Проблемы обеспечения товарами торгующих организаций в 50–60е годы XX века
Автор: Мороз Ирина Анатольевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 27.04.2015
Статья просмотрена: 156 раз
Библиографическое описание:
Мороз, И. А. Проблемы обеспечения товарами торгующих организаций в 50–60е годы XX века / И. А. Мороз. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/8003/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье автор на основе архивных документов и материалов периодической печати анализирует различные формы централизованной транзитной доставки товаров в розничную сеть в СССР в 50–60е годы, выделяет их успехи и проблемы, главной из которых являлась проблема обеспечения товаров торгующих организаций и обеспечение их широкого ассортимента.
Ключевые слова: торговля, розничная сеть, оптовые предприятия, поставщики, централизованная и кольцевая доставка товаров, транзит, посылочная торговля, ассортимент.
Если до конца 40х годов в СССР многих товаров в магазинах не хватало из-за разрушенного войной хозяйства, то с начала 50х годов происходит рост выпуска продукции, необходимой для населения страны. Однако по-прежнему покупатели испытывали дефицит многих товаров, и главной причиной часто была не их нехватка, а проблемы доставки товаров в магазины.
Целью данной статьи является анализ состояния обеспеченности товарами магазинов, выявление основных проблем в данной сфере и реализованных путей их решения в СССР в 50–60е годы XX века.
Важнейшим вопросом в организации планирования товарных перевозок являлось ускорение и удешевление движения товаров от мест производства до мест потребления. Наиболее ответственным моментом здесь являлось устранение нерациональных перевозок, к числу которых относились излишне дальние, встречные и повторные перевозки, вызывающие ненужные пробеги транспорта и ничем не оправданные затраты средств [11, с.2].
Излишне дальние перевозки многих товаров, особенно товаров несложного ассортимента, зачастую были связаны со сложившимся размещением производства их по районам страны. Устранить такие перевозки товаров возможно было только путем приближения производства к районам потребления.
Встречные и повторные перевозки товаров — результат неправильного планирования товарных перевозок. Возникали они вследствие того, что оптовые организации недостаточно учитывали размещение промышленных предприятий-поставщиков к районам потребления. Кроме того, из-за недостаточного знания спроса населения либо неблагоприятного размещения торговых баз товары засылались в некоторые районы в количествах, превышающих спрос.
В послевоенный период было многое сделано в направлении более правильного размещения производства товаров народного потребления. На местах, в районах потребления стали производить многие товары, которые раньше завозились из отдаленных районов страны, что значительно улучшило обеспечение населения ими и в определенной мере уменьшило излишне дальние перевозки.
В то же время много было и таких товаров, производство которых можно было наладить на месте, но завозили их из дальних районов.
Производство детских велосипедов, например, сосредоточено было всего в нескольких районах страны: в Центре, на Украине и на Урале; они совсем не производились или производились в незначительных количествах в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Перевозка детских велосипедов производилась за несколько тысяч километров, например, из Горького во Владивосток и многие другие отдаленные города. Производство детских санок было сосредоточено в основном в восточных районах страны, в районах Поволжья (Горький, Куйбышев, Саратов) и в центральных районах (Москва, Ленинград). При таком размещении производства дальние перевозки детских санок были неизбежны. Возили их за тысячи километров из восточных районов в центральные районы страны, на Украину, в Прибалтику и на северо-запад. А ведь санки можно было с успехом делать на месте — производство их совсем несложное [6, с.3].
Кемеровские торговые организации просили Главхозторг завезти в Кемерово и Кемеровскую область из других районов страны вилы, стиральные доски, строительные гвозди, потому что местные областные и городские организации не хотели организовывать производство этих и других простейших товаров у себя на месте при наличии больших сырьевых и производственных возможностей.
К сожалению, такое отношение к расширению производства предметов потребления на месте было не только в Кемеровской области. В Горький, например, завозили из других областей ученические линейки, угольники, конторский клей, лопатки, совочки, коляски для кукол и другие простейшие товары, которые тоже могли бы производиться на месте, тем более, что для этого не требовалось ни дефицитного сырья, ни сложного оборудования.
