Случай привлечения ликвидатора юридического лица к субсидиарной ответственности при ликвидации последнего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 1822 раза

Библиографическое описание:

Безбородова, М. А. Случай привлечения ликвидатора юридического лица к субсидиарной ответственности при ликвидации последнего / М. А. Безбородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49518/ (дата обращения: 19.12.2024).



Прежде чем приступить к раскрытию основной проблемы, озвученной в заголовке статьи, определимся, что же такое субсидиарная ответственность и кто к ней фактически может быть привлечен.

Субсидиарная ответственность — это разновидность гражданско-правовой ответственности.

По своей природе это дополнительная ответственность юридических лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за ненадлежащее исполнение обязательств.

Иными словами, если имущества юридического лица недостаточно для покрытия долгов перед кредиторами, обязанность по их уплате возлагается на руководителя и учредителя юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ субсидиарная ответственность по долгам должника возможна в случаях: [2]

  1. неподачи заявления о банкротстве, в случаях, когда такая обязанность возникла в силу закона;
  2. наступления банкротства в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц;
  3. утраты или искажения бухгалтерских документов.

К субсидиарной ответственности может быть привлечен:

  1. руководитель должника;
  2. члены коллегиального исполнительного органа должника;
  3. собственник имущества должника — унитарного предприятия;
  4. члены совета директоров должника;
  5. председатель ликвидационной комиссии должника;
  6. управляющая компания должника;
  7. иные контролирующие должника лица.

Отметим, что к иным контролирующим лицам должника относится в том числе и ликвидатор.

Однако на сегодняшний момент открытым остается вопрос о возможности привлечения арбитражным управляющим к субсидиарной ответственности ликвидатора юридического лица.

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица в порядке, установленном ст. 62 Гражданского кодекса РФ, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор) и устанавливаются порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ). [1]

Если иное не предусмотрено Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)" (далее — Закон N 127-ФЗ), в целях Закона N 127-ФЗ под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ).

По смыслу взаимосвязанных положений абз. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3, п. п. 1 и 3 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ для целей применения специальных положений законодательства о субсидиарной ответственности, по общему правилу, учитывается контроль, имевший место в период, предшествующий фактическому возникновению признаков банкротства, независимо от того, скрывалось действительное финансовое состояние должника или нет, то есть принимается во внимание трехлетний период, предшествующий моменту, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» (далее — Постановление N 53)). [3]

По общему правилу необходимым условием отнесения лица к числу контролирующих должника является наличие у него фактической возможности давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (п. 3 Постановления N 53, п. 3 ст. 53.1 ГК РФ, п. 1 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ). [7]

Предполагается, пока не доказано иное, что контролирующим должника лицом является, в частности, ликвидатор должника, который по общему правилу несет ответственность, указанную в ст. ст. 61.11–61.13, 61.20 Закона N 127-ФЗ (пп. 1 п. 4 ст. 61.10, п. 1 ст. 61.11, п. 1 ст. 61.12, п. 1 ст. 61.13, п. п. 1, 6 ст. 61.20 Закона N 127-ФЗ).

При банкротстве юридического лица контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности:

‒ за невозможность погашения полных требований кредиторов;

‒ за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в арбитражный суд о собственном банкротстве;

Также ликвидатор может быть привлечен к субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов согласно п. 1 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ только при наличии следующих условий:

‒ если действия (бездействие) ликвидатора привели к невозможности погашения требований кредиторов;

‒ если действия (бездействия) контролирующего лица стали необходимой причиной объективного банкротства при доказанности следующей совокупности обстоятельств:

‒ должник привлечен к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия);

‒ доначисленные по результатам мероприятий налогового контроля суммы налога (сбора, страховых взносов) составили более 50 процентов совокупного размера основной задолженности перед реестровыми кредиторами третьей очереди удовлетворения;

‒ когда после наступления объективного банкротства контролирующее лицо совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Указанное означает, что по общему правилу контролирующее лицо, создавшее условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств, подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в полном объеме, поскольку презюмируется, что из-за его действий (бездействия) окончательно утрачена возможность осуществления в отношении должника реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности, и, как следствие, утрачена возможность реального погашения всех долговых обязательств в будущем (п. 17 Постановления N 53).

При этом ликвидатор, как контролирующее должника лицо, не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в случае, когда его действия (бездействие), повлекшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов гражданско-правового сообщества, объединяющего всех кредиторов (п. 3 ст. 1 ГК РФ, абз. 2 п. 10 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ, п. 18 Постановления N 53). [10]

Таким образом, ликвидатор юридического лица может быть привлечен к субсидиарной ответственности только при наличий условий, указанных выше.

При этом ликвидатор юридического лица не может быть привлечен к субсидиарной ответственности, в случае когда его действия (бездействия), повлёкшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов гражданско-правового общества, объединяющего всех кредиторов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г в ред. От 29.12.2017г. № 91
  2. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 № 127-ФЗ;
  3. Постановление Пленума ВС РФ № 53 от 21.12.2017г. «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»;
  4. Ванин В. Э. Закон о несостоятельности (банкротстве): какую реформу нам предлагают? // Законодательство и экономика, 2014, № 3
  5. Говоруха М. Ответственность лиц, осуществляющих функции органов управления должника, при банкротстве // Хозяйство и право. — М., 2014, № 7. — С. 96–104;
  6. Гурай Г. А. Применение ФЗ от 2 октября 2009 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения в отношении организации-должника процедуры банкротства // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — М.: Спарк, 2010, № 7 (151). — С. 7–11;
  7. Демехин А. И. Новые изменения в законодательстве о банкротстве // Право и экономика, 2011, № 11;
  8. Дорохина Е. Г. Арбитражное управление в системе банкротства: Монография. Новый индекс, 2015;
  9. Дорохина Е. Г. Должник как субъект управления в системе банкротства // Закон, 2013, № 7
  10. Карелина С. А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. Волтерс Клувер, 2014;
  11. Адамова В. Б., Марков П. А., Спахова Н. М. Проблемные вопросы практики применения законодательства о банкротстве // Вестник Арбитражного суда города Москвы, 2015, № 4;
  12. Ванин В. Э. Д.А. Медведев как основоположник банкротного права Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2014, № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): субсидиарная ответственность, юридическое лицо, общее правило, ГК РФ, действие, должник, ликвидатор, ликвидационная комиссия, объективное банкротство, обычный деловой риск.


Похожие статьи

Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве

Причинно-следственная связь при привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника при банкротстве

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника в деле о несостоятельности (банкротстве)

Промежуточный ликвидационный баланс при ликвидации юридического лица

Особенности применения обеспечительных мер в случае привлечения лица, контролирующего кредитную организацию (банк), к субсидиарной ответственности

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Особенности правового режима распределения имущества ликвидируемого юридического лица

Субсидиарная ответственность органов юридического лица при банкротстве

Неразумность действий органа юридического лица как основание для привлечения его к ответственности

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Похожие статьи

Процессуальные особенности рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве

Причинно-следственная связь при привлечении к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника при банкротстве

Основания для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя должника в деле о несостоятельности (банкротстве)

Промежуточный ликвидационный баланс при ликвидации юридического лица

Особенности применения обеспечительных мер в случае привлечения лица, контролирующего кредитную организацию (банк), к субсидиарной ответственности

Основания и порядок привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности при банкротстве

Особенности правового режима распределения имущества ликвидируемого юридического лица

Субсидиарная ответственность органов юридического лица при банкротстве

Неразумность действий органа юридического лица как основание для привлечения его к ответственности

Проблема пролонгации сроков конкурсного производства при процедуре несостоятельности (банкротства) юридического лица

Задать вопрос