В данной статье выявлена значимая роль выполнения обязательных экономических нормативов кредитными организациями. Проанализирована надежность и платежеспособность банков, опираясь на их выполнение нормативных показателей Банка России. Отмечены важные цели банковского регулирования и банковского надзора, их главная роль и необходимость в банковской сфере. Выдвинута позиция, которая позволит сделать кредитные организации стабильными и надежными для вкладчиков и кредиторов.
На сегодняшний день в России еженедельно происходит отзыв лицензий у банков, а также их закрытие. Хотелось бы отметить, что у многих из них это происходит из-за несоблюдения обязательных нормативов.
Что же такое обязательные нормативы Центрального банка РФ? Итак, начнем с определения. Обязательные нормативы ЦБ РФ — ряд показателей деятельности банков, вычисляемых определенным способом, которые должны соблюдаться каждым зарегистрированным, и осуществляющим свою деятельность на территории России, банковским учреждением [4, 12].
К одной из основных задач банковского надзора относится проверка соблюдения экономических нормативов. Обязательные нормативы обязательны для исполнения всеми банковскими организациями, которые закреплены в законодательных документах, а именно Инструкциях Банка России [3].
Отметим, что необходимо для того, чтобы считаться надежной стабильной кредитной организацией, важно следующее: не допускать неуплаченных штрафов, недовзносов, а также не иметь просроченных денежных обязательств [2]. Так, например, при выборе размещения депозита, простому клиенту банка необходимо понимать суть и анализ обязательных нормативов для коммерческих банков для того, чтобы заранее выявить и отметить для себя проблемные банки.
Для того, чтобы проанализировать надежность банка, опираясь на выполнение ими обязательных нормативов, необходимо следующее:
‒ провести сравнение выполнения текущих обязательных нормативов с прошлым годом, кварталами, с предыдущими месяцами т. е. провести анализ динамики. Тревожный сигнал, если обязательные нормативы приближаются к своему пороговому значению, или совсем ухудшаются, а вот ситуация наоборот в норме, если тенденции нет или происходит отдаление от порогового значения.
‒ провести анализ не только внутри одного интересующего банка, но и сравнить выполнение нормативов Банка России с выполнением другими банками, так как ситуация с выполнением обязательных нормативов может ухудшаться не конкретно у одного банка, а по всей банковской системе в целом, поэтому необходимо выявить в каких кредитных организациях происходит это быстрее, значит они будут находиться в зоне риска, а те, у которых медленнее — менее подвержены риску.
Хотелось бы выделить главные и, на наш взгляд, важные цели банковского надзора и банковского регулирования, так к ним относятся: защита интересов кредиторов и вкладчиков, а также поддержание стабильности банковской системы РФ.
Центральные банки развитых стран осуществляют функции регулирования и надзора. Одной из трех основных целей Банка России также является регулирование банковской системы. Необходимость банковского регулирования и банковского надзора определяются принципами банковского нрава и сущностью кредитной организации [1].
Во-первых, кредитные организации по своему значению отличаются от всех других организаций, ведь они используют в обороте не свои средства, а чужие деньги вкладчиков и различных организаций. Поэтому они обязаны соблюдать соотношение между размещенными и привлеченными средствами по объему и по срокам. Иначе несоблюдающие кредитные организации могут стать неплатежеспособными, финансово-неустойчивыми и неустойчивыми. А ведь это создает риск для кредиторов и вкладчиков кредитной организации, а также ее многочисленных клиентов. Рассмотрим неблагоприятное развитие ситуации, могут пострадать и те кредитные организации, имеющие корреспондентские счета в неустойчивой кредитной организации. А ведь тогда могут возникнуть системные риски для всех кредитных организаций. Для того, чтобы этого избежать и минимизировать риски, с помощью законодательства и нормативных актов ЦБ РФ осуществляется банковский надзор и банковское регулирования [5].
Во-вторых, и это самое главное, банковские клиенты не имеют возможности в получении истиной информации о финансовом положении кредитной организации, с которой они планируют заключать договоры. Ведь клиентам не доступен для гласного просмотра бухгалтерский учет кредитной организации, который не так-то прост для восприятия без специальных знаний. Даже специализированным инспекторам и профессиональным аудиторам Банка России зачастую бывает нелегко разобраться в балансах и в совершенстве изучить все тонкости финансовой деятельности банков.
Как известно, своих средств у кредитных организаций неизмеримо меньше, банки работают с чужими денежными средствами, которыми они активно пользуются и дорожат, именно поэтому они чувствительны к распространению негативной информации.
Кредитная организация скрывает от всеобщего обозрения свои недостатки и никогда и никому не станет сообщать негативную информацию, это очевидно, ведь если клиенты будут подвержены панике, которая приведет к снятию их средств со счетов банков, так ни один банк не останется платежеспособным. Информацией может владеть только Центральный банк, только ему федеральный закон предоставил права и обязанности органа банковского надзора — это и есть регулятор банковской и денежной системы, и то не всегда, как показывает практика [5].
В-третьих, многие граждане вынуждены пользоваться банковскими услугами и продуктами, они могут иметь недоверие к кредитным организациям, но при этом они вынуждены заключать с ними договоры, так, например, участники зарплатных проектов, а также различные фирмы, которые используют ограничения при использовании наличных денежных средств в проведении платежей. Правда, практика говорит о том, что даже Центральный Банк России порой неумышленно, но пропускает недостоверную отчетность, не видит мошеннические действия банкиров, а ведь они еще до отзыва лицензии у банка успевают вывести активы на несуществующие фирмы, а потом и окончательно выводят их за рубеж. Таких фактов можно привести множество, ведь они широко известны.
Текущие проблемы надзора за деятельностью кредитных организаций порождены недостатками самой модели российского банковского сектора, ориентированной на экстенсивное развитие. Проблемы ведения банковского бизнеса, обусловленные различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора, негативно сказываются на конкурентоспособности российских кредитных организаций.
Работа по совершенствованию банковского надзора требует повышенного внимания в первую очередь к уже имеющимся проблемным аспектам в деятельности кредитных организаций. Выход российских банков на мировой конкурентный уровень должен сопровождаться приведением в соответствие международным стандартам системы банковского регулирования и надзора.
На наш взгляд, банковский надзор и банковское регулирование необходимо улучшать. Одним из выходов затронутой проблемы, можно было бы воспользоваться примером некоторых стран, у которых создан орган банковского надзора, независящий от Банка России. Предположим, Банк России по-прежнему остается регулятором банковской деятельности и банковской системы, а вот надзор за банковской деятельностью поручено осуществлять специальному отдельному органу. Возможно, предложенное нами в данной статье поможет улучшить ситуацию и сделать банки гораздо надежнее, платежеспособнее и комфортнее для вкладчиков, кредиторов и других банковских клиентов.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 15.26
- Федеральный закон № 395–1 от 02.12.1990 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 05.02.1996. — № 6. — ст. 492.
- Инструкция Банка России № 180-И от 28 июня 2017 «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями)
- Завгородняя Т. В. Экономические нормативы Банка России и их роль в деятельности коммерческих банков: Монография / Завгородняя Т. В. — Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 92 с.
- Финансовый директор. Практический журнал по управлению финансами компании. [Электронный ресурс] URL: https://fd.ru/