В современном обществе наблюдается возрастание интереса к проблемам культуры, что предусматривает «перезагрузку» многих, казавшихся до недавнего времени «незыблемых», истин в области идеологии и политики. Исследователи получили доступ к широкому пласту ранее не опубликованных, засекреченных документов, позволяющие глубоко изучить политические предпосылки многих ключевых исторических событий на всей территории постсоветского пространства. К числу таких документов относятся и материалы, позволяющие нам рассмотреть историю развития спорта и спортивного движения, как части общей культуры. Она включает в себя созданные материальные и духовные ценности, которые служат развитию физических сил и способностей человека, укреплению его здоровья средствами физического воспитания, развитию воли, овладению спортивным мастерством. [1]
Физическая культура — это и процесс специфической деятельности людей, и ее результат, отражающий уровень развития не только личности, но и общества в целом Она рассматривается как средство воспитания гармонично развитой личности, составляющей основную цель общества. Но при определенных политических условиях именно спорт становится рычагом давления на те или иные страны, в том числе и на Россию.
История физической культуры, как специфическая область научных знаний начала складываться в нашей стране во второй половине XIX века. Все положительное, что было накоплено в дореволюционной России, было творчески использовано на последующих этапах развития российского общества. Однако до сих пор даже вопрос об определении самого понятия «физическая культура» остается предметом оживленных научных дискуссий.
Историография проблемы также до настоящего времени недостаточно разработана. В основном это исследования историков спорта в отдельно взятых регионах или публикации энтузиастов — краеведов, никак не претендующих на изучение проблемы в целом. Таким образом, методологическая база проблемы требует дальнейшей разработки, является своеобразным показателем отношения к физической культуре и спорту, как к некой «прикладной» составляющей общечеловеческой культуры. [2]
Источниковедческая база данной проблемы также недостаточно изучена, есть масса документов по истории развития спорта, как в отдельно взятом селе, городе или регионе: от местных постановлений и распоряжений сельских, поселковых и городских советов, завкомов и решений комсомольских и партийных собраний по развитию спортивного движения до инструкций, указаний законов правительства РСФСР, СССР, исполнять которые необходимо было неукоснительно. Но в последнее время особенно в краеведческой среде, все большую популярность приобретает такой источник информации, как газетные публикации: статьи, очерки, даже фельетоны на спортивные темы. В местной и региональной прессе второй половины 20–30-х годов ХХ века практически в каждом втором номере газетного тиража есть сообщения или короткие заметки о спортивных состязаниях по футболу, баскетболу, участии в лыжном пробеге, заплыве или массовой сдаче норм ГТО. Многие из этих источников до сих пор не введены в научный оборот, а именно они позволяют представить достаточно яркий срез жизни советского общества в первые десятилетия после революции. [3]
В 20-х годах начала складываться советская система физического воспитания, где основными направлениями были провозглашены физическое совершенство, воспитание гармонически развитой личности, подготовленной к трудовой деятельности и защите Родины. Ставилась задача вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи. Спорт в этот период рассматривался как пережиток буржуазного общества. Рекордсменство осуждалось, как эгоистическое стремление выделиться. Для поднятия массовости физкультурно-спортивной работы в издательстве «Физкультура и спорт», созданном в 1923 году, начался выпуск методической литературы по организационным вопросам, уделялось внимание обобщению и распространению передового опыта, издавались правила по видам спорта. В 30-х годах появляются теоретические и методологические труды по физической культуре и спорту, а также первые учебники и учебные пособия по отдельным видам спорта. [4]
В первые годы существования молодого советского государства главной задачей являлось отстоять «завоевания Октября», а для этого необходима была сильная армия и флот, подготовленные морально и физически бойцы, а потому большое внимание стало уделяться общефизической подготовке молодежи. Советское правительство определило экономические, политические, идеологические основы физической культуры, поставив задачу воспитания «…всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей», способных к защите социалистического Отечества. По предложению В. И. Ленина принят Декрет ВЦИК от 22.04.1918 г. «О военной и физической подготовке трудового населения». Организация физической культуры, военной подготовки возложена на Всевобуч. Но спустя короткое время, постановлением ВЦИК от 7 июня 1923 года для руководства физическим развитием трудящихся были созданы советы физической культуры на всей территории страны. Одновременно начинают развиваться и военно-технические виды спорта, тесно связанные с вооруженными силами страны. История развития этого спортивного направления остается до сих пор недостаточно изученной. [5]
Рассмотреть этот вопрос во всем объеме в короткой статье невозможно, поэтому мною взят определенный, ограниченный временными рамками отрезок (20–30 — е годы ХХ века), а также конкретный национальный регион — Вотская Автономная область, образованная 4 ноября 1920. Этот регион выбран мною по нескольким причинам: здесь компактно проживало большое количество удмуртов (вотяков устар. назв.) Удмурты относятся к финно-угорской группе народов, в эту языковую группу входят такие, разные на первый взгляд, народы как финны, венгры, марийцы, манси, коми-зыряне и коми — пермяки и др.
