Сам процесс, когда антимонопольные органы заводят и рассматривают дела значительно отличается от административного или гражданского законодательства. Антимонопольный орган просто не может не возбудить дело в случае, когда происходит определенное нарушение данного законодательства. Данное дело должно быть открыто по инициативе антимонопольных органов. Актуальность этой статьи заключается в регулировании деятельности монополий в экономике, а также представлены основные направления антимонопольной деятельности в Российской Федерации на современном этапе.
Ключевые слова: антимонопольная политика, антимонопольный орган, антимонопольное законодательство, конкуренция, монополия.
Антимонопольная политика в России сформировалась одновременно с появлением либерализации экономики, приватизацией и формированием рыночных отношений.
Правовое регулирование антимонопольной деятельности в России основывается на Конституции Российской Федерации [2], а также законах Российской Федерации (рис.1.).
Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование антимонопольной деятельности в РФ
Одной из задач внутригосударственного административного и правового регулирования деятельности антимонопольных органов считается расширение использования мер право защиты в качестве средств возмещения причиненного ущерба, предусмотренных законом.
Если обнаруживается не соблюдения антимонопольного законодательства, то дело просто должно быть возбуждено непосредственно по инициативе антимонопольных органов. Они не только дают возможность сторонам получить и представить доказательства, а также помогают собрать подтверждения о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 24 Закона «О защите конкуренции» нормативно-правовой акт дает право без каких-либо препятствий получить доступ антимонопольного органа непосредственно к органам власти и организациям, и соответственно ссылаясь на ст. 25 данного Закона предоставляет право требовать получение необходимой информации [3].
Во время рассмотрения дел антимонопольными органами существуют определенные правила. Они дают возможность всем, кто имеет отношение к законодательным правонарушениям, а также лица, которые принимают участие в данном процессе, изучить дело, представить доказательства, подать ходатайства и непосредственно участвовать в рассмотрении дел.
Безусловно, у Антимонопольной службы есть конкретные права для возбуждения и рассмотрения дела о правонарушениях антимонопольного законодательства и правонарушений административного характера. В случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявляет условия, которые показывают непосредственно наличии административного нарушения закона, то он возбуждает дело об административном правонарушении согласно установленному КоАП.
Рассмотрение дел о несоблюдении антимонопольного законодательства относится к форме муниципального контроля над соблюдением антимонопольного законодательства.
Все решения, которые выносятся согласно нарушениям антимонопольного законодательства регулируется соответствующим органом.
Антимонопольный орган в пределах своей компетенции может рассматривать и инициировать случаи, когда нарушается антимонопольное законодательство, и в конечном итоге по данным результатам рассмотрения принимаются определенные решения, и соответственно издаются инструкции.
Выполнение этой государственной функции регламентируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по выполнению функции страны по возбуждению и обсуждению нарушений антимонопольного законодательства России, который утвержден согласно приказу ФАС РФ от 25 февраля 2012 года. № 339.
Собственно для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о несоблюдении антимонопольного законодательства считается:
– получение материалов от муниципальных органов, органов местного самоуправления, где указываются все нарушения антимонопольного законодательства;
– предоставление соответственного заявления от юридического или физического лица, где четко указаны все правонарушения антимонопольного законодательства;
– получение антимонопольным органом фактов нарушения антимонопольного законодательства;
– получение информации, которая указывает факты нарушения антимонопольного законодательства;
Заявка, материалы дела должны быть оформлены в любом виде и непосредственно подписаны тем, кто оформлял заявление или его законным представителем.
Я пришла к выводу, что местом рассмотрения дела о несоблюдении антимонопольного законодательства может быть тоже, где были обнаружены факты нарушения или соответственно место жительства лица, в отношении которого зафиксирована заявка. Федеральная антимонопольная служба имеет право рассмотреть данное дело независимо от того, где было выявлено нарушение. [1].
Собственно, именно федеральная антимонопольная служба (ФАС) считается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данная служба несет ответственность за принятие нормативных актов, мониторинг и наблюдение за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, защиту конкуренции на рынке финансовых услуг, естественных монополий и маркетинговых организаций.
Ссылаясь на ст. 45 Федерального закона № 135 дело о несоблюдении антимонопольного законодательства изучается комиссией на протяжении трех месяцев с момента принятия решения о назначении дела для изучения [3].
