Целью написания статьи является анализ и изучения понятия банковского регулирования и надзора деятельности Банка России.
Важнейшим направлением в сфере банковского регулирования и надзора являются: определение режима банковского надзора и применение мер надзорного реагирования исходя, прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками, обеспечения функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля, повышение оперативности и эффективности принимаемых решений.
Ключевые слова: Центральный банк, банковское регулирование и надзор, кредитные учреждения, деятельность Банка России, показатели оценки эффективности, риск-ориентированные подходы.
Перед банковским надзором и регулированием ставиться задача развития содержательных (риск-ориентированных подходов), включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение) [1, с. 184].
Существуют четыре основные категории риска: кредитный риск, рыночный риск, риск потери ликвидности, операционный.
Один из принципов банковского надзора гласит о том, что «органы банковского надзора должны быть уверенны в том, что банки располагают процедурами всестороннего управления рисками (включая соответствующий надзор со стороны управления и высшего руководства) для выявления, измерения и контроля и управления всеми другими существующими рисками и там, где это не обходимо, для резервирования капитала на покрытие этих рисков.
Не смотря на то, что данный принцип в некоторой степени представляет собой обычное дополнение принципа, относящимся к конкретным видам риска, оценка качества активов и адекватность резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, концентрация (в том числе крупных кредитных) рисков, кредитований связанных с банком заемщиков, страной и трансферный риски и рыночные риски, он содержит четкое изложение требований, выдвигаемых надзорными органами банкам, касательно выявления, измерения, мониторинга и ограничения уровня всех рисков, которым подвергается банк.
В сущность данный принцип является краеугольным камнем банковского надзора, т. к. он определяет основополагающие принципы для надзорных органов, осуществляющих проверку системы рисками в тех учреждениях, которым они выдали лицензию.
Банковский надзор определяет кредитный риск как вероятность невыполнения заемщиком или контрагент своих обязательств в соответствии с определенными условиями [2, с. 534].
Для оценки кредитоспособности клиента банк должен располагать инструментами получения информации, достаточной для анализа ежемесячного потока денежных средств, проходящих через потенциального заемщика (доходов и расходов), для того, что бы оценить, способность потенциального заемщика осуществлять платежи по кредиту в будущем.
Важность мониторинга кредитного риска изложена в «принципах управления кредитным риском». Эмпирические данные говорят, в том, что недостаточное внимание к выявлению измерению управлению и ограничению уровня кредитного риска является главной причиной банкротства банков.
Банк должен располагать своевременной и точной информацией о кредитных рисках, которым он подвергается в настоящий момент. Отсутствие данных затруднит оценку качества активов, а, следовательно, и потребностей в резервах на покрытие ожидаемых убытков. Дефицит резервов на покрытие ожидаемых убытков может создать дополнительную напряженность в неблагополучный период, когда прибыль обычно падает. Нельзя забывать о том, что капитал — это защита от непредвиденных (не ожидаемых) убытков, и он не предназначен, для покрытия ожидаемых убытков. Кроме того, при отсутствии своевременно полученной информации о кредитном риске банк практически не сможет оценить стоит ли ему предоставлять тому или иному заемщику дополнительную ссуду, и если да, то на каких условиях (маржа, срок погашения и т. д.).
В прочем банк не должен ограничиваться знанием своих рисков на заемщика, что бы правильно оценить кредитоспособность каждого заёмщика, очень важно, чтобы банк владел информацией о совокупном объеме рисков заемных средств каждого заемщика, в том числе, например, о ссудах, предоставляемых заемщику другими банками. Это подразумевает непрерывный мониторинг всех контрагентов в рамках оценки конечной потребности в резервах на возможные потери по ссудам. Данный мониторинг должен так же включать оценку общего влияния развития экономики на кредитоспособность отдельно взятого клиента, а также группы, частью которой является клиент (например, возможного влияния замедления экономического развития и роста безработицы на способность населения обслуживать свои долговые обязательства). С целью сбора информации о рисках заемщика в некоторых странах-членах ЕС существую централизованные кредитные реестры, в которые вносится поступающая из банков информация о ссудах, выдаваемых компаниям, группам компаний и населению. Эти реестры могу помочь банкам в проведении анализа. В других странах операцию на информацию, содержащуюся в налоговых декларациях, т. к. банки сообщают в налоговые органы о ссудах и уплате процентов по этим ссудам. При отсутствии всех называемых объективных источников информации, полную картину рисков клиента банк может получить благодаря взаимному доверию, между банком и заемщиком.