Декретом ВЦИК от 5 января 1921 года в состав Автономной области Вотского народа были включены город Глазов (административный центр) и волости Глазовского, Сарапульского, Елабужского и Малмыжского уездов. В 1929 году Вотская АО вошла в состав Нижегородской области (позже — Нижегородский край). Причем часть Сарапульского уезда с городами Воткинск, Сарапул отошла к Уральской области. Этот политико-географический фактор также очень интересен в плане развития военно-технических видов спорта ВАО.
Для коренного удмуртского населения была характерна сдержанность, даже замкнутость, скромность, большинство населения было неграмотным (в отличие от русского населения города — заводов Воткинска и Ижевска), а потому особенно интересно проследить, как происходил процесс вовлечения коренного населения в работу спортивных военно-технических обществ.
Если в городах: Ижевске, Сарапуле, Воткинске, уже к 1923–24 году закладывались определенные спортивные традиции, возникающие не на пустом месте, а ведущие свою историю от создаваемых при городах-заводах различных «клубов по интересам», то в сельских национальных районах все спортивные мероприятия можно свести к народным спортивным играм и традиционному времяпрепровождению. И, кроме того, к традиционным занятиям коренного населении: рыбалка, охота, бортничество (сбор меда диких пчел) относились в удмуртских (вотских) селах очень внимательно, обучая навыкам детей с раннего детства, которые предусматривали определенную физическую подготовку: ловкость, выносливость, хороший глазомер, быстроту реакции. [6]
Если в Воткинске, Сарапуле, Ижевске, в меньшей степени в Глазове (город являлся уездным с 1780 года, но не имел развитой промышленности и торговли) уже к середине 20-х годов ХХ века были созданы футбольные и волейбольные команды, строились первые стадионы и спортполя, то в удмуртских селах все обстояло несколько иначе. Главное внимание комсомольские активисты уделяли здесь вовлечению коренного населения в процесс строительства «государства нового типа». А для этого активно создавались первые молодежные организации — комсомольская и пионерская, в деревнях, где проживало коренное удмуртское население, появились первые агитаторы и пропагандисты, члены ВКП (б), которые вели активную агитационную работу среди населения. Но уже вскоре, после «первой агитационной волны» деревню захлестнула вторая «агитационная волна» — коллективизация, тесно с ней была связана работа по антирелигиозному «воспитанию нового удмуртского крестьянства», а с нею в деревню стали поникать новые традиции и обычаи, в том числе стали появляться первые спортивные сооружения: спортполя, в сельских школах — нечто напоминающее спортзал. А из среды сельской молодежи стали выявлять самых сильных, ловких, способных молодых комсомольских активистов, которые смогли бы увлечь за собой остальных.
Все это делалось для того, чтобы подготовить удмуртскую молодежь для службы в армии, поэтому, когда в Москве 23 января 1927 года на I Всесоюзном съезде Авиахима и 2-м Пленуме Центрального Совета ОСО было принято решение о создании АВИАХИМ-ОСО, со временем оно было переименовано в «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР», сокращенно ОСОАВИАХИМ СССР. На местах началась активная работа по вовлечению молодежи в эту работу.
По всей стране на специальных съездах прошли выборы руководства вновь созданного общества, в том числе и в Вотской Автономной области, где насчитывалось 94 ячейки Авиахима (6265 членов) и 31 ячейка ОСО (1143 чел.). В марте прошли выборы, председателем был избран Я. Д. Будаков, для проведения массовой работы были образованы секции: агитационно-пропагандистская (И. А. Троегубов); военно-химической обороны (Гольцман), сельскохозяйственная (Бабушкин), воздушного спорта (Н. В. Зварыгин).
