Развитие торговли в Брянской области в 50–60е годы XX века
Автор: Мороз Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
II международная научная конференция «Исторические исследования» (Чита, декабрь 2013)
Дата публикации: 02.12.2013
Статья просмотрена: 335 раз
Библиографическое описание:
Мороз, И. А. Развитие торговли в Брянской области в 50–60е годы XX века / И. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/116/4606/ (дата обращения: 16.12.2024).
При рассмотрении развития экономики страны предпочтение всегда отдавалось изучению процессов и проблем в промышленности или сельском хозяйстве. Ведь именно здесь создаются материальные результаты труда. Очень долго торговля рассматривалась как второстепенная сфера жизни человека, сфера, обслуживающая производство и реализующая готовый продукт. Однако нельзя торговлю представлять как промежуточный этап между производителем и потребителем.
Торговля представляет собой сложный механизм, состоящий из многих составных частей. Её различные формы, особенности её развития в различные исторические периоды, проблемы управления, планирования, расширения торговой сети, совершенствования торгового оборудования, подготовки торговых кадров, увеличения разнообразных форм реализации товаров стали предметом изучения отечественных ученых.
Рассматривая состояние советской торговли в 50–60е годы в СССР и Брянской области, следует отметить слабую изученность данного вопроса в связи с малым количеством обобщающих работ и закрытостью некоторых архивных фондов. Тем не менее, имеющаяся литература 50–60х годов и более позднего времени, статьи в периодической печати, статистические сборники, воспоминания людей, живших в рассматриваемое время, позволяют сделать выводы о происходящих в торговле процессах, проблемах и путях их разрешения.
В целом процессы, происходящие в стране, были характерны и для Брянской области. Главным органом, руководящим деятельностью торговых организаций в ней, было Брянское областное управление торговли. На начало 1953 года оно имело следующую структуру: директор, начальник торгового отдела — заместитель директора, старший товаровед — заместитель начальника отдела, товароведы, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальник планово-финансового отдела, начальник общественного питания и подсобного хозяйства, старший кулинар [1, с.1]. На I квартал 1953 года Брянский облторг имел следующие отделения: Жуковское, Карачевское, Клетнянское, Почепское, Севское, Сельцовское, Стародубское, Суражское, Трубчевское [2, л.2]. В ежегодно составляемых облторгом отчетах важное место занимали данные о прибылях и убытках за прошедший год. Примером могут служить статьи прибылей и убытков за 1963 год [3, л.10].
Обязательными к отчету были форма № 4 «Реализация и отпуск за год», форма № 5 «Расходы по складам и розничным предприятиям за год», форма № 6 «Отчет об административно-управленческих расходах за год», форма № 8 «Расходы предприятий общественного питания за год», форма № 9 «Отчет о движении средств финансирования за год», форма № 11 «Отчет по производственным и бытовым предприятиям», форма № 13 «Отчет об израсходовании средств на подготовку кадров», форма № 3 «Сведения о недостачах, растратах и хищениях и контрольно-ревизионной работе», что позволяет сравнивать и анализировать статистические данные о развитии торговли в Брянской области.
В объяснительной записке к годовому отчету Брянского областного управления торговли за 1954 год дана торговая сеть в разрезе торгов и трестов столовых, где видно, что торговая сеть за 1954 год увеличилась на 32 магазина, 102 палатки, 7 столовых.