От режима, финансовой отчетности которому следует конкретный банк, зависит эффективность и скорость отражения банком потерь от рыночных риск и финансовой отчетности. Европейские банки, как правило признают понесенные убытки, т. к. они придерживаются режима оценки и отражения финансовых инструментов, но по «наименьшей или рыночной стоимости», а доход, наоборот, не признается. Потери, обусловленные процентным риском, могут отражаться иначе, чем потери по иным видам рыночного риска, в зависимости от того, по какого рода определениям они возникли — по торговым операциям или по ссудным и депозитным операциям (банковский портфель). Режимы финансовой отчетности, позволяющие использовать рыночную стоимость для определения стоимость позиции, такие как международные стандарты финансовой отчетности. Коллегии по международным стандартам бухгалтерского учета, как правило требуют от банков признания и дохода и убытков по позициям, несущим рыночный риск.
Как и в случае со всеми остальными рисками, которые берет на себя банк, главная причина необходимости выявления, измерения, мониторинга и ограничения уровня рисков заключается в том, что банк может понести убытки по принятой (открытой) позиции. Чрезмерное принятие рисков может быть чревато банкротством учреждения, в случае если рыночная конъюнктура будет противоположная прогнозу банка.
Рыночный риск определяет «риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям, обусловленный колебаниями рыночных цен».
Как правило, различаются четыре основных вида рыночных рисков:
− процентный риск, т. е. риск, которому подвергается владелец позиции. приносящей проценты. Примером такого риска является приобретение банком процентной облигации с фиксированным сроком погашения. Когда меняются рыночные процентные ставки, меняется и рыночная стоимость облигации. К потерям приводит рост рыночной процентной ставки с одновременным падением стоимости облигаций в связи с тем, что дисконтированный поток денежных средств при этом имеет меньшую текущую стоимость.
− Валютный риск, то есть риск, которым подвергается владелец позиции, выраженной в иностранной валюте. Примером такого риска служит предоставление банком кредита в иностранной валюте. К потерям приводит повышение стоимость национальной валюте на валютных рынках, влекущая снижение стоимости ссуды (выраженной в местной валюте).
− Акционерный риск, т. е. риск, которому подвергается владелец доли акционерного капитала. Примером такого риска является покупка банком акции какой-либо компании. Банк терпит убытки, когда стоимость акции, например торгуемой на фондовой бирже, падает.
− Товарный риск, т. е. риск, которому подвергается владелец товарной позиции. Примером такого риска является покупка банком золота. Банк терпит убытки, когда цена золота на товарных рынках падает.
Расчетный риск, т. е. риск сделок с процентными ставками, валютой, капиталом или товаром, расчет по которым ещё не произведен. Примером такого риска является, покупкой банкам доли акционерного капитала у банка, который не является эмитентом этих акций, но должен передать их покупателю после получения платежа. Банк плательщик терпит убытки, когда банк получатель платежа, не передает акции после осуществления платежа
От режима финансовой отчетности, которому следует конкретный банк, зависит эффективность и скорость отражения банком потерь от рыночных риск и финансовой отчетности. Европейские банки, как правило признают понесенные убытки, т. к. они придерживаются режима оценки и отражения финансовых инструментов, но по «наименьшей или рыночной стоимости», а доход, наоборот, не признается. Потери, обусловленные процентным риском, могут отражаться иначе, чем потери по иным видам рыночного риска, в зависимости от того, по какие рода определениям они возникли — по торговым операциям или по ссудным и депозитным операциям (банковский портфель). Режимы финансовой отчетности, позволяющие использовать рыночную стоимость для определения стоимость позиции, такие как международные стандарты финансовой отчетности. Коллегии по международным стандартам бухгалтерского учета, как правило требуют от банков признания и дохода и убытков по позициям, несущим рыночный риск [3, с. 115].
При проведении риск-ориентированного надзора надзорный орган должен обращать особое внимание руководство банка на те виды деятельности и системы внутреннего контроля, которые обеспечивали бы банку стабильное, разумное и уверенное развитие в интересах его кредиторов и вкладчиков и в целях укрепления общей финансовой стабильности.
Литература:
- Банковские риски / О. И. Лаврушин под ред. Н. И. Валенцева — Москва: КноРус, 2020. — 361 с.;
- Севрук, В. Т. Банковские риски / В. Т. Севрук. — М.: Дело ЛТД, 2019. — 876 с.;
- Петров, М. А. Банковское дело / М. А. Петров. — М.: Рид Групп, 2019. — 244 с.