Первые организационные мероприятия были связаны с развитием низовой сети осовиахимовских ячеек, установления с ними контактов, пропаганда военных знаний и, как бы мы сейчас сказали, формирования положительного имиджа профессии военного.
Его главной функцией стала допризывная подготовка молодежи и подготовка резерва для армии и флота, то есть, подготовка военнообязанных, призываемых в армию по мобилизации. Именно благодаря Осоавиахиму в СССР развернулась широкая подготовка лётчиков, парашютистов, снайперов, движение за сдачу норм на оборонные значки «Ворошиловский стрелок», «Ворошиловский всадник», «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне), «Готов к санитарной обороне» (ГСО) и др.
Лето 1931 года ознаменовалось в ВАО появлением еще одной формы военизации — созданием осоавиахимвских лагерей. Занятия в них проводились в добровольном порядке по выходным дням или во время отпусков. условия пребывания в лагерях были приближены к военно-полевым. Здесь были предусмотрены пятичасовые теоретические занятия и физкультурно-спортивные мероприятия. За летний сезон 1931 года через лагеря Осоавиахима было пропущено 3353 человек. [7]
И вот здесь мы наблюдаем интересную картину, которая четко вырисовывается на основе сохранившихся документов архивов, воспоминаний участников движения, в свое время собранных краеведами, газетных публикаций того времени.
Если в бывших городах — заводах (Ижевск, Воткинск), Сарапуле (крупный торговый город на Каме), где преобладало русское население, активно развивались аэроклубы, необычайно привлекавшие молодежь, то на селе в этот момент, начинает развиваться лыжный спорт. И это не случайно: привычка ходить на лыжах на большие расстояния необходима для охотника — промысловика, какими были многие удмурты, а такая черта характера, как некоторая замкнутость и обособленность при одиночном лыжном походе только на пользу.
Именно с историей аэроклубов в Воткинске, Ижевске и Сарапуле связана необычайная популярность Осоавиахима. С первых дней своего существования Осоавиахим развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой Воздушный Флот, нужны были летные кадры. Брошенные в массы лозунги: «От модели — к планеру, от планера — на самолет!», «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 30-х годов. По всей стране создается целая сеть аэроклубов, занятия в которых были не только интересны, но и поднимали престиж курсантов в глазах земляков.
Вопрос об организации аэроклуба в Воткинске обсуждался на пленуме райсовета Осоавиахима 21 августа 1936 года. К тому времени Кировский краевой совет (Воткинск на тот момент входил в состав Кировского края), уже принял решение о создании в городе филиала аэроклуба. В постановлении о его создании, было подчеркнуто, что планерную станцию, созданную в 1932 году необходимо считать единицей аэроклуба, требовалось построить парашютную вышку к 7 ноября и активизировать работу авиамоделизма в школах. Осенью того же года в кружках подготовили 41 авиамоделиста.
Эта страница развития военно-технических видов спорта на территории Воткинска, как города, где находилось одно из крупнейших оборонных заводов страны, практически не изучена. С 1923 по 1934 год Воткинск входил в состав Уральской области, поэтому постановление ОАХа (Ураьский Осоавиахим) о развитии оборонной работы на Урале в 1929 году имело к городу непосредственное отношение, тем более что техническая возможность и необходимый уровень подготовки осовиахимовцев-работников завода этому соответствовал.
В связи с этим еще за 4 года до создания аэроклуба в Воткинске стал развиваться парашютный спорт. Василий Казанцев — выпускник школы Московских инструкторов-планеристов говорил: «Моя задача — создать в Воткинске хорошую планерную школу и развернуть парашютный спорт…»
В кружке планеристов имелось несколько летательных аппаратов, сделанных в клубе механического техникума. Полеты происходили на окраине города, в районе высокой горы. Планер запускали резиновым шнуром, сцепив последовательно две штуки по 30 метров, удлинив тросом до 50–100 метров. Высота полета планера и дальность позволили выполнять усложненные элементы полета.