В Красноярске и Красноярском крае ранее производились, а потом были сняты с производства и завозись из других районов страны пеналы, чертежные доски, угольники, детская мебель, городки, линейки, шахматные доски и другие товары культурного и хозяйственного назначения.
Такое положение было во многих городах и даже в Москве и Ленинграде. В Москве, например, за 1953 и 1954 годы местная и кооперативная промышленность прекратила производство 40 наименований галантерейных товаров, спрос на которые к середине 1950х годов не удовлетворялся (кнопки, портсигары, булавки, шпильки, перчатки, ремни, пуговицы, зеркала и другие товары).
Вопросам размещения производства предметов потребления, в частности товаров несложного ассортимента, часто не уделялось внимание руководством торговли. Особенно это относилось к номенклатуре товаров Главкультторга, Главхозторга и Главгалантереи [8, л.2].
Главные управления не должны были ограничиваться формальным представлением заявок промышленности или плановым органом. Они должны были активно участвовать в разработке промышленностью производственных программ по товарам народного потребления и добиваться перед промышленными министерствами и ведомствами, местными органами удовлетворения своих заявок.
Осуществление основных принципов планирования товарных перевозок предполагало установление единого плана завоза, охватывающего товарную продукцию предприятий промышленности в масштабе целой отрасли производства. На практике этого не было. В результате имели место массовые факты встречных и излишне дальних перевозок отдельных товаров. Так, Главунивермаг в 1954 году ввозил в Москву детские велосипеды с Ленинаканского завода (Армянская ССР), в то время как такие же велосипеды из-под Москвы (с Тульского завода) завозились по разнарядкам Главкультторга в Армению и Грузию.
Детские санки завозились из Иркутска в Казань и в то же время из Куйбышева в Новосибирск; из Саратова они завозились в Ростов-на-Дону, а из Ростова-на-Дону в Вильнюс и т. д.
Велосипеды Харьковского завода завозились в восточные области РСФСР, а в Харьков и на юг завозились велосипеды Горьковского и Пензенского заводов.
Лыжи производства местной промышленности вывозились из Тамбовской и Молотовской областей, а в эти области завозили лыжи производства предприятий союзной промышленности из других районов страны.
По наряду Главхозторга Челябинская база отгрузила в Ленинград мясорубки, а из Ленинграда эти мясорубки были отгружены в Ростов-на-Дону, Днепропетровск и Литовскую ССР [9, л.3].
Ленинградская база Главгалантереи отгрузила в Краснодар духи «1 Мая», «Маки», «Фиалка», «Жасмин» несмотря на то, что в Краснодарском крае вырабатывались такие же духи и вывозились за пределы края. Такие факты имели место и по многим другим товарам Главхозторга, Главгалантереи и Главкультторга.
В результате неравномерного размещения производства некоторых товаров по стране, то есть отсутствия или недостаточного производства их в одних районах и производства, превышающего спрос, в других, получался очень высокий удельный вес вывозных фондов товаров в одних районах и большой завоз их в другие районы.
Особенно высокий удельный вес занимали вывозные фонды таких товаров, как: лыжи — 51 %; игрушки разные — 74,5 %; канцелярские товары — 72 %; спортивно-швейные изделия — 47 %; охотничьи и рыболовные изделия — 63,5 %; детские санки — 73 %; радиорепродукторы — 58,5 %; коньки — 47 %. Многие из этих товаров могли бы вырабатываться на месте [7, л.1].
С целью устранения дальних перевозок туалетного мыла и парфюмерии работники Главгалантереи совместно с работниками промышленности разрабатывали мероприятия по расширению ассортимента этих товаров на каждой фабрике, увеличению выпуска парфюмерно-косметических товаров и туалетного мыла, что позволило увеличить загрузку вагона в 2–2,5 раза. Эффективность этого мероприятия подтверждалась практикой работы Московской базы Главгалантереи, которая, отгрузив 106 вагонов с товарами, получила экономию на железнодорожных тарифах 1320 тысяч рублей и высвободила из оборота 31 тысячу ящиков.
Чтобы избежать ошибок в планировании завоза товаров и покончить с дальними, встречными и повторными перевозками товаров в стране, наносившими ущерб государству, следовало коренным образом изменить работу оптовых организаций Министерства торговли СССР по планированию товарных перевозок [4, с.72].