Таблица 1
Торговая сеть Брянской области за 1954 год
Наличие торговой сети на 01.01.1954 года |
Наличие торговой сети на 01.01.1955 года |
|||||||||
магазины |
палатки |
столовые |
буф., закус. |
чайные |
магазины |
палатки |
столовые |
буф., закус. |
чайные |
|
Облторг |
145 |
90 |
16 |
43 |
8 |
146 |
123 |
18 |
29 |
8 |
Горпищеторг |
59 |
40 |
- |
- |
- |
63 |
48 |
- |
- |
- |
Горпромторг |
36 |
11 |
- |
- |
- |
44 |
30 |
- |
- |
- |
Бежицкий торг |
54 |
29 |
- |
- |
- |
57 |
52 |
- |
- |
- |
Клинцовский торг |
56 |
16 |
14 |
27 |
2 |
65 |
30 |
14 |
19 |
2 |
Новозыбковский торг |
41 |
20 |
4 |
16 |
1 |
42 |
23 |
5 |
16 |
1 |
Дятьковский торг |
46 |
13 |
8 |
24 |
5 |
52 |
15 |
11 |
20 |
6 |
Брянский трест столовых |
— |
— |
21 |
50 |
5 |
— |
— |
20 |
56 |
3 |
Бежицкий трест столовых |
— |
— |
12 |
43 |
2 |
— |
— |
14 |
47 |
— |
Итого: |
437 |
219 |
75 |
203 |
23 |
469 |
321 |
82 |
187 |
20 |
Уменьшение сети общественного питания: буфетов, закусочных и чайных произошло за счет их передачи в розничную сеть [4, л.75].
Кроме того, анализируя выполнение плана товарооборота за 1954 год, можно выделить не только факт общего выполнения плана на 101,8 % (911933 тысячи рублей при плане 896078 тысяч рублей), но и проследить увеличение или уменьшение реализации товаров по таким показателям, как мясо и птица, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи, а среди непродовольственных — обувь, спички, керосин, мебель, швейные товары, культтовары.
В рассматриваемый период в Брянской области, как и в целом по стране, большое внимание уделялось развитию специализированной сети магазинов. Хотя это было приемлемо не везде, но в крупных городах, районных центрах покупатели отдавали предпочтение покупкам в магазинах, где товары были представлены по определенным категориям. Удобство данного вида магазинов состояло в том, что жители городов и населенных пунктов точно знали, где можно приобрести необходимые товары. Завоз продукции в них производился целенаправленно и, как правило, отличался разнообразием ассортимента.
В отчете за 1955 год состоянию специализированной сети уделено особое внимание [5, л.138].
Таблица 2
Наличие специализированной сети на 01.01.1956г.
№ п/п |
Магазины специализированные продовольственные и непродовольственные |
Количество |
1. |
Булочные и хлебные |
33 |
2. |
Мясные, мясо-рыбные, мясо-рыбо-овощные |
10 |
3. |
Плодоовощные |
14 |
4. |
Бакалейно-гастрономические |
21 |
5. |
Винно-водочные |
4 |
6. |
Молочные |
2 |
7. |
Вод и мороженого |
6 |
8. |
Прочие специализированные |
11 |
9. |
Тканей |
9 |
10. |
Обувные |
12 |
11. |
Швейных товаров |
8 |
12. |
Мехов и головных уборов |
2 |
13. |
Бакалейно-трикотажно-парфюмерные |
10 |
14. |
Детских товаров |
3 |
15. |
Культтоваров |
1 |
16. |
Посудо-хозяйственные и железо-скобяные |
22 |
17. |
Мебельные |
7 |
18. |
Нефтелавки |
12 |
19. |
Строительных материалов |
2 |
20. |
Итого: |
195 |
Как видно из приведенной таблицы торговая сеть за 1955 год увеличилась на 7 магазинов, 7 столовых, две чайных и 23 кафе-закусочных и буфета. Увеличение торговой сети произошло за счет нового строительства, открытия торговых предприятий в первых этажах.
В соответствии с приказом Министерства торговли РСФСР от 29 июня 1955 года № 424 областное Управление торговли при разработке мероприятий по внедрению передового опыта в торговле установило задание по открытию отделов без продавцов, отделов раскроя тканей, отделов по продаже штучных товаров и других форм торговли.
По местным торгам и трестам столовых области в это время введены следующие формы торговли: Брянский горпищеторг организовал в магазине № 6 одну секцию по продаже товаров без продавцов. Брянский горпромторг в магазине № 1 и № 42 организованы отделы по раскрою тканей, в магазине № 39 организована конференция покупателей радиотоваров и производится установка на дому. В магазине № 14 организована доставка мебели на дом.
