Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Фахретдинова, И. Б. Совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан / И. Б. Фахретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 578-580. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26654/ (дата обращения: 19.11.2024).



В современных рыночных условиях основой стабильности и развития предприятия на рынке выступает прибыльность его деятельности. Доходность деятельности предприятия обеспечивает такое наличие финансовых ресурсов, при котором организации способна обеспечить процесс производства или реализации продукции. Доходность деятельности предприятия выступает основным источников финансирования оборотных средств, обновления основных фондов, а также является источником поступления доходов в бюджет [5].

Сложные экономические времена отражаются и на торговле: пик спроса, подстегнутый ажиотажем, наблюдался в ноябре-декабре 2014 года, сейчас же наступил резкий спад потребительской активности, поэтому торговле необходимо мобилизовать все силы и реализовать все наработки прошлых лет, особенно — инфраструктурные.

Поэтому совершенствование оценки доходности и рентабельности торгового предприятия в настоящее время являются особенно актуальными.

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, доходность, динамика, развитие торговли, методика, товарооборот, выручка.

Финансовые результаты деятельности торгового предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль выступает итоговым результатом работы торгового предприятия. Она является выраженным в финансовой форме чистым доходом предприятия, который представляет собой разницу между полученным доходом и всеми затратами. При условии, что себестоимость продаж не превышает выручку от продажи товаров, предприятие получает доход от реализации.

Также важным показателем доходности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность представляет собой один из главных показателей результативности деятельности коммерческой фирмы, который отражает уровень отдачи и эффективность использования имеющихся у предприятия средств в процессе торговой деятельности. Показатели рентабельности обычно выражены в коэффициентах (долях единицы), либо в процентах и выражают долю прибыли в каждой денежной единице определенных затрат. Оценка прибыльности деятельности предприятия обычно производится наиболее простым методом, то есть представляет собой разницу между доходами и расходами торгового предприятия. При разнице выручки и себестоимости продаж находится валовая прибыль. Далее, при вычитании из нее коммерческих и управленческих расходов, находится прибыль от продаж. Если вычесть из нее прочие доходы и расходы, а также проценты к получению и к уплате и доходы от участия в других организациях, то можно получить прибыль до налогообложения. Далее после уплаты налогов и сборов в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая является окончательным финансовым результатом деятельности предприятия [3].

Анализ рентабельности в торговле производится оценкой эффективности различных показателей на основе прибыли. Рентабельность находится путем частного от деления прибыли на исследуемый показатель. Например, рентабельность продаж находится от частного прибыли и выручки, рентабельность затрат — частное от прибыли и себестоимости продаж, рентабельность активов — частное от прибыли и активов торгового предприятия. Рентабельность обычно измеряется в единицах или процентах.

Однако это наиболее простые методики анализа доходности деятельности предприятия и современные условия диктуют правила по применению более эффективных и сложных методов анализа.

Это также обеспечивается спецификой развития торговли в Республике Башкортостан. Рассмотрим последние тенденции в данной сфере.

Республика Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе по розничному товарообороту: в 2014 году он составил 781,3 млрд рублей, сообщила в своем докладе Гузэль Асылова, первый зампред Госкомитета по торговле. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных и непродовольственных товаров составил соответственно 49,8 % и 50,2 %, что соответствует уровню 2013 года. По состоянию на 1 января 2015 года обеспеченность населения площадями торговых объектов составила 735,1 кв. м на 1000 человек (прирост 23 % к нормативу): увеличению способствовало открытие новых объектов.

Всего за 2014 год открыто 609 объектов розничной торговли, в результате чего общее количество объектов по состоянию на 1 января 2015 года составило 25301 [2].