Наиболее важным моментом при составлении плана товарных перевозок для оптовых торговых и промышленных организаций являлось районирование сбыта товарной продукции отдельных производственных предприятий или районов, то есть прикрепление районов производства к районам потребления. Задача состояла в том, чтобы предприятия или районы производства прикрепить к районам потребления с учетом более рационального использования транспортных средств.
Задача более правильной организации товародвижения в стране имела огромное народнохозяйственное значение, она была связана для народного хозяйства со значительной экономией средств, с лучшим использованием транспорта, снижением товарных потерь при перевозке и ускорением продвижения товаров от производства до потребителя [5, с.3].
Одним из важнейших вопросов являлась организация правильной взаимосвязи между оптовыми и розничными звеньями в торговле. Широко развернувшаяся в конце 1950х годов работа по организации централизованного завоза товаров в магазины городов непосредственно и силами промышленных предприятий и оптовых баз имела большое значение и должна была изменить организацию городской торговли. Эта система означала полный отказ от существовавших ранее методов организации товароснабжения розничной сети и переход к новым, более совершенным методам, дающим возможность значительной экономии транспортных средств, труда и материальных ресурсов.
Но было бы неправильным рассматривать значение централизованного завоза товаров только с точки зрения экономии транспорта и рабочей силы. Важнейшее значение имел тот факт, что при централизованном завозе товаров работники магазинов освобождались от заботы об изыскании и доставке товаров и получали возможность непосредственно заниматься организацией обслуживания покупателей. Само снабжение становилось плановым и регулярным. При этом имелась возможность учитывать заявки каждого торгового предприятия на товары, своевременно пополнять ассортимент товаров в каждом магазине, освободить магазин от необходимости иметь большие страховые запасы товаров на случай неравномерного завоза.
Кроме того здесь открывались широкие возможности для более рациональной организации взаимоотношений между оптовыми базами и розничной сетью. Оптовые базы при таком завозе строили свою работу, исходя из интересов розничной торговой сети и интересов населения.
Централизованный завоз товаров осуществлялся в следующих формах:
- централизованная доставка товаров с фабрик непосредственно в магазины;
- централизованная доставка товаров в магазины с оптовых баз;
- транзитная кольцевая доставка товаров в магазины [1, с.2].
Если первая и вторая формы хотя бы частично применялись ранее, то третья — получила развитие с середины 50х годов. Существо такой системы доставки товаров состояло в том, что оптовая база загружала машину товаром в определенном ассортименте, и она по установленному маршруту объезжала соответствующие магазины. Машину сопровождал товаровед базы или экспедитор, который по прибытии в магазин предлагал директору имеющиеся у него товары, а также знакомился с имеющимся в продаже ассортиментом и выяснял, какие товары в магазине отсутствовали.
Как правило, кольцевые маршруты охватывали мелкие магазины. Работники этих магазинов одобрительно отзывались об этой форме транзита; в этом случае им уже не приходилось беспокоиться о том, чтобы дать заказ, выехать на базу за товаром, а во многих случаях и искать для этого автотранспорт.
Широкое распространение кольцевой завоз получил в Брянской области. Начальник областного управления торговли Н. А. Анцыфоров, обобщая опыт данного вида доставки товаров в магазины, показал, что в 1962 году расход средств на автотранспортные перевозки сократился по г. Брянску более чем на сто тысяч рублей. В основном эта сумма складывалась из показателей горхлеботорга и горпищеторга, которые уменьшили автотранспортные расходы, соответственно на 46 и 41 тысячу рублей. Меньшие суммы сокращения расходов по базе хозторга — 1400 рублей, по базе «Галантерейторга» — 1900 рублей и по базе «Роскультторга» — 3400 рублей.
Если раньше доставка тонны хлеба обходилась в 6 рублей 40 копеек, булок — 9 рублей 20 копеек, то после использования кольцевого завоза соответственно 3 рубля 41 копейка и 5 рублей 20 копеек. В 1960 году убыток на перевозках составил 20,7 тысячи рублей, в 1961 году получена экономия в 53858 рублей [2, с.15].