Бежицкий торг в магазине № 51 организовал отдел по раскрою тканей по просьбе покупателей, в магазине № 19 организован отдел по продаже штучных товаров без продавцов, в магазине № 39 организован отдел по продаже головных уборов, в магазине № 48 производится выкладка тканей на прилавки. В магазине № 27 и № 58 организованы отделы подарков и секции без продавцов [6, л.139].
Увеличение розничного товарооборота прослеживается в статистическом отчете Брянского облторга за 1958 год [7, л.150].
Таблица 3
Розничный товарооборот за 1958 год по Брянской области (в тысячах рублей)
Наименование торговых организаций |
Розничный товарооборот |
Оборот общественного питания |
||
План 1958г. |
Выполнение за 1958г. |
План 1958г. |
Выполнение за 1958г. |
|
Главювелирторг |
5250 |
4594 |
||
Главлесстройторг |
11600 |
15754 |
||
Местные торги |
1388874 |
1415860 |
175700 |
175070 |
в том числе Брянский горпищеторг |
209200 |
217039 |
||
Брянский горпромторг |
264429 |
267509 |
||
Брянский горхлебторг |
50400 |
50681 |
||
Бежицкий райпищеторг |
138500 |
144226 |
||
Дятьковский торг |
86800 |
88698 |
11600 |
12022 |
Клинцовский торг |
147445 |
145655 |
19200 |
18707 |
Новозыбковский торг |
78000 |
78309 |
8960 |
9166 |
Жуковская торговая контора |
24300 |
24605 |
3500 |
3704 |
Карачевская торговая контора |
31000 |
31998 |
7100 |
7753 |
Клетнянская торговая контора |
17200 |
17711 |
3250 |
2930 |
Почепская торговая контора |
29700 |
29460 |
5700 |
5532 |
Севская торговая контора |
15600 |
15466 |
2770 |
2522 |
Сельцовская торговая контора |
27300 |
28628 |
6010 |
5593 |
Стародубская торговая контора |
31550 |
32830 |
5620 |
6105 |
Суражская торговая контора |
24800 |
25311 |
4100 |
4244 |
Трубчевская торговая контора |
31800 |
30945 |
5000 |
4883 |
Цементовская торговая контора |
35500 |
36034 |
5260 |
5197 |
Гастроном № 1 |
16200 |
16941 |
- |
- |
Гастроном № 2 |
16900 |
19917 |
- |
- |
Гастроном № 3 |
12600 |
13782 |
- |
- |
Инвентарьторг |
650 |
732 |
- |
- |
Брянский трест столовых |
- |
- |
53800 |
52831 |
Бежицкий трест столовых |
- |
- |
33830 |
33881 |
Универмаг |
99000 |
99383 |
- |
- |
Местные торги |
- |
1056308 |
- |
137397 |
Главдорресторан |
- |
- |
45400 |
48222 |
Большую популярность у населения страны приобрела продажа товаров в кредит. В единовременном отчете за октябрь 1959 года представлены следующие данные, позволяющие говорить об увеличении количества магазинов, торгующих в кредит и значительном повышении количества покупок и полученных сумм за товары, проданные в кредит: радиолы высшего, первого и второго классов — всего: 830, в том числе в кредит: 539; радиоприемники — всего: 102, в том числе в кредит: 37; фотоаппараты — всего: 56, в том числе в кредит: 16; мотоциклы «К-58» — всего: 29, в том числе в кредит: 23 [8, л.96].
Увеличение торговой сети прослеживается и в 1961 году. В этот год было открыто предприятий розничной торговли 32 на 196 рабочих мест, предприятий общественного питания — 23 на 1271 посадочное место. Проведена специализация магазинов. Всего по местным торгам имелось 320 специализированных магазинов на 1179 рабочих мест. 69 магазинов работали по новым формам. В предприятиях общественного питания переведено на последующую оплату 73 предприятия, что позволило увеличить пропускную способность этих предприятий на 1,5–2 раза. 45 предприятий переведены на работу с полуфабрикатами. Производился отпуск обедов на дом в среднем 1600 блюд ежедневно [9, л.59].