В Уфе в 2014 году были открыты следующие наиболее крупные торговые объекты: торгово-развлекательный комплекс «Аркада», ул. Губайдуллина, 6, площадью 59000 кв. м; выставочный комплекс «ВДНХ-Экспо», ул. Менделеева, 158, площадью 52000 кв. м; гипермаркет «Леруа Мерлен», ул. Энтузиастов, 20, площадью 33000 кв. м

Автосалон «Мерседес» (компания «Арт-Моторс»), пр. С. Юлаева, 60, площадью 8000 кв. м и др. В целом по Башкирии также были открыты объекты торговли: г. Стерлитамак: вторая очередь ТЦ «Фабри» площадью 59000 кв. м; г. Сибай: торгово-развлекательный комплекс площадью 5000 кв. м; г. Нефтекамск: торговый дом «Эссен» площадью 5598 кв. м; г. Бирск: торгово-развлекательный центр «Аврора» площадью 39084 кв. м [2].

Тенденции развития торговли в Республике Башкортостан характеризуются следующими данными.

На четвертый квартал 2014 года пришелся пик инфляции — он достиг 4,7 %, что составило 42 % от годовой инфляции. Стоимость минимального набора продуктов питания в Республике Башкортостан за 2014 год выросла на 17 % и составила в декабре 2013 года 3069,7 рубля. Госкомитетом по торговле совместно с администрациями муниципалитетов ведется мониторинг цен на продтовары, в том числе социально значимые продукты питания. На 1 января 2015 года коэффициент представленности продукции республиканских товаропроизводителей по 22 наименованиям социально значимых товаров составил почти 70 % [2].

Предприятий оптовой торговли в Республике Башкортостан насчитывается 542. Складские площади составляют более 500 тыс. кв. м, емкость холодильников — 117,8 тыс. куб. м. Тем не менее развитие оптовой структуры отстает от современных требований: главная проблема — в нехватке логистических комплексов, которые обеспечивали бы ответственное хранение грузов и их доставку. В настоящее время ведется работа по строительству оптового распределительного центра сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.

В марте 2015 года получено решение Правительства Российской Федерации о реализации первоочередных мер по изменению ситуации на потребительском рынке — так называемые «4 условия роста», был предложен ряд мер по совершенствованию деятельности торговых предприятий Республики Башкортостан:

 совершенствование правил организации торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов;

 продление права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, срок действия которых истек, на прежних или льготных условиях без проведения торгов;

 введение механизма адресной продовольственной помощи малоимущим и нуждающимся гражданам;

 установление персональной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за развитие торговых объектов всех форматов.

Таким образом, в современных условиях развития торговой отрасли в Республике Башкортостан необходимо совершенствование оценки доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий.

В существующей системе анализа доходности и рентабельности деятельности торговых предприятий можно отметить серьезный недостаток — использование одного показателя не способствует полноценному анализу деятельности организаций. Недостатки и достоинства присущи каждому из показателей рентабельности. Что касается недостатков, то они устраняются на основе применения комплексной системы оценочных показателей.

Предлагается осуществлять оценку на основе показателей рентабельности, которые рассчитываются к связи со всеми ресурсами торгового предприятия, учитывая его экономический потенциал и текущие расходы на реализацию товаров. Необходимо применять в анализе показатель рентабельности экономических ресурсов.

Рентабельность экономических ресурсов рассчитывается по формуле:

,

где П — прибыль от реализации в отчетном году;

ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов;

ОС — среднегодовая стоимость оборотных фондов;

РОТ — расходы на оплату труда торговых работников;

ОФ + ОС + РОТ — стоимость экономических ресурсов торгового предприятия [7].

Также важным показателем выступает рентабельность функционирующего капитала (хозяйственных средств):

,

где ОФ + ОС — сумма функционирующего капитала.

Также необходимо анализировать рентабельность текущих затрат:

,

где Р — издержки на реализацию товаров предприятий.

Показатель рентабельности, исчисленный как отношение прибыли к сумме вложенных средств, показывает, какой процент прибыли приходится на вложенные средства, то есть отдачу от затраченного капитала.

Исчисление прибыли в процентах к расходам на реализацию необходимо в первую очередь для соизмерения затрат с денежными накоплениями. В текущих затратах торговли отражаются не только собственные потребленные ресурсы, но и ресурсы других сторонних организаций (например, транспортные расходы). Этот принцип действует и на народнохозяйственном уровне, в любой отрасли. Следовательно, показатель рентабельности текущих затрат более полно отражает эффективность использования собственных и арендованных ресурсов (затраты на которые отразились в тарифах, ставках).