Согласно сохранившимся архивным документам, планерная станция вошла в состав созданного аэроклуба в 1936 году, в этом же году здесь было подготовлено 35 планеристов, на следующий год была набрана группа из 45 человек.
На 1941 год контрольные цифры по подготовке «бойцов парашютистов и бойцов — планеристов» были следующими: планеристов — 30, парашютистов — 80 человек.
Курсанты аэроклуба в Воткинске в этот период также начинают совершать первые полеты за городом в районе реки Сива было обустроено летное поле, с трудом, но отремонтированы дороги к нему.
Официально аэроклуб назывался «Общество друзей обороны, авиационно-химического строительства. Воткинский аэроклуб. Осовиахим». 16 апреля 1937 года начальник аэроклуба А.Н Наумов докладывал, что здесь занимаются 2 группы курсантов: летная и планерная. При аэроклубе был создан класс юных моделистов.
Первый выпуск пилотов аэроклуба состоялся 5 апреля 1938 года в год 20-летия Красной армии, когда начальником стал Павел Андреевич Бабушкин. К этому времени каждый курсант совершил не менее 30 прыжков с парашютом и имел летной практики не менее 300 часов. [8]
В апреле 1937 года на балансе аэроклуба имелось три самолета У-2.
В аэроклубе занимались и девушки, в том числе будущая летчица, 46 гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Герой Советского Союза — Н. З. Ульяненко. Всего за время работы аэроклуба по разным оценкам было подготовлено от 200 до 300 летчиков (точных данных нет), среди них 6 летчиков будущих Героев Советского Союза (Е. М. Кунгурцев, В. М. Михайлов, И. П. Фонарев, В. Г. Шамшурин, А. П. Логинов и названная выше Н. З. Ульяненко)
В данном случае речь идет о воткинцах и жителях соседних деревень (Гавриловка, Кварса), но среди группы не было ни одного человека из числа представителей коренной удмуртской национальности, т. к. для занятий на планерной станции необходимы были достаточно серьезные базовые технические знания, хорошая общефизическая подготовка. Среди удмуртского населения, которое поживало достаточно далеко от Воткинска на расстоянии 40–50 км., уровень технической грамотности был чрезвычайно низким, как и не было поначалу большого желания у большинства местного населения уезжать куда-либо из родного села или деревни. А работа «назначенных» активистов сводилась в основном к проведению Декад обороны, пропагандистской работе. Менялись секретари низовых ячеек Осовиахиама, их «переброски» (так в документе) с одной ячейки на другую не позволяли им начинать какую-либо конкретную работу. Сохранялось тяжелое положение с обеспечением учебными пособиями, литературой. Некоторое увеличение изданий на удмуртском языке ни в коем случае не удовлетворяло запросы местного населения.
Поэтому работа местных ячеек стала сводиться иногда к проведению гигиенических мероприятий, которые должны были научить людей правильно питаться, соблюдать личную гигиену, а также дать знания об элементарных медицинских средствах и правилах их применения. Для отдаленных национальных окраин это имело огромное, даже стратегическое значение, т. к. бич удмуртского народа — заболевания глаз — трахома не позволяла не только вести активный образ жизни, но и во многих семьях сразу несколько поколений становились инвалидами.
Воткинские активисты-осовиахимовцы из числа комсомольцев занялись в деревнях и селах Вотской автономной области организацией спортивной работы в среде крестьянской молодежи. Первым этапом становится создание физкультурных кружков, функционирующих на основе устава. В повседневной жизни на активистов Осавиахима, приехавших в села, дополнительно возлагалась обязанность пропагандировать правила гигиены среди крестьянской молодежи, спортивные игры, а вторым этапом работы становилась уже «подтягивание крестьянина до уровня рабочего».
Такое положение дел не устраивало руководство Осоавиахима. Председатель облсовета Осовиахима В. Д. Агапитов в рапорте Центральному и краевому совета общества, вотскому обкому партии отмечал, что по инициативе комсомольцев-активистов в Вотскую область стали приглашать спортсменов из городов Москвы, Нижнего Новгорода со своими самолетами для участия в «Неделе обороны». Появление в удмуртском небе «стальных птиц» — яркий пример удачной пиар-компании, это поистине ошеломило население и во многом дало необходимый импульс для активизации работы ячеек Осовиахим.
