Розничная торговля является лидирующей отраслью в Российской Федерации. Розничное торговое предприятие осуществляет деятельность, связанную с продажей товаров покупателю для личного потребления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что розничная торговля является одной из главных отраслей экономики любой страны.
Приходилось часами стоять в очереди за товаром, ассортимент продукции был невероятно мал, обслуживание по талонам, полупустые полки магазинов и дефицит. Сейчас мы даже и представить себе не можем, как бы жили мы в таких условиях.
Современная экономика стремительно развивается, бизнесмены расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Государство перестало тотально контролировать торговлю и дала свободу частному сектору. Теперь каждый производитель стал бороться за своего покупателя. Дефицит товаров ушел в прошлое, магазины могут похвастать широким ассортиментом товаров, отличным обслуживанием. Существуют разные ценовые сегменты для того, чтобы постоянно меняющийся спрос был удовлетворен.
Системы скидок, накопительные системы разрабатываются и внедряются для привлечения большего количества покупателей. Создаются новые формы оплаты товаров с использованием кредитных и дебитных банковских карт, новая система бесконтактной оплаты товаров также пользуется огромным спросом у покупателей.
Иркутская область имеет площадь 777 846 км², что составляет 4,52 % от всей площади нашей необъятной страны. Стоит отметить, что территория всей области неравномерно заселена и экономически освоена. Это вызвано большой протяженностью региона, а также суровым климатом некоторых его частей. Проанализировав экономическую карту региона, можно сделать вывод, что на ней четно выделяются крупные города, промышленные и сельскохозяйственные районы, слабозаселенные северные территории, а также территории, прилегающие к железнодорожным, автомобильным и водным магистралям.
Соответственно, уровень экономического и социального развития данных территорий значительно отличается друг от друга. В зависимости от этого происходит размещение предприятий розничной торговли. На территориях с высоким экономическим уровнем развития находится самое большое количество магазинов.
Для Иркутской области характерно преобладание мелких торговых предприятий в отдаленных и малозаселенных районах региона. Крупные торговые сети размещают свои магазины неравномерно по всему региону, а в основном в крупных городах.
В городах, расположенные вдоль Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, сосредоточены основные товаропотоки. В данных населенных пунктах создана соответствующая инфраструктура, наличие подъездных железнодорожных путей, товарные склады и т. д.
Иркутск, Братск, Ангарск — три самых крупных торговых центра Иркутской области. На долю этих городов приходится около 65 % основного товарооборота региона.
Иркутская область соседствует со следующими регионами: Красноярский край, республика Бурятия, Якутия и Тыва, а также Читинская область. С данными регионами у Иркутской области налажены межрегиональные торгово-экономические связи.
С появлением рыночных отношений розничная торговая сеть Иркутской области стала более разнообразной: появились новые формы розничной торговли и образовались современные магазины. Сегодня большинство отечественных магазинов мало чем отличается от западных как по ассортименту и качеству товаров, так и по культуре обслуживания покупателей.
В Иркутской области суммарная площадь розничных магазинов за 2017 год составила почти 2 400 000 квадратных метров. тыс.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на 1 января 2018 года на территории Иркутской области 17136 предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с розничной торговлей.
В регионе действует 10 розничных рынков.
Оборот розничной торговли за текущий год увеличился на 10 % по сравнению с предыдущим.
Доля крупных сетевых магазинов в обороте розничной торговли составила 30 %.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим регулирование торговой деятельности, является служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области.
Иркутская область каждый год встречает огромное количество китайских туристов, которые приезжают посмотреть на красоты города Иркутска и озера Байкал. Туристы благоприятно влияют на развитие розничной торговли, ведь во многих магазинах появились вывески на китайском языке. Также туристы из КНР приобретают большое количество российских товаров.
Розничная торговля имеет большое значение для отдельного города, региона, так и для экономики большой страны. Несмотря на постоянно расширяющийся список санкций и на тяжелую ситуацию в стране, это сфера экономики бурно развивается. Такой вывод можно сделать, проанализировав данные товарооборота по стране. Развитие данной сферы все больше привлекает зарубежных инвесторов, что носит весьма положительный характер для страны.
В розничной торговле региона наблюдаются структурные изменения. В последние годы традиционные магазины прекращают свою деятельность, на смену им приходят магазины нового формата, такие как интернет-магазин, дискаунтеры и т. д. Увеличивается и количество магазинов, которые принадлежат федеральным торговым сетям. Эксперты утверждают, что к 2021 году организации современной торговли будут занимать 85 % от общего числа магазинов розничной торговли, а магазины федеральных торговых сетей будут занимать почти 50 % рынка.
Решения на макроуровне об уменьшении налоговой нагрузки предприятий, осуществляющих деятельность, связанную с розничной торговлей, а также отмена торговых сборов, доступность финансовых ресурсов. Это придаст ускорение темпов развития данной отрасли.
Развитие розничной торговли невозможно без совершенствования деятельности самих розничных торговых предприятий, за счет расширения ассортимента товаров, корректировки цен, обеспечения эффективности торгового маркетинга и логистики
В последнее время происходит ряд негативных тенденций, связанных со снижением темпов роста объема оборота розничной торговли, оборота розничной торговли в расчете на душу населения как в текущих, так и сопоставимых ценах; наличием на розничном рынке товаров ненадлежащего качества и др.
Литература:
- Гребнев А. И. Экономика торгового предприятия. Учебник. — М.: Экономика, 2013.
- Мунши А. Ю., Александрова Л. Ю., Мунши Ш. М. состояние и динамика развития розничной торговли в России // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.;
- Розничная торговля: организация и управление /Пер.с англ. под ред. Ю.Каптуревского — СПб.:Питер,2011. — 216–220с.
- http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.05.2016).
- http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19748 (дата обращения: 14.05.2016).