Направления развития отрасли торговли на местном уровне
Авторы: Матвеева Альфия Руслановна, Панченко Дмитрий Валерьевич
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)
Дата публикации: 08.09.2017
Статья просмотрена: 836 раз
Библиографическое описание:
Матвеева, А. Р. Направления развития отрасли торговли на местном уровне / А. Р. Матвеева, Д. В. Панченко. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/12901/ (дата обращения: 17.12.2024).
Торговля является одной из древнейшей форм организации предпринимательской деятельности людей. Благодаря торговле формировались и укреплялись хозяйственные связи между регионами, государствами. Торговые взаимоотношения между различными географическими регионами способствовали расширению ассортимента торговых предприятий, более полному насыщению потребностей конечных потребителей. История торговых взаимоотношений между регионами, странами насчитывает многовековую историю. Распад СССР неизбежно отразился на состоянии торговых предприятий. В начальный период реформ оказались разрушенными большинство хозяйственных связей и ассортимент как продовольственных, так и непродовольственных товаров резко сократился. Впоследствии дефицит был восполнен импортными товарами, качество которых не всегда оказывалось должного уровня. В этой связи стоит отметить важную роль государственного управления торговлей [10, C.156].
Одним из факторов развития конкурентной среды в сфере потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли, достижение разнообразия торговых структур. На потребительском рынке происходят количественные и качественные изменения, вызванные применением передовых технологий, использованием современных методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы предприятий потребительского рынка. В регионах открываются новые магазины современных форматов — супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, торговые центры, магазины «шаговой доступности».
Во многих субъектах Российской Федерации достижение разнообразия торговых форматов и открытие магазинов «шаговой доступности» являются приоритетными направлениями совершенствования торговой деятельности.
В настоящее время выделяются следующие основные проблемы развития внутреннего рынка в Российской Федерации [7]:
Таблица 1
Ключевые показатели торговли вРоссии идругих странах
Показатель |
Россия |
Развитые страны ЕС |
Обеспеченность современными торговыми площадями, кв.м/тыс.чел. |
73 |
Более 500 |
Доля современных форматов |
35 % |
Более 70 % |
Доля 5 крупнейших компаний |
11 % |
Более 60 % |
Доля дистанционной торговли |
1,8 % |
Более 5 % |
Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли
Кроме того, для решения проблемы дефицита торговых площадей, а также их инфраструктуры необходимо стимулировать инвестиции в торговую недвижимость как со стороны крупных сетевых компаний, так и малого бизнеса.
Для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровням цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.
Действующую нормативную правовую базу [3, 4, 6, 7], регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют:
‒ недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли;
‒ избыточность правового регулирования.
Управление торговлей на местах (города, районы) подчинено общегосударственным целям и задачам, однако требует учета региональной специфики. Для крупных населенных пунктов нет особых проблем с привлечением крупных игроков ритейла разного формата, обеспечивающих соблюдение современным правилам торговли и соответствие требованиям качества обслуживания. Другое дело с малыми и средними городами, платежеспособность спроса в которых недостаточна, в связи с чем инвестиционная привлекательность недостаточна для формирования современного рынка торговли местного масштаба.
В мировой практике существует множество инструментов развития торговли в малых населенных пунктах, основными из которых являются предоставление налоговых льгот и кредитов розничным предприятиям. Наиболее совершенными механизмами развития торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктов обладают США. Вследствие наличия большой территории и невысокой плотности населения Правительство страны вынуждено стимулировать розничных игроков открывать магазины в малонаселенных городах и территориях с населением, обладающим невысоким доходом. Приведем инструменты, способствующие развитию розничной торговли в ряде зарубежных стран [1].
Таблица 2
Меры государственной поддержки развития розничной торговли вряде зарубежных стран
Государственные мероприятия |
Страны, применяющие мероприятия |
Предоставление земли на льготных условиях |
США, Австралия |
Оказании помощи в развитии инфраструктуры |
США, Индия |
Предоставление отсрочек по налоговым платежам |
США |
Предоставление «налоговых каникул» |
США |
Государственные фонды по развитию и обучению персонала |
Сингапур, США |
Субсидирование процентных ставок по кредитам |
США |
Большая часть из перечисленных возможных мер по стимулированию развития розничной торговли в малонаселенных и отдаленных населенных районах, требует от государства финансовых вложений. Учитывая ограничение финансовых возможности необходимо, прежде всего, использовать инструменты, которые не требуют прямого государственного финансирования, а предполагают только косвенную поддержку развития торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах, а именно:
‒ предоставление розничным компаниям земли на льготных условиях или бесплатно;
‒ включение в условие тендера на получение доступа для розничной компании на привлекательный рынок обязательства открыть магазин на отдаленной и непривлекательной с экономической точки зрения территории;
‒ предоставление льгот по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам;
‒ передачу части собранного налога на прибыль организациям розничной торговли.
Для решения проблем с развитием торговли в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах на основании данных мониторинга обеспеченности торговыми площадями и объектами логистической инфраструктуры, следует применять один или несколько механизмов:
‒ льготное выделение земельных участков;
‒ предоставление налоговых и иных льгот;
‒ поддержка кооперации малых производителей и торговых предприятий, находящихся на данных территориях.
Одним из инновационных ресурсов современной конкурентоспособной модели российской экономики может стать возрождение кооперативного уклада [8, 9]. Эффективная деятельность его институтов в системе многоукладной экономики позволит решить сложные задачи позиционирования в конкурентной рыночной среде, совершенствования социально-трудовых отношений, широкого вовлечения населения в кооперативные производственные отношения и процессы самоуправления. Кооперация работников-собственников, интегрирующая интересы работника и собственника, могла бы взять на себя решение задачи сокращения темпов социального расслоения, снижения социальной напряженности и повышения благосостояния населения.
Основу стратегии развития потребительской кооперации [1, 2] должна составлять политика инновационного развития потребительского сектора, которая позволит вовлечь основную часть трудоспособного населения в хозяйственную деятельность и решить задачу повышения благосостояния людей, снизить риски от вступления во Всемирную торговую организацию.
Таким образом, проведенный анализ теоретико-методологических аспектов повышения эффективности управления отраслью торговли позволил выявить:
‒ на сегодняшний день государственная поддержка развития торговли в России недостаточна в сравнении с зарубежными странами;
‒ трудности, тормозящие развитие торговли в нашей стране многочисленны и включают следующее:
a) проблемы, связанные с недостаточным уровнем развития инфраструктуры;
b) недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;
c) проблема недостатка и низкой квалификации кадров;
в малых городах одной из потенциально перспективных возможностей развития торговли является установление кооперационных связей.
Литература:
- Закон Республики Татарстан № 40-ЗРТ от 17 июня 2015 года «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
- Приказ Минпромторга России от 24 сентября 2009 г. № 853 «Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года»
- Приказ Минпромторга России от 23 октября 2009 г. № 965 «Стратегия развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации»
- Приказ Минпромторга России от 23 апреля 2010 г. № 319 «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года»
- Приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года»
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 № 134 «Об утверждении схемы территориального планирования Республики Татарстан»
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 № 763 «Об утверждении Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года».
- Шамхалов Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес: монография / Ф.Шамхалов. — изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: ЗАО Изд-во Экономика, 2015. -713 с.