Вместе с тем в стране имелось много нерешенных вопросов, связанных с кольцевой доставкой товаров. К ним, в частности, относился порядок оплаты шоферов, занятых на кольцевой доставке товаров. Поэтому, в связи с нерешенностью данных проблем, к середине 1960х годов применение данной формы практически прекратилось.
Одной из форм транзита являлась мелкооптовая посылочная торговля, при которой базы получали на свои склады товары непосредственно с фабрик и отправляли их в магазины по заказам последних, минуя промежуточные звенья. Мелкооптовая посылочная торговля ликвидировала излишние перевалки товаров, ускоряла продвижение товаров до покупателей, тем самым сокращая издержки обращения [3, с.10].
Несмотря на относительно высокие расходы по отправке товаров почтой, по ряду товаров посылочная мелкооптовая торговля в середине 50х годов являлась более выгодной формой опта.
Так, по галантерейным товарам на содержание существующих оптовых звеньев потребительской кооперации отчислялось 5–6 % к розничной цене товара, в то время как расходы посылочной торговли по этим товарам составляли 3,5–4 %.
Посылочная контора Центросоюза представляла покупателям — сельпо и раймагазинам — более высокую торговую скидку по сравнению с базами областных и районных союзов.
В 1954 году в общей сумме скидок на товары, полученных потребительской кооперацией от промышленности, доля розничных торговых организаций составила 71,4 %, а по товарам, которые были поставлены посылочной конторой, — 80,4 %.
По отдельным товарам можно представить следующую картину (в процентах) [8, с.8].
Таблица 1
Показатели применения посылочной торговли
Наименование товаров |
Общий размер торговой скидки |
Доля розничной сети |
|
При получении товара с баз областных и районных потребсоюзов |
При получении товара от посылочной конторы |
||
Металлическая и пластмассовая галантерея |
20,0 |
14,0 |
16,5 |
Текстильная галантерея |
19,0 |
14,0 |
15,0 |
Швейные изделия |
9,1 |
7,0 |
7,5 |
Канцелярские товары |
12,5 |
9,0 |
9,5 |
Все расходы посылочной конторы за 1954 год, включая расходы по доставке товара (до ближайшего к магазину почтового отделения), составили 3,72 % к обороту.
В связи с увеличением оборота и повышением производительности труда издержки обращения посылочной конторы в 1954 году снизились до 3,25 % к обороту и в 1955 году составили около 3 %.
Мелкооптовая посылочная торговля осуществлялась в системе потребительской кооперации с 1950 года и, как показал опыт, полностью себя оправдала.
Сельпо, раймаги и сельмаги, руководствуясь каталогом посылочной конторы, который содержал до 20 стандартных наборов с разными промышленными товарами, могли заказать одну или несколько посылок. Для выполнения заказов был установлен 15-дневный срок.
Учитывая положительный опыт посылочной мелкооптовой торговли, представлялось целесообразным развернуть её в ближайшие годы в более широких масштабах и охватить посылочной торговлей обслуживание также городских магазинов.
Таким образом, в статье сделана попытка осветить различные формы централизованной транзитной доставки товаров в розничную сеть, показаны их успехи и проблемы, главной из которых являлась проблемы обеспечения товарами торгующих организаций.
Литература:
1. Алексеев С. Централизованную доставку товаров внедрять повсеместно // Советская торговля. 1956. 29 декабря.
2. Анцыфоров Н. А. Централизованно, по маршрутам. Брянск: Брянский рабочий, 1963.
3. Бессарабов В. Всемерно развивать посылочную торговлю // Советская торговля. 1958. № 11.
4. Капустин В. П. Транспортировка плодов, овощей и картофеля. М.: Сельхозиздат, 1963.
5. Леонов З., Пекелис Л. Централизованная доставка товаров должна стать основной формой снабжение розничной сети // Советская торговля. 1956. № 2.
6. Пашковский И. Новый порядок планирования товарооборота в РСФСР // Советская торговля. 1958. 4 января.
7. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 7971. Оп. 1. Д. 2744. Информации из городов, областей и республик о состоянии торговли.
8. Там же. Д.2740. Справка о недостатках в торговой работе организаций Министерства торговли СССР.
9. Там же.