Необходимо отметить, что руководство, члены оборонного общества Вотской автономной области увлекались не только самолетами. Большое внимание уделялось и другим видам техники. Газета «Ижевская правда» в 1932 году сообщала, что в городе проводились мероприятия по строительству дирижаблей, Ижевск ставшей столицей национальной области, являлся русским городом с преобладающим населением рабочих-оружейников, которые имели необходимую. техническую подготовку, поэтому выполнить такую задачу здесь было по силам.
Своеобразным итогом работы можно назвать оборонный рапорт осоавиахимовцев к 14-ой годовщине Красной Армии (1932 г.). В нем областной совет Осоавиахим указывал, что Обществом достигнуты большие успехи:
– большое количество членов оборонного общества обучено во «всеобуче»,
– сформирован полк комсомольцев,
– собраны средства на строительство самолета «Ижевский металлист» и дирижабля.
На страницах газеты «Ижевская правда» была опубликована статья и помещена фотография с надписью «Ижевский самолет», построенный на средства трудящихся Удмуртии.
В 1935 году в г. Ижевске была открыта планерная школа, а конце года — аэроклуб, ставший впоследствии центром всей военно-патриотической и оборонно-массовой работы в республике (с 1934 года Вотская автономная область получила республиканский статус). В этом же году началось строительство парашютной вышки в городском парке культуры и отдыха, к августу с нее прыгнули уже более 300 человек.
Следующим немаловажным фактором в развитии военно-технических видов спорта в Удмуртии (так стала называться республика), стало присоединение к ней районов с традиционно компактно проживающим русским населением это — Воткинский, Сарапульский и Камбаркский районы (22 октября 1937 года). Таким образом, крупнейший Воткинский машиностроительный завод, его человеческий и технический потенциал оказались в составе Удмуртии. Соответственно, Воткинский аэроклуб в 1939 году становится филиалом Ижевского аэроклуба. Та же история произошла и с Сарапульским аэроклубом, ведущим свою историю с 1913 года.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие военно-технических видов спорта на территории современной Удмуртии тесным образом связано с технической базой территории, возможностями «человеческого» потенциала, проживающего здесь. Поэтому в первые годы своего существования работа Осовиахим была действительно продуктивной лишь в городах-заводах Воткинске, Ижевске, в меньшей степени Сарапуле, где не было больших промышленных предприятий, а в национальных селах и деревнях сводилась к кружково-организационным формам, что было естественно для того времени. Незнание большинством удмуртского населения русского языка, традиционная замкнутость и изолированность от «очагов» цивилизации не могли сразу привести к большим результатам, тем не менее, в результате организованной массированной пропагандистской работе и здесь были небольшие успехи.
Литература:
- Антипова Е. В., Антипов В. А. К вопросу о некоторых социально-гуманитарных проблемах современной физической культуры // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийскойнаучно-практическойконференции, посвященной90-летию журнала «Теория и практика физической культуры». — М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. — С. 13–18.
- Фомин, Ю. А. Физическая культура (краткая история термина и современная теоретическая трактовка понятия) / Фомин Ю. А. // Теория и практика физической культуры. — 1982. — № 8. — С. 45–47.
- Насибуллин Р. Г. Город Воткинск. Музей истории спорта. На правах рукописи. Архив МАУ «Музея истории и культуры г. Воткинска». Арх. справку подготовила А. П. Карпеева зав. научно-просветительским отделом музея
- Страницы истории советского спорта / Н. А. Макарцев. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 128 с.
- «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» // http://www.dosaaf66region.ru/organize/istoriya-organizatsii. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 22.04.2018).
- Шкляев Г, К. Очерки этнической психологии удмуртов: Монография. — Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2003. — 300 с.
- Яковлев А. В., Родионов Н. А., Шкляева Л. Ф. Оборонная работа в Удмуртии в первые годы после образования общества Осоавиахим // Новые исследования по истории Удмуртии. — Ижевск:, 1991. — С. 78–131.
- З. А. Владимирова, Из истории развития авиации в Воткинске в 30–40-е годы ХХ века. // Краеведческий альманах «Витиль».. — Воткинск:, 2015. — С. 6–23