Литература:

  1. Закон РБ О торговой деятельности в Республике Башкортостан (в ред. Законов РБ от 30.03.2006 № 290-з, от 01.03.2007 № 413-з)
  2. Развитие торговли в Республике Башкортостан: Госкомитет по торговле провел итоговую коллегию за 2014 год. Источник: Портал о торговле и малом бизнесе «Линии торговли». http://www.spufa.ru/node/3235
  3. Ефимова О. В. Анализ рентабельности капитала // Бухгалтерский учет. — 2013. — № 5 — С. 16–20.
  4. Игнатущенко В. В. Оценка качества прибыли // Деловой партнер. — 2013. — № 7 — С. 42–45.
  5. Ковалев В. В. Анализ средств предприятия и их использования // Бухгалтерский учет. — 2015. — № 10 — С. 10–15.
  6. Ковалев В. В. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика, 2014.
  7. Кодацкий В. А. Затраты и прибыль // Экономист. — 2014. — № 7 — С. 77–83.
  8. Крупнов Ю. С. Актуальные проблемы управления финансами // Финансы. — 2014. — № 4 — С. 5–7.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, торговое предприятие, показатель рентабельности, площадь, прибыль, рентабельность, ресурс, себестоимость продаж, розничная торговля, Российская Федерация.


Похожие статьи

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Инвестиционная привлекательность компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов

В статье рассмотрена проблема инвестиционной привлекательности компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые оказали влияние на инвестиционный климат в России и на расположение работающих в стране иностранных инвесторов к осуществле...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Проблемные вопросы формирования прибыли организации на современном этапе развития экономики на примере ОАО «Завод ЖБИ-3»

предпринимательства. В качестве критерия эффективности формирования и управления прибылью выступает ее максимизация на единицу затрат и ресурсов. Основной проблемой при получении прибыли можно выделить различные подходы к определению доходов и расход...

Совершенствование системы стимулирования труда персонала

Проблемы мотивации работников предприятий остаются в настоящее время очень актуальными, так как от правильно разработанных систем мотивации зависят результаты деятельности предприятий, особенно при внедрении в производство инновационных технологий и ...

Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста

С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Похожие статьи

Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

Мотивация и стимулирование труда торгового персонала в розничной сети

Одним из решающих факторов победы в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг является квалифицированный персонал организации. Воплотить стратегические цели в реальность возможно только «руками» торгового персонала, обладающего достаточной мотивац...

Инвестиционная привлекательность компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов

В статье рассмотрена проблема инвестиционной привлекательности компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые оказали влияние на инвестиционный климат в России и на расположение работающих в стране иностранных инвесторов к осуществле...

Организация процесса обучения в ресторане на примере ООО «Ламбик»

В эпоху активного развития ресторанного бизнеса в Российской Федерации открывается все большее количество предприятий общественного питания и, пожалуй, единственной отличительной особенностью того или иного заведения становится качество оказываемых у...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Проблемные вопросы формирования прибыли организации на современном этапе развития экономики на примере ОАО «Завод ЖБИ-3»

предпринимательства. В качестве критерия эффективности формирования и управления прибылью выступает ее максимизация на единицу затрат и ресурсов. Основной проблемой при получении прибыли можно выделить различные подходы к определению доходов и расход...

Совершенствование системы стимулирования труда персонала

Проблемы мотивации работников предприятий остаются в настоящее время очень актуальными, так как от правильно разработанных систем мотивации зависят результаты деятельности предприятий, особенно при внедрении в производство инновационных технологий и ...

Развитие конкурентной среды как фактор экономического роста

С развитием экономических теорий пришло понимание, что формирование благоприятной конкурентной среды необходимо для долгосрочного экономического роста, однако, такое позитивное влияние не является автоматическим. Поэтому, основной целью работы являет...

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Задать вопрос