В контексте современной науки вопрос развития познавательного интереса является одним из наиболее актуальных. В процессе обучения и воспитания необходимо вызвать в ребёнке познавательную потребность, лежащую в основе развития интереса к познанию. Еще К. Д. Ушинский утверждал, что в ребенке необходимо развивать желание и способность самостоятельно, без педагога обогащать свой познавательный опыт. Ребёнку следует дать средство извлечь нужные сведения не только из книг, но и из окружающих его предметов, из моментов его жизни. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого обучения [11].
Познавательный интерес — это важнейшая основа развития человека как деятеля, творца, преобразователя. Интерес к познанию активизирует все психические процессы человека, побуждает к непрерывному поиску изменения, улучшения действительности посредством деятельности. Особенностью познавательного интереса является то, что он может обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности индивида, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любую деятельность человек, охваченный познавательным интересом, совершает более плодотворно и результативно.
Вследствие того, что интерес- сложное и очень значимое для человека образование, он активно изучается среди многих исследователей и в психолого-педагогической литературе можно увидеть огромное количество различных определений данного понятия. Выделим те, которые, по нашему мнению, наиболее ярко и точно выделяют сущность расхождения мнений по данному вопросу.
Интерес- потребность в знании, ориентирующем человека в действительности (Л. И. Божович, В. М. Мясищев) [1,7]
Интерес- особая психологическая потребность личности в определённых предметах и видах деятельности как источниках желанных переживаний и средствах достижения желанных целей (Б. И. Додонов) [4]
Интерес-эмоциональное проявление потребностей человека (А. В. Петровский) [9]
Интерес — эмоционально окрашенная направленность нашего сознания на определённые объекты, влияющая соответствующим образом на нашу деятельность (Л. А. Гордон) [3]
Интерес — выражение устойчивой направленности личности, её деятельности, поступков и поведения относительно объекта потребности (Т. К. Панкратов) [8]
Интерес — мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности (С. Л. Рубинштейн). [10]
Обобщив разнообразные взгляды на сущность интереса, можно выделить несколько направлений, в которых настоящее понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Из вышеуказанных направлений нам ближе линия С. Л. Рубинштейна, в которой интерес рассматривается как мотив, и, следовательно, познавательный интерес — как мотив познавательной деятельности.
С. Л. Рубинштейном установлена плотная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: последние являются фундаментом познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса непременно ведет к обогащению знаний. [10]
Важно отметить научные взгляды Н. Г. Морозовой, которая указывает на значение эмоциональной стороны в познавательном интересе, а именно на то, что интерес является отношением эмоционально-познавательным, переходящим при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности. [6]
Как показали исследования данного автора, роль интересов сводится к следующему:
– интересы благоприятствуют глубине и прочности знаний;
– развивают и повышают качество мыслительной деятельности;
– оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка: определяют его активность в умении, способствуют формированию способностей, воспитывают изобретательный подход к разнообразным видам деятельности;
– ведут к повышению общего эмоционального тонуса, создавая положительный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию формирования познавательных интересов. В исследованиях ученых (Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой) определены следующие стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство — упрощённая, первоначальная стадия, обусловленная внешними, порой неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
- Любознательность — ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
- Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями, в закономерности познания.
- Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. [6,12]
В свою очередь, В. Б. Бондаревский сформулировал такие этапы развития интереса: занимательность изложения, которая будит любопытство, любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании. [2]
Проблему видов познавательного интереса можно увидеть в исследованиях Л. И. Божович, которая определяет два основных вида познавательного интереса, представляющих последовательные фазы его развития:
- Ситуативный, эпизодический, возникающий к внешним признакам предметов и явлений. Являясь относительно неустойчивым, неглубоким, ситуативный интерес, тем не менее, имеет большое значение для дальнейшего углубления познавательного интереса.
- Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и общественной значимостью [1]
Более полной является другая классификация, представленная Г. И. Щукиной. Автор выделяет три вида познавательного интереса:
- Ситуативный — эпизодическое переживание.
- Устойчивый, активный интерес — эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности.
- Личностный интерес — направленность личности [12]
Данный исследователь указывает, что интерес к познанию- это отражение уровня активности личности, которое связано со всеми психическими процессами человека и занимает главное место в структуре направленности личности. В ее представлении развитие интереса идет в направлении снижения роли внешних стимулов, от диффузного интереса к дифференцированному, от ситуативного, поверхностного к устойчивому, глубинному, теоретическому. [5]
Именно Г. И. Щукиной была представлена наиболее отчётливая структура познавательного интереса. С её точки зрения, познавательный интерес состоит из следующих компонентов:
- Интеллектуальный компонент — выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
- Эмоциональный компонент — проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту.
- Волевой компонент — рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса.
Таким образом, интерес — сложное и неоднородное понятие, имеющее интерпретации в различных областях психолого-педагогической науки.
Несмотря на то, что учёными многогранно освещены вопросы о его структуре, видах, стадиях развития, эта проблема ещё долгое время будет объектом пристального внимания. На сегодняшний день познавательный интерес всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности воспитанников, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывая активное отношение к жизни.
Литература:
- Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения — М.:Учпедгиз,1955.—256с.
- Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям.- Горький.:Приокское книжное издательство, 1968. — 456 с.
- Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — 232 с.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Лежнёв В. Т. Учение о потребности в современной психологии. — М., 1939. — 168 с.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 2009. — 246 с.
- Мясищев В. Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Психология, 1959. С.32–40
- Панкратов Т. К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. — Казань: Изд-во Казан ун -та, 1971. — 58 с.
- Петровский А. В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1974. — 440 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 208 с.