О сущности познавательного интереса и его роли в обучении
Авторы: Кошенкова Наталья Владимировна, Кузнецова Кристина Владимировна, Игейсинова Гульбаршын Марксовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2014
Статья просмотрена: 4177 раз
Библиографическое описание:
Кошенкова, Н. В. О сущности познавательного интереса и его роли в обучении / Н. В. Кошенкова, К. В. Кузнецова, Г. М. Игейсинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6718/ (дата обращения: 22.12.2024).
Идея воспитания интереса к знаниям, как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения, возникла давно, получив заметное отражение в прогрессивной педагогике прошлого. Еще Л. Н. Толстой утверждал, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса.
К. Д. Ушинский, рассматривавший учение как серьезный труд, как труд, «полный мысли», считал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…» [7]
Ту же точку зрения на интерес обнаруживаем и у его последователей В. И. Водовозова, Н. Ф. Бунакова, В. П. Вахтерова, А. И. Анастасиева и других. Выступая, как и К. Д. Ушинский, против «потешающей педагогики», против «не идущих к делу прикрас», они сознавали, что «движущей силой в обучении должен быть интерес, а ненасилие» [2], что интерес в школьном обучении представляет «великую возбуждающую силу» [1].
Проблема изучения и развития интересов школьников привлекала внимание многих педагогов. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает» [6]. Другой отечественный педагог М. В. Остроградский писал: «Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растёт, овладевает человеком и влечёт его к наибольшим излишествам» [4]. Сейчас, когда общество ждёт от школы инициативных и творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями, вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку опыт работы и личные наблюдения показывают, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к отдельным предметам и к учению вообще и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Результаты психологических и педагогических исследований позволяют научно обосновать известные в практике и предложить новые методические средства пробуждения и развития интереса школьников к конкретному предмету.
Интерес, как считают психологи, представляет собой своеобразный сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Более конкретное определение дано психологом В.А Крутецким: «Интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданные с положительным эмоциональным отношением к ним. Всё, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не всё, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность» [3].
Ядро интереса составляют познавательный и эмоциональный компоненты, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Эмоционально-познавательное отношение человека к тому или иному объекту или эмоционально-познавательная направленность его на объект мотивируется привлекательностью самого объекта или осуществляемой для его познания деятельностью. Исходя из этого, можно выделить два тесно связанных между собой источника, вызывающие интерес учащихся к предмету: это его содержание и организуемая для познания этого предмета деятельность школьников.
Вычленяя в интересе познавательный и эмоциональный компоненты, ученые подчеркивают при этом особую роль последнего, так как при отсутствии эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, но не будет интереса. Отсутствие активно-познавательного фактора также не позволяет говорить об интересе, так как не каждое положительное отношение можно квалифицировать как интерес.
Привлекательностью объекта и осуществляемой для его познания деятельностью определяется такой существенный признак интереса, как его избирательность. Интерес всегда имеет ту или иную предметную направленность. Несмотря на многообразие предметов и явлений окружающего мира, являющегося источником самых разных интересов человека, «в интересе каждой личности избирательно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для самой личности, что связано с ее индивидуальным опытом и развитием».
В педагогической теории и практике интерес рассматривается как мощный стимул обучения, как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся, позволяющее учителю сделать процесс овладения знаниями, умениями и навыками более целенаправленным, продуктивным и в то же время более привлекательным. Интерес делает более успешной учебную деятельность. Он способствует преодолению формализма в знаниях, глубине и прочности их усвоения, успешности применения знаний на практике, побуждает учащихся к самостоятельному их добыванию.
По своей природе интерес не является врожденным свойством личности, он возникает не сам по себе, а обусловлен воздействием на человека окружающей действительности. Интерес школьников к тому или иному предмету зависит от определенных условий обучения и воспитания, от того, насколько продумана учителем работа детей по овладению какой-либо школьной дисциплиной. Учеников привлекает прежде всего тот предмет, который «хорошо поставлен» [5], где особенно интересно и успешно протекает их деятельность. При этом важно, как учитель использует возможности не только учебной, но и внеурочной работы.
На основе интереса к учебной деятельности у школьников формируются познавательные интересы: постоянное стремление детей к познанию всего нового в определенном учебном предмете, тенденция «углубляться в сущность познаваемого, а не оставаться на поверхности явлений» [8].
Формирование познавательных интересов, как указывают отечественные педагоги, является сложным процессом, проходящим через несколько ступеней, которые выражают объективный порядок в их развитии, определенную взаимосвязь и взаимозависимость между ними. В психологических и педагогических исследованиях намечены (в общей форме) эти ступени, характеризующие динамику интереса. Он проявляется прежде всегов любопытстве, сменяемом любознательностью, и далее ведет к подлинно познавательному интересу. При изменении характера интереса изменяется объект интереса, расширяются его границы.
Как показывают наблюдения, развитие познавательных интересов способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, повышает учебную мотивацию, формирует способность ориентироваться в сложной жизненной ситуации, быстро и правильно принимать нужные решения, брать на себя ответственность за порученное дело, проявлять инициативу и настойчивость, отстаивать как свои интересы, так и интересы коллектива. Именно поэтому учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к преподаваемой дисциплине. На наш взгляд, такие технологии, как метод проектов, проблемное обучение, модульное обучение, развивающее обучение способствуют повышению познавательного интереса у школьников.
Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках являются нестандартные формы уроков. В своей практике мы применяем следующие типы уроков:
- уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. п.;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала:урок мудрости, откровение, урок-блок;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, “живая газета”, устный журнал;
- уроки, опирающиеся на фантазию:урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от …;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте;
- перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков»;
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж.
Функциями нестандартного урока при формировании познавательной самостоятельности являются: а) образовательная (формирование и развитие целостной системы знаний, общеучебных умений и навыков учащихся); б) воспитательная (формирование системы эмоционально-ценностных ориентаций и личностных смыслов); в) развивающая (формирование поисковых, исследовательских и творческих навыков и умений учащихся); г) информационная (формирование навыков переработки информации); д) стимулирующая (формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету, к дальнейшему познанию; выработка потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания); е) рефлексивная (формирование способности повторного осмысления противоречий и проблемных ситуаций, возникавших на уроке, а также своего участия в нем); ж) интегративная (формирование алгоритмов деятельности — учебной, познавательной, коммуникативной и др.); з) диагностическая (выявление уровня знаний, умений и навыков учащихся).
Несмотря на трудоемкость внедрения и применения нестандартных форм организации и проведения урока, он представляется весьма результативным, о чем может свидетельствовать высокий уровень овладения знаниями.
Таким образом, если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развитию творческих способностей личности и, следовательно, повышению качества результатов обучения.
Литература:
1. Анастасиев А. И. Народная школа. Руководство для учителей и учительниц. — М: Просвещение, 1976. — 36 с.
2. Бунаков Н. Ф. Как я стал и перестал быть «учителем учителей». — СПб: 1955. -159с.
3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М: Просвещение, 1972. — 253с.
4. Остроградский М. В. Избранные труды. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. 583 с.
5. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. — СПб:2002. — 720 с.
6. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М.: Педагогика, 1979. -127 с.
7. Ушинский К. Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии».Собр.соч. в 9-ти т. — М: 1950, т.10. 429 с.
8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971. — 352 с.