В 1962 году особое внимание было обращено на поставку и реализацию картофеля и овощей, так как местные торги не выполнили установленного плана их реализации. В результате была сокращена поставка этой продукции, что характеризовалось следующими данными [10, л.153].
Таблица 4
Реализация картофеля и овощей за 1962 год
Наименование продукции |
Реализация за 1962г. |
Результат |
||
План |
Фактически |
Больше |
Меньше |
|
Картофель |
25477 |
21352 |
- |
4125 |
Овощи свежие |
12417 |
12844 |
427 |
- |
Фрукты свежие |
2425 |
353 |
- |
2–72 |
Цитрусовые |
108 |
123 |
15 |
- |
Арбузы — дыни |
2590 |
611 |
- |
1979 |
Переработанные овощи |
1535 |
1516 |
- |
19 |
Прочие культуры |
1041 |
1041 |
- |
- |
Итого: |
45593 |
37840 |
442 |
8195 |
Недостаточно удовлетворялась потребность населения области виноградом, бахчевыми и другими фруктами. В результате недопоставки недопродано значительное количество этих культур, а именно по фруктам продано 14,5 % к плану, арбузы и дыни — 23,5 %.
Для анализа того, на основании каких данных складывалась цена для реализации картофеля, овощей и фруктов за 1962 год, важную роль играют статистические данные, изложенные в годовом отчете Брянского облторга в разделе «Длительное хранение картофеля и овощей» [11, л.154].
Таблица 5
Расходы по хранению и реализации картофеля, овощей и фруктов за 1962 год
Виды расходов |
На 1 июня |
+ перерасход — экономия |
Факт за 1961 год |
|
По норме |
Фактически |
|||
Расходы по железнодорожным перевозкам |
0,69 |
0,98 |
+29 |
0,89 |
Расходы по автогужевым перевозкам |
2,03 |
2,01 |
-2 |
1,91 |
Заработная плата |
4,04 |
4,17 |
+13 |
4,33 |
Аренда и содержание помещений |
1,80 |
1,56 |
-24 |
1,78 |
Убыль в пределах норм |
0,97 |
1,51 |
+54 |
1,47 |
Потери сверх норм |
- |
0,39 |
+34 |
0,29 |
Расходы по таре |
1,27 |
1,93 |
+66 |
1,36 |
Прочие расходы |
1,48 |
0,58 |
-90 |
0,99 |
Итого: |
12,28 |
13,13 |
+85 |
13,03 |
В ежегодных отчетах присутствует справка о количестве реализуемых и отпущенных картофеля, овощей и фруктов, что помогает анализу структуры питания населения. Данные за 1963 год представлены в следующей таблице [12, л.185].
Населению области продан больше, чем в 1962 году целый ряд продовольственных товаров: в том числе мясопродуктов на 70 %, рыбы — 21,6 %, сельдей — 19,7 %. масла животного — 22,3 %, кондитерских изделий — 15,5 %. Всего продовольственных товаров продано больше на 11 % [13, л.232].
Однако торговля непродовольственными товарами проходила более низкими темпами. Продажа промышленных товаров составила только 98,8 % к обороту за 1962 год. При этом сократилась реализация почти всех групп товаров.
В объяснительной записке к отчету за 1964 год указано, что в непосредственное подчинение Брянского областного управления торговли входит 25 торговых организаций, наиболее крупными среди которых был Брянский горпромторг, Брянский горпищеторг, контора «Гастроном», Центральный универмаг, Клинцовский торг, Дятьковский торг.
Товарооборот местных торгов за 1964 год, установленный в сумме 222800 тысяч рублей, выполнен на 209133 тысячи рублей, или на 93,9 % [14, л.358]. Значительно больше продано в 1964 году следующих товаров: рыбы — 134,5 %, сельди -121,4 %, масло растительное — 117,3 %, маргарин — 112,7 %, молокопродукты — 104,7 %, мороженое — 120,9 %, консервы мясные — 347,0 %, яиц — 118,5 %, кондитерских изделий — 120,5 %, фруктов — 129,1 %, картофеля — 114,1 %.