Срок рассмотрения дела может быть продлен в том случаи, если появилась необходимость в получении или предоставлении дополнительной информации для антимонопольного органа. Данный срок может быть продлен не больше, чем на 6 месяцев.
Если вдруг рассмотрение дела продлевается, то соответственно комиссия направляет уведомление всем участникам процесса.
Соответственно дело о несоблюдении антимонопольного законодательства рассматривается на заседании комиссии. Всех, кто задействован в рассмотрении данного дела, нужно оповестить о времени и месте, где будет рассматриваться дело. Безусловно, комиссия будет рассматривать дело даже в отсутствие граждан, которые задействованы в процессе [5].
Обязательно во время слушания дела обязательно секретарем ведется протокол заседания, который должен быть подписан главой комиссии. В протоколе должна быть отображена абсолютно вся информация, в том числе, если ведется аудио запись.
Дело о несоблюдении антимонопольного законодательства рассматривается в открытом слушании.
В слушании при закрытых дверях рассмотрение дела тоже может вестись. Но только если дело конфиденциальное, точнее может привести к разглашению тайны государства, также если нужно сохранить коммерческую, рабочую или другую тайну, которая находится под охраной закона.
Исходя из этого особенности рассмотрения в закрытом заседании дела о несоблюдении антимонопольного законодательства, материалы которого содержат сведения, элементы государственной тайны, уточняются федеральным антимонопольным органом согласовывая с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области безопасности [4].
По изучению дела о несоблюдении антимонопольного законодательства на заседании при закрытых дверях комиссия принимает заключительное решение.
При рассмотрении дела о несоблюдении антимонопольного законодательства на заседании при закрытых дверях присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, при надобности, по заключению комиссии, специалисты, переводчики и лица с информацией об обстоятельствах, рассмотренных комиссией.
Безусловно материалы дел о несоблюдении антимонопольного законодательства, имеющие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или другую охраняемую законодательством тайну, оформляются и сберегаются в согласовании с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе.
Разглашение лицами, участвующими в деле, их представителями, специалистами, переводчиками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению комиссии при рассмотрении вопроса о нарушении антимонопольного законодательства она вправе попросить лиц, участвующих в деле, предоставить документы, информацию и комментарии в письменной или же устной форме по задачам, образующимся при рассмотрении дела, заинтересовать других лиц к делу.
Во время изучения дел о несоблюдении антимонопольного законодательства соответствующий орган подвергает анализу положение конкуренции в той степени, которая важна для принятия решения о наличии или отсутствии нарушения закона об антимонопольной политике.
После того как все доказательства по делам, касающимся несоблюдения деятельности в антимонопольной сфере рассмотрены, комиссия просит всех лиц задействованных в деле покинуть зал заседаний. Члены комиссии удаляются для вынесения вердикта [6].
Получая доказательства при нарушении антимонопольных Законов можно прийти к выводу, что комиссия именно на их основании определяет, было ли нарушение или нет в той или иной степени. Также существуют и другие обстоятельства, которые имеют непосредственно всестороннее отношение к рассмотрению дела.
Когда дело рассматривается, то определенно можно обозначить, что делаются выводы об отсутствии или наоборот наличии антимонопольного преступления. По этим результатам антимонопольный орган приходит к решению данного вопроса. Если найдено нарушение, то выдается приказ, который может быть обжалован согласно ст. 52 Закона «О защите конкуренции».
Посредством возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выполняет функцию государства по контролю и надзору за соблюдением антимонопольного законодательства.
В связи с этим действия антимонопольного органа, выраженные в возбуждении дела и обязательстве давать письменные объяснения, сами по себе не нарушают прав и законных интересов общества, охраняемых законом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности деятельность.
Они не подлежат обжалованию в суде самостоятельно, отдельно от акта, который завершает рассмотрение по существу нарушения антимонопольного законодательства.
Литература:
- Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства. — М.: КноРус, 2014.— 215 c.
- Конституция Российской Федерации от 21.07.2014 № 11-ФКЗ
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ
- Дрючина, Е. И. Антимонопольное регулирование субъектов финансового рынка: моногр. / Е. И. Дрючина. — М.: Синергия, 2017.— 841c
- Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. — М.: Омега-Л, 2017. — 512 c.
- Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства: проблемы теории и практики: Монография. — М.: Инфра-М, Норма, 2017. — 110c.
- Таланцев, Владимир Антимонопольное законодательство и регулирование / Владимир Таланцев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 252 c.