В статье проводится анализ текущего состояния торговли в Белгородской области, текущие векторы и перспективы развития данной сферы экономики. Отдельное внимание уделяется потребительскому рынку, как главному индикатору состояния торговли в регионе.
Ключевые слова: потребительский рынок, торговая деятельность
Единственной сферой экономического влияния на человека и фактором политической стабильности в обществе является потребительский рынок. За последние годы торговля и предоставляемые услуги стремительно улучшили свои показатели. Очень быстро на состоянии потребительского рынка сказываются экономические и политические трудности. Стабильность потребительского рынка по ценам, качеству и количеству товаров является не только необходимостью развивающейся экономики, но и показателем качества жизни населения. Основное влияние на развитие потребительского рынка оказывает производство и потреблении товаров, работ и услуг необходимых населению. Заметное влияние на развитие потребительского рынка оказывает производство и потребление товаров, работ и услуг в области экономики.
Отличительными свойствами товаров и услуг, представляемых на потребительском рынке, определяют тесную взаимосвязь конкретной территории и ее населения. Потребительский рынок представляет собой сложную систему, которая реагирует на такие факторы как социальная и политическая ситуации, миграция рабочей силы, движение денег и капиталов, влияющих как на внутреннюю, так и внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в регионе [1].
Потребительский рынок — это приобретение населением и отдельными домашними хозяйствами товаров и услуг для личного потребления. Каждый из участников потребительского рынка имеют и свою заинтересованность: производители стремятся вернуть средства, затраченные на их производство товаров и получить прибыль, а потребители — приобрести качественные товары и услуги по высокой цене. Для удовлетворения этих интересов и разрешения противоречий служит государственное регулирование экономики со стороны органов власти.
В России первоначальным нормативно-правовым актом, на право предприятий и граждан на осуществление торговой деятельности является Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» [3].
Не зависимо от формы собственности большинство предприятий области заявляют о себе на внешнеэкономическом рынке и ежегодно все больше и больше завоевывают внешний рынок. Так в 2009 на внешнеэкономическом рынке было зарегистрировано 1064 предприятия расположенных на территории области.
На протяжении последних лет Белгородская область занимает одно из первых мест среди регионов Центрального федерального округа по внешнеэкономическому развитию. В 2009 году рост развития составил 6398,7 млн. долларов и вырос за последние годы почти в 4 раза, среднегодовой темп прироста составлял 42,3 %.
На стабильность экономического развития области во многом оказало ускоренное развитие различных видов торговли. Высоких показателей развития потребительского рынка регион достиг благодаря благоприятной экономической обстановке, сложившаяся за последние годы. Об экономическом развитии региона и движении его к более современной модели развития рынка товаров и услуг свидетельствует постоянный рост развития потребительского рынка.
Стабилизация постоянного роста объемов внешнеэкономического развития торговли показывает на активное развитие предприятий и организаций области, вливании их в более широкие круги внешнеэкономических процессов мировой торговли, способствующих росту конкурентоспособности региона [2].
Белгородская область благодаря быстрому развитию вненешнеторговой деятельности стремительно улучшает экономическое развитие региона. География развития внешнеторговых связей региона весьма обширна. В 2007 году внешнеторговые связи были установлены с 94 странами, в 2011 году данный показатель уже составлял около 100 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Удельный вес торговли со странами СНГ и Дальнего Зарубежья в общем объеме внешнеторгового оборота составляет соответственно 64 % и 36 %.
Отрасль торговли является основной в постоянно растущем направлении развития экономики как всей нашей страны, так и Белгородской области в частности. Торговля — отрасль хозяйства с достаточно высоким уровнем занятости населения, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров.
Более высокому экономическому развитию региона мешают такие факты как наличие на территории области населенных пунктов, которые не имеют объектов торговли, и являются труднодоступными.
Развитию малого предпринимательства препятствует постоянный рост торговых сетей в области, в том числе объектов торговли направленных на реализацию специализированных товаров. В связи с этим в сельской местности необходимо поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в сфере розничной торговли, чем обеспечить повышение уровня доступности и разнообразия товаров в населенных пунктах труднодоступных и отдаленных от объектов торговых сетей.