Таблица 6
Продажа товаров культурно-бытового назначения в 1964 году
в штуках |
в % к 1963 году |
|
Часов |
35545 |
157,4 |
Холодильников |
1730 |
265,8 |
Стиральные машины |
5149 |
126,9 |
Электропылесосы |
1030 |
109,2 |
Велосипедов и мотовелосипедов |
8206 |
107,2 |
Телевизоров |
11636 |
132,8 |
Невыполнение плана товарооборота в сумме 13667 тысяч рублей объясняется рядом причин. В 1964 году были трудности с товарным обеспечением, особенно продовольственными товарами, что снизило выполнение плана товарооборота. Однако торговыми организациями не все было принято к увеличению продажи товаров населению, имели место недостатки в организации торговли, которые снизили выполнение плана товарооборота: отсутствие товаров, имеющихся в достаточном количестве на базах и складах, закрытие магазинов и столовых на ремонт без соответствующей на то подготовки, не были использованы все возможности по вовлечению в товарооборот наибольшего количества и более широкого ассортимента товаров.
Большую роль в разработке и обосновании цен на товары народного потребления, на промышленные и продовольственные товары, овощи и фрукты, закупочные и оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию играл отдел цен Брянского облисполкома. Сотрудники данного отдела проверяли состояние работы по ценообразованию, проверяли правильность применения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях торговли, общественного питания, на предприятиях бытового обслуживания и коммунального хозяйства. Имеющиеся документы представляют материалы по экономическому обоснованию цен на товары народного потребления [15, л.389], на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам [16, л.214], на ремонт обуви [17, л.98].
Большое значение для увеличения товарооборота имело внедрение прогрессивных форм обслуживания населения. На предприятиях общественного питания особое распространение получили магазины полуфабрикатов, самообслуживания, отпуск обедов на дом, продажа обедов по абонементам [18, л.33]. Промтоварные магазины использовали отделы фасованных товаров, с открытой выкладкой товаров, магазины-автоматы, отделы торговли по образцам [19, л.3]. Наличие магазинов с прогрессивными формами торговли за 1962 год в Брянской области представлены в результатах смотра работы по их внедрению [20, л.13]. И в последующие годы продолжалась работа по использованию прогрессивных форм в торговле и предприятиях общественного питания.
Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод, что процессы в торговле в Брянской области в 50–60е годы повторяли тенденции в стране в целом: увеличение товарооборота, капитальных вложений в развитие торговой сети, внедрения прогрессивных форм обслуживания покупателей и специализации предприятий торговли.
Литература:
1. Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф.2545. Оп.1. Д.53 Штатное расписание и сметы административно-хозяйственных расходов Брянского облторга и его отделений.
2. Там же. Л.2
3. Там же. Д.78 Годовой отчет деятельности Брянского облторга за 1953 год.
4. Там же. Д.134 Годовые сводные балансы и отчеты за 1954–1956 годы.
5. Там же. Л.138.
6. Там же. Л.139.
7. Там же. Д.143 Статистические отчеты за 1958–1962 годы.
8. Там же. Л.96.
9. Там же. Д.153 Годовые отчеты по основной деятельности управления за 1961–1965 годы.
10. Там же. Л.153.
11. Там же. Л.154.
12. Там же. Л.185.
13. Там же. Л.232.
14. Там же. Л.358.
15. Там же. Ф.2891. Оп.1. Д.1 Материалы по экономическому обоснованию розничных цен на товары народного потребления.
16. Там же. Д.2 Материалы по экономическому обоснованию цен на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам.
17. Там же. Д.6 Материалы по экономическому обоснованию цен на ремонт обуви.
18. Там же. Ф.2545. Оп.2. Д.168 Информация по внедрению прогрессивных форм обслуживания населения за 1961 год.
19. Там же. Д.170 Сведения о магазинах, перешедших на прогрессивные формы торговли по состоянию на 1 января 1961 года.
20. Там же. Д.198. Материалы по внедрению прогрессивных форм торговли за 1962 год.