовые акты в области конкурентного регулирования и непосредственно руководит подчиненными ему федеральными органами исполнительной власти, в частности ФАС России, но и осуществляет координацию деятельности всех подведомственных ему органов исполнительной власти по вопросам конкурентной политики, заключает от имени России международные межправительственные торговые и иные экономические соглашения, которые могут быть посвящены целиком или в части вопросам международно-правового регулирования конкуренции и монополии.
В целях координации государственной политики между органами исполнительной власти, осуществления межведомственного взаимодействия по различным вопросам государственной политики, входящим в компетенцию Правительства России, Правительством созданы и при Правительстве же действуют различные межведомственные координационные и совещательные органы, в том числе комиссии, комитеты, консультативные советы.
В рамках целого ряда соответствующих координационных и совещательных органов, созданных Правительством России, осуществляется, в частности, координация межведомственного взаимодействия, разработка и реализация согласованной государственной политики по различным направлениям конкурентного направления. К таким координационным и совещательным органам Правительства России относятся:
— Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
— Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию;
— Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности;
— Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития;
— Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике;
— Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства и др.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, поэтому важное значение в развитии правового регулирования государственного антимонопольного контроля играют послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, в которых регулярно поднимаются как вопросы совершенствования контроль-надзорной системы, так и вопросы конкурентоспособности российской экономики, предприятий, товаров, работ и услуг.
Также Президент России согласно ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами уполномочен определять основные направления торговой политики Российской Федерации, порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливать запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях, осуществлять иные полномочия.
Важнейшая роль в регулировании внешнеэкономической деятельности нашей страны отводится Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), которая как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль как внутри страны, так и за ее пределами, а также в целях реализации пункта 5.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями [1].
К целям международной деятельности ФАС России относятся:
— создание равных условий доступа российских компаний на внешние рынки путем совершенствования антимонопольного законодательства РФ, заимствования в международной практике современных форм и методов регулирования, выработки путей взаимодействия в антиконкурентными ведомствами других стран при совместном рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства;
— реализация международных обязательств Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ведомства;
— представление нашей страны по вопросам конкурентной политики в международных организациях и интеграционных группировках (ЕС, АТЭС, ЮНКТАД, МКС, ВТО);
— содействие формированию единых условий конкуренции в государствах-участниках СНГ в целом, а также в рамках ЕАЭС с целью создания общего экономического пространства на территории государств, входящих в данные интеграционные группировки;
— создание условий для расследования случаев недобросовестной деловой практики, имеющих транснациональный характер;
— изучение и внедрение в российскую практику передового зарубежного опыта в области развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, борьбы с недобросовестной конкуренцией, контроля за рекламной деятельностью и государственными закупками;
— адвокатирование конкуренции на международном уровне [2].
ФАС России является активным участником Международной конкурентной сети (МКС) — единственного международного органа, объединяющего государственные ведомства различных стран, и занимающегося исключительно вопросами антимонопольной политики и применения конкурентного права, развития эффективного международного сотрудничества в этой области [3].
Активная деятельность ФАС России по реализации полномочий также прослеживается в многочисленных подписанных и реализованных службой двусторонних соглашениях о сотрудничестве в области конкурентной политики (Китай, Болгария, Польша, Словакия, Корея, Италия, страны СНГ, страны БРИКС и др.).
ФАС России активно сотрудничает с международными организациями и зарубежными ведомствами в области антимонопольной политики, борьбы с недобросовестной конкуренцией и государственного регулирования естественных монополий, в частности, в последнее время:
— ведомством предложена инициатива о создании на площадке ЮНКТАД рабочей группы по борьбе с трансграничными картелями, которая была поддержана многими странами-членами ЮНКТАД [4];
— Антимонопольная служба России на протяжении последних пяти лет активно рассматривает дела о злоупотреблении доминирующим положением на цифровых рынках в отношении крупнейших российских и иностранных компаний (Google, Apple, Microsoft Corporation, Booking, Gett Taxi), обеспечивая условия для конкуренции как на отечественном, так и глобальном IT-рынках [5];
— при активном участии ФАС России ведутся исследования по глобальным продовольственным цепочкам с фокусом на олигополию глобальных зерновых трейдеров, по вопросам конкуренции на цифровых рынках в контексте новых вызовов, которые принесла пандемия, а также продолжается изучение международных фармацевтических рынков: недружественные сделки слияния и поглощения; возможности снижения барьеров входа на рынок для дженериковых препаратов и в целом проблемы повышения доступности лекарств антимонопольными средствами [6].
Министерство экономического развития России как орган, ответственный за регулирование внешнеторговой деятельности, реализует полномочия, связанные с проведением предварительной, подготовительной работы в области международно-правового регулирования экономических отношений с участием России, прямо или косвенно касающихся вопросов международной конкуренции, международно-правового регулирования конкуренции и монополии, в том числе связанной с заключением международных дву- и многосторонних экономических, торговых договоров, с вступлением и участием России в международных организациях, в рамках которых осуществляется международное конкурентное регулирование, в частности в рамках ВТО, СНГ, АТЭС и др.
Также Министерство осуществляет непосредственную подготовку и разработку таможенно-тарифных мер, введение которых в том числе связано с реализацией конкурентной политики России. Разработка указанных таможенно-тарифных мер осуществляется во взаимодействии с ФАС России и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти России.
Таким образом, государственная политика в области антимонопольного регулирования ВЭД направлена на реализацию по обеспечению экономической безопасности страны, политических и экономических интересов и выполнение нашей страной взятых на себя международных обязательств в этой сфере.
Литература:
- Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, в ред. постановления Правительства РФ от 15 мая 2020 г. № 691 [Электронный ресурс] // http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.02.2021).
- Международное сотрудничество // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/tags/121 (дата обращения 19.02.2021).
- Международное сотрудничество // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/tags/121 (дата обращения 19.02.2021).
- Деятельность ФАС России в рамках ЮНКТАД получила высокую оценку со стороны международной конкурентной сети // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/news/30753 (дата обращения 17.02.2021).
- Представители ФАС России приняли участие в сессии Глобального форума по конкуренции ОЭСР // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/news/30963 (дата обращения 17.02.2021).
- Работа Международного центра конкурентного права и политики БРИКС выстраивается по запросам антимонопольных ведомств // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/news/30810 (дата обращения 17.02.2021).
- Деятельность ФАС России в области международного сотрудничества и антимонопольного контроля при осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Официальный сайт ФАС России [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/documents/575561 (дата обращения 19.02.2021).