Особенно мелкие сельхозтоваропроизводители хозяйства которых находятся на территории области, испытывают постоянные затруднения в сбыте производимой ими продукции, особенно при реализации ее в розничной торговой сети. В связи с этим целесообразно было бы проводить работу по активизации деятельности по возвращению на рынок торгово-закупочной потребительской кооперации, в населенных пунктах. А также необходимо постоянно увеличивать количество ярмарочных, тематических, мероприятий и создание дополнительных торговых мест нестационарной торговли для реализации произведенной продукции сельхозпроизводителями региона, выращенной в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах Белгородской области. Без развития всесторонне направленной торговой инфраструктуры невозможно и создание комфортной среды, для развития и роста малого торгового бизнеса и нестационарной торговли.
Только при реализации комплекса мероприятий возможно обеспечение проведения единой целенаправленной государственной политики, которая направлена на интенсивное развитие потребительского рынка, и улучшение качества и безопасности продаваемых товаров.
Целевые показатели социально-экономического развития могут корректироваться при изменении внешних факторов, связанных с членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Достижение целевых показателей и показателей социально-экономической эффективности реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, прогнозируемых значений приведены в таблице [3].
Целевые показатели ипоказатели социально-экономической эффективности реализации мероприятий по развитию торговли вБелгородской области
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Фактическое значение показателя 2014 год |
Планируемое значение показателя по годам: |
2020г. к 2014г.,% |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1. |
Оборот розничной торговли |
млн. р. |
253 669,7 |
273 000,0 |
301 500,0 |
333 400,0 |
369 300,0 |
411 000,0 |
457 000,0 |
180,2 |
1.1. |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. р. |
163,8 |
175,9 |
193,8 |
213,7 |
236,2 |
262,3 |
291,0 |
177,7 |
1.2. |
Удельный вес розничной торговли пищевыми продуктами в структуре оборота розничной торговли |
% |
40,5 |
41 |
40 |
38 |
38 |
38 |
37 |
- |
1.3. |
Удельный вес оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли |
% |
22,8 |
25,1 |
27 |
29 |
30 |
32,5 |
34,4 |
- |
2. |
Площадь предприятий розничной торговли всех форматов, кроме розничных рынков и ярмарок, проводимых на постоянной основе |
кв. м |
1 065 800 |
1 095 800 |
1 125 800 |
1 205 800 |
1 305 800 |
1 425 800 |
1 575 800 |
147,9 |
2.1. |
Обеспеченность населения площадью торговых объектов, на 1 тыс. жителей |
кв. м |
688,5 |
706,1 |
723,6 |
773,0 |
835,3 |
909,8 |
1 003,0 |
145,7 |
2.2. |
Количество предприятий розничной торговли всех форматов |
ед. |
10 573 |
10 823 |
11 123 |
11 623 |
12 123 |
12 723 |
13 323 |
126,0 |
3. |
Количество розничных рынков |
ед. |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9 |
112,5 |
3.1. |
Количество торговых мест на розничных рынках |
ед. |
713 |
720 |
720 |
720 |
780 |
780 |
780 |
109,4 |
3.2. |
Количество ярмарок, проводимых на постоянной основе |
ед. |
49 |
50 |
52 |
52 |
53 |
53 |
53 |
108,2 |
3.3. |
Количество торговых мест на ярмарках, проводимых на постоянной основе |
ед. |
13 051 |
14 074 |
14 274 |
14 274 |
14 344 |
14 344 |
14 344 |
110,0 |
Таким образом, для достижения показателей, предусмотренных стратегией развития торговли в Белгородской области к 2020 году, необходимо обеспечить качественно новый, улучшенный, цивилизованный образ потребительского рынка, который сможет удовлетворять высокий темп его развития, создание новых рабочих мест и инвестиционной привлекательности сектора торговли.
Литература:
- Кравченко Л. М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: учебник для вузов / Л. М. Кравченко — М.: Выш. шк.- 1995, 430с.
- http://base.garant.ru/10104219/
- http://docs.cntd.ru/document/428624761