10. Серебренников И. О централизованной транзитной доставке товаров // Советская торговля. 1955. № 4.
11. Устранить недостатки в практике централизованного снабжения, улучшить организацию советской торговли. Передовая // Советская торговля. 1955. № 3.
Ключевые слова
торговля, ассортимент., ассортимент, поставщики, розничная сеть, транзит, оптовые предприятия, централизованная и кольцевая доставка товаров, посылочная торговляПохожие статьи
О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века
В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...
Воспоминания жителей Казани о продовольственном обеспечении в середине 50-х гг. XX в.
В статье освещаются вопросы динамики развития культуры потребления продовольствия в г.Казань, определены критерии «престижных» продуктов и варианты обеспечения ими; проведен обзор повседневного и праздничного рационов жителей города Казани, развития ...
Система общественного питания в Узбекистане: состояние и противоречивое развитие (1920–1980 годы)
В статье раскрывается положение и противоречивое развитие системы общественного питания в Узбекистане в 1920–1980 годы. В особенности, были рассмотрены формирование системы общественного питания, различие в управлении, сравнительный анализ с Союзными...
Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического)
Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки Статья посвящена вопросам ввоза импортного оборудова...
Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)
В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...
Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле
В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...
Роль логистики в общей структуре управления компании на примере оптовой и розничной торговли
Системы оптовой и розничной торговли являются особо важными звеньями логистической цепи поставок товаропроводящих сетей, которые в соответствии с современными требованиями конкурентного рынка поступательно, эволюционно и революционно развиваются, мод...
Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)
В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...
Анализ современных логистических систем сбора и распределения грузов
В данной статье рассматривается роль современных логистических систем в сборе и распределении грузов в результате их эволюционного процесса. В работе отмечено появление и возрастание современных тенденций в обеспечении гибкости графика доставки товар...
Управление закупочной деятельностью
В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, ...
Похожие статьи
О роли материально-технической базы в развитии торговли в 50–60 годы XX века
В статье на основе архивных данных и материалов периодической печати показан уровень развития материально-технической базы торговли в 1950–60 годы XX века. Исследовано применение холодильного оборудования, кассовых аппаратов, торговых автоматов и про...
Воспоминания жителей Казани о продовольственном обеспечении в середине 50-х гг. XX в.
В статье освещаются вопросы динамики развития культуры потребления продовольствия в г.Казань, определены критерии «престижных» продуктов и варианты обеспечения ими; проведен обзор повседневного и праздничного рационов жителей города Казани, развития ...
Система общественного питания в Узбекистане: состояние и противоречивое развитие (1920–1980 годы)
В статье раскрывается положение и противоречивое развитие системы общественного питания в Узбекистане в 1920–1980 годы. В особенности, были рассмотрены формирование системы общественного питания, различие в управлении, сравнительный анализ с Союзными...
Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического)
Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки Статья посвящена вопросам ввоза импортного оборудова...
Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)
В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...
Проблемы реализации прав потребителей в интернет-торговле
В статье рассматриваются проблемы реализации прав потребителей в сфере интернет-торговли. Автор анализирует основные юридические аспекты онлайн-покупок, описывает существующие недостатки правового регулирования и предлагает пути их устранения. Особое...
Роль логистики в общей структуре управления компании на примере оптовой и розничной торговли
Системы оптовой и розничной торговли являются особо важными звеньями логистической цепи поставок товаропроводящих сетей, которые в соответствии с современными требованиями конкурентного рынка поступательно, эволюционно и революционно развиваются, мод...
Влияние ярмарочного торга на социально-экономическое развитие провинциального города в конце XVIII – середине XIX веков (на примере города Вологды)
В статье рассматриваются основные аспекты ярмарочного торга в конце XVIII — середине XIX вв. Какую выгоду он приносила как городу в целом, так и отдельным категориям населения. Показано влияние ярмарки на взаимоотношение людей разных сословий и на ку...
Анализ современных логистических систем сбора и распределения грузов
В данной статье рассматривается роль современных логистических систем в сборе и распределении грузов в результате их эволюционного процесса. В работе отмечено появление и возрастание современных тенденций в обеспечении гибкости графика доставки товар...
Управление закупочной деятельностью
В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, ...